«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по русскому языку ПНШ

Разработка урока по русскому языку. Перспективная начальная школа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ



Задачи деятельности учителя:

учить объяснять зна­чение однокоренных слов; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение составлять схему образова­ния новых слов.


Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять с помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее со­держание.


Критерии сформированности УУД (метапредметных):

регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета;

коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


I. Работа над каллиграфией.

ник их ок ик ниц

  • Какие это части слова? (Суффиксы.)

    1. Постановка цели урока



-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Это новая тема для вас?

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие задачи вы перед собой поставите?

- А откуда мы можем получить новую информацию?

План



    1. Актуализация опорных знаний.

- Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о суффиксах.


1. Работа в парах и индивидуальная работа у доски

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. ПРОВЕРКА


-_ Вот мы и будем сегодня образовывать новые слова с помощью суффиксов.


  1. - Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами –иц и их?

  • Покажите это письменно.

Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']);

.волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']).


  • Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс -иц- иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс -их"?

  • (Можно. Значение женского рода.)


- Оказывается с помощью суффиксов можно определять род слова

Сегодня мы и будем работать с теми суффиксами, которые помогут нам ……


IV. Изучение нового материала


Работа по учебнику (упр.50)с. 47


- Откройте обратный словарь на к (упражнение 50). Най­дите слова с основой на -ник.


  • Они обозначают одушевленные или неодушевленные предме­ты? (Одушевленные предметы.)


  • Они мужского или женского рода? (Мужского рода.)


  • На что показывает суффикс -ник-? (Суффикс -ник- показывает, что слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)

  • Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе. Запишите их столбиком. Они все обозначают мальчиков? (Да. Первоклассник, второклассник, троечник, отличник.)


(обратить внимание на орфограммы, на разницу в произношении слов и их написании)


  • А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие? (Другие слова.)


  • Откройте обратный словарь на а (упражнение 51).


  • Найдите слова на -ница. Отыщите среди них слова, одноко- ренные словам из упражнения 50.

  • Какого рода все эти слова? (Женского рода.) Кого они обо­значают? (Лиц женского пола.)

  • Выделите в словах суффиксы -ниц- и -ник-. Что означают эти суффиксы?


Вывод: суффикс -ник- показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс -ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.


  • Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных приме­рах показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в сло­вах, которые означают не только людей, но и предметы.

  • Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник», «дачник»

Дворник


V Закрепление нового материала


Работа в печатной тетради: задания 34.


Задание 34. (самостоятельно)

Слон - слониха, лось - лосиха,

морж - моржиха, медведь - медведица,

жираф - жирафиха, волк - волчица.


  • Объясните, как образовались данные слова.

VI Рефлексия



VII Итог урока.

Домашнее задание: в печатной тетради с.26 упр.35

Подобрать и записать 5 слов с суффиксом НИК и 5 слов

с НИЦ (по желанию)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее