«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по теме Социальный конфликт

Разработка представляет собой техкарту к уроку обществознания в 6 классе по теме "Социальный конфликт", урок включает работу с мультфильмом.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта по обществознанию

Тема «Социальный конфликт», 6 класс.


Студент-практикант: Пузикова М. В.

Класс: 6

Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой — М.: Просвещение, 2012. — 111 с.

Тема раздела: Параграф 9. Конфликты в межличностных отношениях


Цели урока:

Образовательные: изучить понятие «социальный конфликт»; выявить стадии развития конфликта; охарактеризовать способы поведения в конфликте; найти различие между конструктивным и неконструктивным конфликтом.

Развивающие: способствовать формированию умения осуществлять синтез посредством выявления понятия «социальный конфликт» с помощью признаков конфликта; формировать умение различать конструктивный и неконструктивный конфликты; способствовать умению определять способ поведения в конфликте; формировать умение анализировать с помощью разбора конфликта на стадии.

Воспитательные: формировать понимание необходимости решать конфликт конструктивно и избегать применения силы для его решения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие «социальный конфликт»; знать стадии конфликта, способы поведения в конфликте.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в тексте.

Коммуникативные: верно формулировать мысли, излагать своё мнение, аргументировать, подтверждать фактами.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; осуществлять самооценку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник Л. Н. Боголюбова; рабочая тетрадь, видеофрагменты из м/ф «Мост» и мультсериала «Барбоскины».

Основные понятия: социальный конфликт.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.


Этап урока



Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формирование УУД

I

Орг. Момент.

Приветствие. Подготовка рабочего места.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Скажите пожалуйста, кто сегодня отсутствует в классе.

- Теперь, прошу вас обратить внимание на свои парты, проверить, все ли учебные принадлежности у вас на месте и аккуратно ли они сложены.

Дети перечисляют отсутствующих (если таковые есть) и проверяют наличие учебно-классных принадлежностей, санитарное состояние кабинета.

1 мин

Подготовка к продуктивной работе на уроке.


2.

Актуализация знаний

Повторение материала, изученного на прошлом занятии.

- Давайте вспомним и назовём тему прошлого занятия.

- Сейчас мы сыграем с вами в игру «Крестики-нолики». Соревнуются две команды.

1) Дайте определение понятию «семья».




2) Назовите отличие нуклеарной семьи от расширенной.


3) Назовите виды семей по числу детей.

4) Назовите отличие традиционной семьи от партнёрской.






5) Назовите виды брака

6) Приведите пример рекреационной функции семьи


7) Приведите пример хозяйственно-экономической функции семьи


8) Приведите пример психологической функции семьи


9) Приведите пример воспитательной санкции.



- Тема прошлого урока: «Социальный контроль».


Играют в крестики-нолики.


1) Семья – это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью быта, бюджета и взаимной ответственностью.

2) Нуклеарная семья состоит только из супругов или из супругов и детей, расширенная – из нескольких поколений.

3) Многодетные, малодетные и бездетные семьи.

4) В традиционных семьях обязанности строго распределены между мужчиной и женщиной, мужчина –добытчик, обеспечивает семью, женщина ведёт домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей. В партнёрской семье и муж, и жена работают, обязанности распределены равномерно.

5) Религиозный и гражданский.

6) В семье Завалишиных есть традиция: каждое воскресенье они катаются на лошадях.

7) Каждый месяц семья собирается за стол, чтобы обсудить семейный бюджет и распределить домашние обязанности.

8) За ужином они всегда обсуждают, как прошёл их день, поддерживают друг друга и всегда готовы помочь советом или делом.

9) Родители приучают детей помогать нуждающимся: раз в полгода они собирают вещи, которые всё ещё в хорошем состоянии, но уже не нужны, и отвозят их в приют.

15 мин.

Коммуникативные УУД

Чётко излагать свои мысли.

Предметные УУД

Знать определение и и признаки правового государства.


3.

Мотивация

Формулирование темы урока и постановка целей.

Слайд 4.

- Ребята, сейчас мы просмотрим с вами видеофрагмент из мультфильма «Мост». Ваша задача – назвать одним словом то, что происходит на экране.

- Итак, какое же слово передаёт суть этого видеофрагмента?

- Верно. О чём мы сегодня будем говорить?

Слайд 6.

- Откройте тетради, запишите число и тему «Социальный конфликт»

- Давайте вместе подумаем над целями нашего занятия. Что мы должны изучить?

Слайд 7.

- Ребята, подумайте, конфликт – это хорошо или всегда плохо? В этом вопросе мы сегодня с вами постараемся разобраться. Слайд 8.




Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Мост».



- Конфликт.


- О конфликте.


Открывают тетради, записывают число и тему.


- Выявить понятие конфликта, виды конфликтов, как себя вести в конфликтной ситуации.


Рассуждают.

2 мин.

Регулятивные УУД

1. Определять цель в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.



4.

Изучение новой темы

- Вспомните ещё раз просмотренный видеофрагмент, кто участвовал в конфликте?

