КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Тема: «Какие бывают ткани»
Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления из ватных дисков аппликацию
Планируемые результаты:
Предметные:
знать технологию выполнения аппликации из ватных дисков;
уметь изготавливать аппликацию из ватных дисков;
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: ножницы, картон, бумага зелёная ,ватные диски, иголка, бусина, шаблон, простой карандаш, образец работы, презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Заборская Вероника, сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь. - Проверьте готовность к уроку. - У вас на столах должны лежать белый картон, ,иголка, бусина ,бумага зелёная простой карандаш, ватные диски. | - Здравствуйте! Готовить рабочее место, настраиваться на работу. |
|
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 5 мин | - Сегодня мы проводим урок – мастерскую «Наши руки не для скуки». - Немного фантазии, юмора. Отгадайте загадки Яркая ,короткая Тканая бородка, По рубашке бежит, На груди лежит. Два конца, Два кольца, А посередине –гвоздик. Конь стальной, Хвост льняной. | галстук ножницы иголка, нитки | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 2 мин | Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, вам необходимо сказать ответ к следующей загадке. Тут и там, О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы узнаем о ткани? | (ткань) Тема нашего урока: «Какие бывают ткани» Узнаем какие бывают ткани ,где используются. | П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: целеполагание |
4. | Открытие нового знания, педпоказ Словесный: учебный диалог | 12 мин | Ребята, рассмотрите свою одежду. -Из чего она сделана? - Чем похожи и чем различаются ткани, из которых изготовлены детали вашей одежды? Какая это ткань? Ворсистая или гладкая? Толстая или тонкая? Однотонная или цветная? Эластичная или плотная? - Рассмотрите рисунки . Из чего состоят трикотажные полотна (1 рисунок) и ткани (рисунок 2)? Каково их строение? Давайте сделаем открытие, поработаем в группах. У вас на столах лежат два лоскутка: тканный и трикотажный. рассмотрите тканный лоскуток. Он состоит из переплетенных нитей. Попробуйте вытянуть одну нитку по краю лоскутка, потом ещё несколько. Получилась бахрома? Рассмотрите другой лоскуток. Потяните за нитку. Нитка должна не вытягиваться, а распускаться. - Сделайте в группе вывод о строении ткани и трикотажа (спрашиваю одну группу про ткань, другую про трикотаж, остальные дополняют).Ребята, а кто знает, что такое ткачество и кто занимается им сейчас? – Ткачество возникло очень давно, еще в первобытном обществе. Это было занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека. Первый ткацкий станок был вертикальным .Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно. В 11 веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Полотно можно получить и другим способом Как вы думаете, каким? - Как называется вязаное полотно? А как называется профессия людей, которые работают с трикотажным полотном? - А как называется профессия людей, производящих ткань? - Верно Ребята, есть еще один вид материалов) – К какому виду можно отнести эти материалы? Именно из нетканого материала мы сегодня и изготовим изделие, называется оно «Одуванчик». Физ. минутка Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть Анализ образца Ребята посмотрите на педагогический образец, 1.Какое это изделие: простое или сложное? 2. Какой вид соединения деталей использован в изделии? (подвижное или неподвижное) 3. Почему выбран этот материал? Подойдет ли другой? 4.Каким способом можно изготовить детали? 5. Как окрасить деталь цветка? Давайте рассмотрим технологическую карту нашего изделия . У нас есть основная деталь и дополнительные детали. Какой первый этап нашей работы? 1. Разметка деталей Что мы будем делать на данном этапе работы? Следующим этапом работы является 2. Выделение деталей (вырезание) - Что будем делать на этом этапе? 3. Формообразование деталей Какую работу мы выполним на этом этапе? Следующим этапом нашей работы является 4. Сборка изделия Как мы будем выполнять сбоку изделия? И последним заключительным этапом является 5. Отделка деталей изделия Что будем делать на этом этапе? Прежде чем преступить к выполнению работы вспомним правила работы с ножницами и иглой. Посмотрите памятку с этими правилами. Правила работы с ножницами: Используй ножницы по назначению Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. Правила безопасной работы со швейной иглой: Храни иглу всегда в игольнице. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой. Не бери иглу в рот и не играй с иглой. Не втыкай иглу в одежду. До и после работы проверь количество игл. Не отвлекайся во время работы с иглой. | Ткани состоят из переплетенных нитей, если попробовать вытянуть одну нитку по краю лоскута, потом ещё несколько, то получится бахрома. Если потянуть за нитку трикотажное полотно, то нитка будет не вытягиваться, а распускаться. – вязанием трикотажное полотно - вязальщица -Ткачиха Эти материалы можно отнести к нетканому виду полотна. Выполняю физ.минутку Разметим основную деталь и обведем шаблоны дополнительных деталей (лепестки и стебелек). По разметке разрежем основную деталь и вырежем дополнительные. - Вденем нитку в иголку, завяжем узелок. Возьмем ватные диски (3). Пришьем бусинку в центре ватных дисков, прокалываем иголкой ватные диски, надеваем бусинку на нитку и возвращаемся обратно на ту сторону, где остался узелок, закрепляем нитку. У нас получилась серединка цветка. - Сначала разложим детали как они должны быть расположены, а затем приклеиваем их. - делаем цвет нашему одуванчику | П: анализ объектов с целью выделения признаков П: структурирование знаний К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков П: структурирование знаний К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог | 3 мин | - Итак, кто назовет план нашей работы? Физминутка | Разметка ,выделение деталей(вырезание), Формообразование деталей, сборка изделия, отделка. | П: структурирование знаний |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: изготовление изделия Словесный: учебный диалог | 10 мин | - Ребята сейчас вы приступите к работе. - Если у вас возникнут трудности, поднимите руку, я подойду. Начинаем работу. | Изготавливают аппликацию |
|
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог | 3 мин | - Давайте сейчас оценим ваши работы по следующим критериям: законченность; правильность; самостоятельность; креативность. - Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? - Какие цели перед собой ставили? Достигли ли мы этих целей? - Что нового вы сегодня узнали? - Что вам показалось трудным на уроке? - Что понравилось? | «Какие бывают ткани?» Узнаем какие бывают ткани ,где используются. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация
| 3 мин | - Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Наш урок подходит к концу. - Что мы делали сегодня на уроке? Поднимите руку, кто считает, что вы справились с целью, поставленной в начале урока. - Кто доволен своей работой на уроке? У кого были трудности при выполнении изделия? - Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. | Отвечают на вопросы. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: рефлексия способов и условий действия |