Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Задачи деятельности учителя:
учить объяснять значение однокоренных слов; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение составлять схему образования новых слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять с помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности УУД (метапредметных):
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
I. Работа над каллиграфией.
ник их ок ик ниц
Какие это части слова? (Суффиксы.)
Постановка цели урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие задачи вы перед собой поставите?
- А откуда мы можем получить новую информацию?
План
Актуализация опорных знаний.
- Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о суффиксах.
1. Работа в парах и индивидуальная работа у доски
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. ПРОВЕРКА
-_ Вот мы и будем сегодня образовывать новые слова с помощью суффиксов.
- Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами –иц и их?
Покажите это письменно.
Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']);
.волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']).
Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс -иц- иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс -их"?
(Можно. Значение женского рода.)
- Оказывается с помощью суффиксов можно определять род слова
Сегодня мы и будем работать с теми суффиксами, которые помогут нам ……
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику (упр.50)с. 47
- Откройте обратный словарь на к (упражнение 50). Найдите слова с основой на -ник.
Они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные предметы.)
Они мужского или женского рода? (Мужского рода.)
На что показывает суффикс -ник-? (Суффикс -ник- показывает, что слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)
Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе. Запишите их столбиком. Они все обозначают мальчиков? (Да. Первоклассник, второклассник, троечник, отличник.)
(обратить внимание на орфограммы, на разницу в произношении слов и их написании)
А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие? (Другие слова.)
Откройте обратный словарь на а (упражнение 51).
Найдите слова на -ница. Отыщите среди них слова, одноко- ренные словам из упражнения 50.
Какого рода все эти слова? (Женского рода.) Кого они обозначают? (Лиц женского пола.)
Выделите в словах суффиксы -ниц- и -ник-. Что означают эти суффиксы?
Вывод: суффикс -ник- показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс -ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.
Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных примерах показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в словах, которые означают не только людей, но и предметы.
Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник», «дачник»
Дворник
V Закрепление нового материала
Работа в печатной тетради: задания 34.
Задание 34. (самостоятельно)
Слон - слониха, лось - лосиха,
морж - моржиха, медведь - медведица,
жираф - жирафиха, волк - волчица.
Объясните, как образовались данные слова.
VI Рефлексия
VII Итог урока.
Домашнее задание: в печатной тетради с.26 упр.35
Подобрать и записать 5 слов с суффиксом НИК и 5 слов
с НИЦ (по желанию)