- Верно, то есть в любом конфликте есть участники (пишет на доске «участники» или «субъекты»). Сколько их может быть?

- Да, конфликтовать могут даже целые страны и союзы стран, но минимум субъектов конфликтов – два.

- Назовите причину конфликта.


- Причина любого конфликта в обладании тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Пройти мост первым было одинаково важно как для лося, так и для медведя. Пишет на доске обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

- Ребята, мы рассмотрели два основных признака любого конфликта. Давайте попробуем составить определение понятия «конфликт». Я дам вам скелет, а вы заполните пропуски. Слайд 10.

Слайд 11.

- Запишите определение в рабочую тетрадь, не забудьте выделить ключевые слова.

- Ребята, как лось и медведь пытались разрешить этот конфликт?

- Стоит ли использовать силу для разрешения конфликтов?

- Почему решение с позиции силы – плохое решение?

Слайд 12.












- Верно, вспомните, в мультфильме заяц и енот тоже хотели пройти по мосту и заявили своё недовольство. Что сделали в ответ лось и медведь?

- Верно, а что затем произошло?


- Помогла лосю и медведю сила разрешить конфликт?

- Затем заяц и енот столкнулись с той же проблемой, кто пройдёт мост первым. Как они разрешили конфликт?

- Ребята, есть два очень похожих способа разрешения конфликта: сотрудничество и компромисс. Откройте с. 79 и найдите отличие сотрудничества от компромисса. Слайд 14.



- Верно, какой же способ применили заяц и енот? Сотрудничество или компромисс? Свой ответ обоснуйте.

- Абсолютно верно. А как в данном конфликте могли бы поступить стороны, если бы решили пойти на компромисс?

- Ребята, подумайте, как ещё могли бы развиваться события. Вот встретились енот и заяц на мосту.


- Верно, то есть енот мог бы приспособиться под зайца. Как называется такой способ поведения в конфликте? Слайд 15.

- Ребята, откройте с 80 и найдите ещё один способ поведения в конфликте. Слайд 16.

- Верно, как могла бы развиваться ситуация с мостом при таком способе поведения?



- Верно. И у нас остался последний способ – привлечение посредника, третьего лица. Допустим, в самом начале медведь мог бы, вместо того, чтобы применить илу по отношению к еноту, мог бы привлечь его в качестве 3 лица для разрешения конфликта. Подумайте, почему этот способ может быть эффективным? Слайд 18.

- Верно, мы с вами рассмотрели 6 способов поведения в конфликте, запишите их в тетрадь.

- Ребята, каждый конфликт проходит через 5 стадий. Они перед вами, но в перемешанном порядке, наша задача – расставить стадии в хронологическом порядке. Слайд 19.


- Ребята, давайте попробуем разобрать конфликт из мультфильма по стадиям. Возникновение конфликтной ситуации – это ещё не начало спора, а только появление обстоятельств, которые станут причиной спора. В чём проявилась 1 стадия?

- Когда началось осознание конфликта?



- Когда началось проявление конфликта?


- Что стало углублением конфликта?


- Что стало разрешением конфликта?



- Верно, ребята, запишите стадии развития конфликта.

- Ребята, перед вами ситуация. Прочитайте её. Есть два исхода этого конфликта. Подумайте, какой из имеет наиболее плодотворный исход?

- Почему?

Слайд 20.



- Верно. А в чём ещё различие этих двух исходов?


- Верно. Ребята, такие конфликты, когда стороны аргументированно доказывают свои точки зрения и приходят к обоюдному решению, называют конструктивными конфликтами. А конфликты, которые сопровождаются оскорблениями и грубостями, в результате которого стороны не приходят к какому-то решению, называются неконструктивными конфликтами.

- Вернёмся к нашему вопросу в начале урока. Так всегда ли конфликт — это плохо? Слайд 21.

- Лось и медведь, а затем заяц и енот.



- Сколько угодно, от двух до миллиардов.






- Звери не могли решить, кто пройдёт мост первым.


- Взаимными обязанностями.





Пробуют составить определение, заполнив пропуски.

- Социальный конфликт – это спор нескольких субъектов за обладание тем, что одинаково высоко ценится всеми сторонами.

Записывают определение в тетрадь.


- С помощью применения силы.


- Нет, не стоит.


- Во-первых, насилие не разрешит конфликт, противоречия между людьми, которые привели к конфликту, останутся и конфликт с высокой вероятностью повторится вновь, поэтому это просто неэффективно. Во-вторых, разрешая конфликт силой, вы упускаете возможность услышать своего оппонента и его аргументы, а может быть вам это правда полезно? В-третьих, не забываем, что у проигравшей стороны появится желание отомстить с двойной силой. В-четвертых, насилие и угроза применения насилия является уголовным преступлением и наказывается согласно УК РФ.

- Применили силу по отношению к зайцу и еноту.


- Енот и заяц решили отомстить лосю и медведю и сбросили их с моста.

- Нет, не помогла.


- Енот уступил кролику и оба благополучно прошли мост.


Читают отрывок из учебника о компромиссе и сотрудничестве, ищут отличия.

- При компромиссе каждая из сторон чем-то жертвует, в чём-то уступает для разрешения конфликта, а при сотрудничестве выигрывают обе стороны, ни одна из сторон не терпит ущерб.

- Сотрудничество, так как ни одна из сторон не потерпела ущерба. И заяц, и енот перешли мост.


- Например, заяц и енот могли бы договориться, сейчас ты мне уступаешь дорогу, а в следующий раз я тебе.

- Одна сторона могла бы подчиниться другой. Например, заяц мог бы настоять на своём, а енот согласился бы уступить и ушёл с моста.

- Приспособление.



- Избегание. Слайд 17.


- Например, заяц, увидев ещё издалека, что на мосту происходит конфликт лося и медведя, мог бы, желая избежать конфликт, сразу развернуться и обойти другим путём.

- Третье лицо не заинтересовано в конфликте, оно с холодным рассудком, его разум не затуманен эмоциями, он может помочь в ведении переговоров и принятии трезвого решения.




Записывают в тетрадь способы поведения в конфликте.


Расставляют стадии конфликта в верном порядке.

- Возникновение конфликтной ситуации, Осознание конфликта, Проявление конфликтного поведения, Углубление конфликта, Разрешение конфликта.

- Возникновение конфликтной ситуации началось на том моменте, когда лось и медведь вступили на мост.




- Осознание конфликта началось с того момента, когда лось и медведь не смогли разойтись и начали указывать друг-другу, кто должен уступить.

- Проявление конфликта началось в момент взаимных угроз.

- Углублением конфликта стало применение силы пот отношению к еноту и зайцу.

- После того, как енот и заяц сбросили медведя и оленя, они поли на сотрудничество и благополучно пересекли мост.

Записывают стадии развития конфликта.


Читают ситуацию и возможные исходы, выбирают наиболее благоприятный.

- Второй.

- Так как при втором исходе стороны пошли на сотрудничество, и в результате конфликта обе стороны остались довольны, появилась даже новая стенгазета.

- В первом случае стороны перешли на взаимные оскорбления и грубости.










- Нет, конструктивные конфликты даже полезны, так как в их результате может создаваться что-то новое, отношения сторон выходят на новый уровень, получают развитие. Напротив, неконструктивные конфликты – это всегда плохо.

20 мин.

Предметные УУД: знать понятие, признаки и структуру гражданского общества.
















6.

Закрепление изученного

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим видеоотрывок из мультсериала «Барбоскины» и разберём данный конфликт. Для начала определите стороны и причину конфликта. Слайд 22.

- Теперь вспомним, какие есть способы поведения в конфликте.


- Давайте попробуем применить каждый из способов к данному конфликту.









- Давайте разберём этот конфликт по стадиям.







- Можно ли назвать данный конфликт конструктивным? Свой ответ аргументируйте.

Смотрят видеофрагмент.

- Стороны: Роза и Лиза. Причина – желание надеть шапку.


- Применение силы, компромисс, сотрудничество, привлечение 3 стороны, избегание конфликта, подстраивание.

- Применение силы: Лиза силой отняла шапку у Розы.

- Компромисс: никто не будет носить эту шапку.

- Сотрудничество: сестры договорились носить шапку по очереди.

- Избегание конфликта: уход Лизы из комнаты.

- Подстраивание: Роза согласилась отдать шапку.

- Привлечение 3 стороны: привлечение к решению конфликта родителей.

- 1) Возникновение конфликтной ситуации: и Розе, и Лизе нравится одна и та же шапочка. 2) Осознание конфликта: желание надеть эту шапочку. 3) Проявление конфликтного поведения: драка за шапочку. 4) Углубление конфликтного поведения: заявление «ты мне не сестра» и уход из комнаты. 5) Разрешение конфликта.

- Нет, данный конфликт неконструктивный, так как стороны не пришли к обоюдному согласию, не выработали решение, конфликт закончился грубостями.

8 мин.

Коммуникативные УУД: подтверждать свою мысль фактами.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в тексте

7.

Обобщение изученного

материала

- Подведём итоги. Вспомним определение конфликта, его стадии и способы поведения.


Повторяют.

1 мин.

П: умение структурировать знания

8.

Рефлексия

- Ребята, давайте проанализируем нашу с вами работу на уроке. Что сегодня было для вас трудно? Остались ли у вас какие-то вопросы?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.






1 мин.

Р: рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

9.

Домашнее задание

Слайд 23.

Запишите домашнее задание:

1) прочитать параграф 9 в учебнике Боголюбова;

2) разобрать один конфликт (пример из истории, литературы, фильмов, жизни) по следующей схеме: стороны конфликта, причины, способ поведения сторон конфликта, как вы бы разрешили данный конфликт.

Записывают д/з в дневник.

1 мин.


10.

Оценки

Отмечает наиболее активных учеников. Озвучивает и комментирует оценки, благодарит за урок.


1 мин.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее