«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по русскому языку "Родительный падеж имен существительных" 3 класс

Тема урока: Родительный падеж.

Цели:

Уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.

Закрепить в речи учащихся формы родительного падежа.

Обогатить словарный запас по теме «Профессии».

Работать над слоговым и звуковым анализом и синтезом слов, анализом предложений.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Родительный падеж.

Цели:

Уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.

Закрепить в речи учащихся формы родительного падежа.

Обогатить словарный запас по теме «Профессии».

Работать над слоговым и звуковым анализом и синтезом слов, анализом предложений.

Оборудование: город падежей; домик с падежными вопросами, окончаниями, предлогами; картинки с изображением людей разных профессий, карточки для индивидуальной работы; таблицы, мяч.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто правильно составит слово из слогов. (Запись на доске).

дож-ник-ху;          рет-порт;

ка-воч-де;             су-ри-нок;

чи-у-тель;             ник-че-у;

тор-док;                чик-маль;

  1. Актуализация знаний.

  1. Составьте предложения. Слова второго столбика поставьте в винительном падеже.   

художника             портрет

девочка                рисунок

учитель                ученик

доктор                 мальчик

(Предложения записываются на доске:

Художник рисует портрет. Доктор лечит мальчика.)

- Что общего в И.п. и В.п.? (Неодушевлённые существительные в И.п. и В.п. отвечают на вопрос что?, могут иметь одинаковые окончания).

- Чем отличаются эти падежи? (Одушевлённые существительные в И.п. отвечают на вопрос кто?, в В.п. на вопрос кого?, имеют разные окончания).

Существительные в И.п. в предложении являются подлежащими, существительные в В.п. являются дополнениями. Существительное в И.п. само производит действие, поэтому оно является подлежащим. Существительное в В.п. испытывает на себе действие другого предмета.

  1. Сегодня мы продолжим путешествие по Городу падежей. Прочитаем

стихотворение (запись на доске), определим падежи выделенных имён существительных.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

                                                              С дерева в сугроб упал,

                                                              Без уроков жить мечтал.

                                                              Для коллекции снежинки

                                                              Языком я собирал.

                                                              Около костра плясал

                                                              И вокруг двора скакал.

                                                              Вот стою я у доски

                                                              И вздыхаю от тоски.

 

- Зададим вопросы к выделенным словам. (чего? откуда? где?)

                                                                                                                                                     1

- Какой падеж отвечает на эти вопросы? (Родительный падеж).

- Назовите предлоги Р.п. (из, до, с, без, для, около, вокруг, у, от).

  1. Сегодня мы с вами совершим экскурсию по улице Родительного падежа. (Вопроси предлоги Р.п. выставляются в домики).

- Узнаем, какие деревья растут на улице Р.п.

(Дети берут листочки разных деревьев, составляют словосочетания, записывают на доске, выделяют окончания).

Лист берёзы, лист клёна, лист сирени, ольхи, липы, вяза, тополя.

  1. Зайдём в кафе, сделаем заказы. (Детям раздаются карточки, они составляют слова из слогов и букв).

Я закажу чашечку чая, стакан молока, стакан кефира, кружку воды, стакан компота, бокал напитка).

(ку-чаш; й, ч, а;), (кан-ста; м, л, к, о, о, о;), (кан-ста; е,к, ф, и, а, р;), (ку-круж; о, в, ы, д;),

(кан-ста; к, м, п, т, о, о, а;), (кал-бо; н, п, т, к, а, и, а;).

  1.  Заглянем на почту, поможем раздать корреспонденцию.

                                             Что? Для кого?

газета                         журнал                        открытка                    письмо

мама                          сын                               папа                            дочь      

(Дети записывают словосочетания на доске, выделяют окончания в Р.п.)

  1. Зайдём в магазин, сделаем покупки, для этого образуем словосочетания в Р.п.

Хрустальная ваза – ваза из хрусталя.

Золотое кольцо – кольцо из золота.

Серебряная ложка – ложка из серебра.

Шерстяной свитер – свитер из шерсти.

Резиновый мяч – мяч из резины.

             

  1. Физкультминутка с мячом. Логопед показывает картинки, дети отвечают, чего не хватает.

(Самолёт без крыла, собака без хвоста, стул без ножки, дверь без ручки и т.д.).

  1. Составим словосочетания с существительными в Р.п. множественного числа.

          букет                                                пирожки

          корзина                                            щи

          блюдо                                              розы

          кастрюля                                        скрепки

          пачка                                               яблоки

          коробка                                           письма

         стакан                                              перчатки

         стопка                                              овощи

         мешок                                              книги

         

  1. Мы в типографии. Исправьте ошибки. (Индивидуальная работа).

                                                                                                                                                       2

  1. В магазине не нашлось ни чулков (чулок), ни носок (носков).

  2. Взвесьте мне пять килограмм (килограммов) яблок.

  3. Васе исполнилось десять годов (лет).

  4. По болоту нельзя ходить без сапогов (сапог).

  5. После каникулов (каникул) ученики пришли в школу.

  6. Пять килограммов помидор (помидоров) стоит двести рублей.

  7. Катя разбила несколько чашков (чашек) и бледец (блюдцев).

  8. Через пять неделей (недель) начнётся чемпионат по футболу.

(Задания выполняется устно, затем зачитывается таблица, выделяются окончания слов).

          граммов                                                          яблок

          килограммов                                                  туфель

          апельсинов                                                     полотенец

          помидоров                                                      блюдец

          мандаринов                                                    чулок

          носков                                                             сапог

  1. Сделаем покупки в магазине. ( Детям раздаются карточки, они составляют предложения).

500, граммы, помидоры; 1 кг, яблоки; 2 кг, мандарины; пара, туфли; 2, пара, носки; 5, полотенца; 8, блюдца; 2, пара, чулки;

(Я покупаю 500 граммов помидоров. Я покупаю 2 пары чулок.)

  1.  Итог занятия.

С каким падежом мы сегодня познакомились?

Назовите вопросы этого падежа.

Назовите окончания существительных в родительном падеже.

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

Какими членами предложения являются существительные в родительном падеже?              

План – конспект  урока

(3  класс)

Тема  урока:    Родительный  падеж:  КОГО?   ЧЕГО?

                                                                  (ОТКУДА,   ГДЕ?)

Цель   урока:

1.    Сформировать  знания  учащихся  о  родительном  падеже;  показать  особенности  данного  падежа,  их  роли  в  речи;  способствовать  формированию  навыков  грамотного  и  красивого  письма;  учить  быстро  ориентироваться  в  тексте.

2.                Развивать   внимание,  логическое  мышление,  умение  склонять

     существительные;  развивать  речь  детей,  обогатить  словарь.

3.                Воспитывать  интерес  к  родному  языку,  ответственность  за

     учение  и  свои  знания,  культуру  поведения.

Оборудование:

     схемы,   таблицы,   рисунки,   карточки,  дворец,  сундук.

 

ХОД    УРОКА:

I.                  Организационный  момент.

II.               Сообщение  темы  и  целей  урока.

    -  Сегодня,  я  приглашаю  вас  в  страну  Существительную  посетить  дворец  Падежей.  Но  подойти  ко  дворцу  не  так  просто.  Невидимые  жители  страны  будут  чинить  нам  всё  новые  и  новые  испытания,  на  проверку  наших  знаний.  А  чтобы  преодолеть  все  испытания,  мы  должны  собрать  рюкзаки  с  необходимыми  знаниями.  Мы  уже  знакомы  с  Именительным  падежом  имени  существительного.  Сегодня  мы  изучим  следующий  падеж.

     Итак,  тема  урока  «…одительный  падеж  имени  существительного».  Но  что  это?  Убежала  буква.  Какая  буква  покинула  своё  место?       (Буква  Р).

III.           Минутка   чистописания.        1 испытание.  Нам  нужно  перейти  речку,  сделав  через  неё  мостик  из  букв.

    -   Что  мы  можем  о  ней  сказать?

(Это  буква  согласная,  она  обозначает  2  звука:

 / р/ - твёрдый  и  /р / - мягкий,  оба  эти  звука  звонкие,  эта  буква  не  имеет  пары).

-   Из  каких  элементов  состоят  строчная  и  заглавная  буква  Р  и  р?    (Ответы  детей).

-         Вспомните  их  и  напишите.   (Дети  выполняют  задание).

-         Оказывается,  спрятал  эту  букву  Старичок – Лесовичок.  Он  вам  приготовил  загадки,  а  ваша  задача  правильно  и  красиво  написать  отгадки.  Итак:

                             Утром  бусы  засверкали,

                             Всю  траву  собой  устлали.

                             А  пошли  искать  их  днём,

                             Ищем,  идём – не  найдём.

                                                                 (Роса)

                             Бежал  по  тропке  луговой –

                             Кивали  маки  головой,

                             Бежал  по  речке  голубой –

                             Речка  сделалась  рябой.

                                                                 (Ветер)

                             Непоседа  пёстрая,

                             Птица  длиннохвостая,

                             Птица  говорливая,

                             Самая  болтливая.

                                                                 (Сорока)

                             Весной  зеленела,  летом  загорала.

                             Осенью  надела  красные  кораллы.

                                                                 (Трава,  рябина)

                             Ползун  ползёт,  иголка  везёт.

                                                                 (Ёж)

 

(Дети  в  тетради  записывают  отгадки.  Один  ученик  пишет  на  доске).

 

На  доске:  роса,  ветер,  сорока,  трава,  рябина,  ёж.

 

-  Отыщите  «лишнее»  слово,  подчеркните  его  и  скажите,  почему  оно  «лишнее».  (Это  слово  ёж.  В  нём  нет  буквы  р).

-  Назовите  слова.  Разбор  которых  по  составу  соответствует  данной  схеме:                   .

-         К  какой  части  речи  относятся  слова,  записанные  на  доске?

(Это  существительные).

IV.           Повторение  пройденного  (фронт.  опрос).        2  испытание.  «Утолить  жажду»  можно  при  условии,  если  вы  ответите  на  все  вопросы.

      -   Что  такое  имя  существительное?   (Часть  речи,  отвечает

          на  вопросы  КТО?  ЧТО?,  обозначает  предмет).

-   Что  ещё  можно  рассказать  об  имени  существительном?

              (Оно  бывает  одушевлённым  или  неодушевлённым;  в 

         единственном  и  множественном  числе;   имеет  род –

         мужской,  женский,  средний;  изменяется  по  числам  и  по

         падежам  или  склоняется;  в  предложении  выступает  как 

         главный  член  предложения – подлежащее).

-         Что  такое  склонение?

   (Изменение  имён  существительных  по  падежам).

-         Что  меняется  при  склонении  имён  существительных?

(Окончание).

         -   Сколько  падежей  в  русском  языке?    (Шесть  падежей).

3  испытание.  «Дворец  падежей  существительных».

         На  пути  во  дворец  стоит  частый  лес,  через  который  надо  проложить  дорогу,  ведущую  ко  дворцу.  Деревья  расступятся  только  в  том  случае,  если  вы  узнаете  названия  всех  падежей.

-         В  этом  нам  поможет  стихотворение  О.Соболевой.

                             -  Я  …  падеж,

                             И  нет  на  мне  чужих  одежд.

                             Меня  легко  все  узнают

                             И  в  подлежащее  зовут.

                             Предлогов  с  детства  не  люблю,

                             С  собою  рядом  не  терплю.

                             Мои  вопросы  КТО?  и  ЧТО?

                             Ни  с  чем  не  спутает  никто.

 

                             -  Я  … падеж

                             И  во  всём  виню  невежд. 

                             Зато  отличников  люблю,

                             Для  них  «пятёрки»  я  ловлю.

                             КОГО  позвать,  ВО  ЧТО  играть,

                             Готов  ребятам  подсказать,

                             Не  прочь  с  предлогами  дружить, 

                             Но  и  без  них  могу  прожить.

 

                             -  А  я  падеж  … .

                             Со  мною – случай  сложный!

                             Мне  без  предлогов  свет  не  мил.

                             О  КОМ,  О  ЧЁМ  я  говорил?

                             Ах  да,  нужны  предлоги,

                              Без  них  мне  нет  дороги.

                             Пусть  будет  В,  и  О,  и  ПРИ –

                             Ты  их  случайно  не  сотри!

                             Тогда  смогу  я  рассказать,

                             О  ЧЁМ  мечтать  и  В  ЧЁМ  гулять.

 

                             -  Я  …  падеж,

                             Исполнен  всяческих  надежд.

                             Творите – ЧЕМ?

                             Творите – С  КЕМ?

                             Я  подскажу  вам – нет  проблем!

                             Предлогам  ПЕРЕД,

                             ПОД  и  НАД

                             В  любой  момент  я  очень  рад.

 

                             Если  б  я  названия

                             Падежам  давал,

                             Я  б  тогда  дарительным

                             …  назвал!

                             А  ещё  как  размечтаюсь,

                             Дед  Морозом  наряжусь

                             И  подарки  всем  несу:

                             Братику,  сестричке,  псу.

                             А  ещё  КОМУ?  ЧЕМУ?

                             Птенчику,  коню,  сому,

                             Кошке,  зайцу,  бегемоту,

                             Крокодилу  и  слону!

                             К  паровозу  тороплюсь,

                             По  земле  лечу,  несусь!

                             Всем  подарки  развезу  я

                             И  тогда  домой  вернусь.

 

                             -  А  я  падеж  …,

                             Характер  мой  общительный.

                             КОГО?  ЧЕГО? – И  вот  он  я.

                             Предлоги  часто  мне  друзья:

                             И  С,  и  ДО,  и  У,  и  ИЗ –

                             До  неба – вверх  и  С  неба  вниз.

 

-         Нас  встретили  у  входа.  Смотрите,  перед  нами  6  залов,  и  в  каждом  из  них  живут  Падежи.  А  теперь  давайте  поставим  падежи  по  порядку.

                       (Дети  записывают  падежи  на  доске).

-         Ребята,  вы  знаете  все  падежи.  Для  чего  нам  нужно  знание  падежей?     (Для  связи  слов  в  предложении).

4  испытание.  «Сокровища  сундука».

-         У  входа  во  дворец  стоит  «сундук»  с  вопросами  и  заданиями. 

-         Давайте  проведём  падежную  игру  и  просклоняем  слова.

(На  доске  записаны  слова:  БРАТ  и  СЕСТРА)

 

                               Падежная  игра

                             Ребята!  Начинается  падежная  игра.

                             Мы  знаем  именительный:  кто  там?

                             -  Брат  и  сестра.

                    Сейчас  вопрос,  потом  ответ –

                   Вот  правило  игры.

                   Родительный:  кого  здесь  нет?

                             -  Брата  и  сестры.

                   Ты  говоришь – я  говорю,

                   И  рады  мы  игре.

                   Дательный:  кому  звоню?

                             -  Брату  и  сестре.

                   Играем  вместе  и  вдвоём

                   В  падежную  игру.

                   Винительный:  кого  мы  ждём?

                             -  Брата  и  сестру.

                   В  игре  я  падежи  учу,

                   Доволен  я  игрой.

                   Творительный:  с  кем  я  дружу?

                             -  С  братом  и  сестрой.

                   Запомнить  можем  мы  легко

                   Все  падежи  в  игре.

                   Предложный:  говорим  о  ком?

                            -  О  брате  и  сестре.             

V.              Физминутка.

                        Руки  подняли и  покачали –

                        Это  деревья  в  лесу.

                        Руки  согнули,  кисти  встряхнули –

                        Ветер  сбивает  росу.

                        В  стороны  руки, 

                        Плавно  помашем –

                        Это  к  нам  птицы  летят.

                        Как  они  сядут,  тоже  покажем &n



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее