Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему:
«Именительный падеж имен существительных».
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.
Задачи урока:
развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки), индивидуальные словарики у детей, проигрыватель.
Организационный момент.
Здравствуйте скажем руками!
Здравствуйте скажем глазами!
Здравствуйте скажем ртом!
И весело станет кругом!
Учитель: За окном зима, нам иногда не хватает солнечного тепла. Сегодня на уроке у нас солнышко, которое будет согревать нас своими лучиками, и посылать нам пожелания.
Повторение пройденного материала (слайд №1).
Ребята, а с какой частью речи мы работаем на уроке русского языка? (имя существительное)
Игра «Договори правило»
Что такое имя существительное? Какие бывают имена существительные?
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
Как изменяются имена существительные?
- -На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). рожь, молодежь, вещь, брошь
Приведи примеры таких слов;
- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);
-Перечисли падежи и падежные вопросы.
-Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд №3) Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
Открываем первый лучик (лучик старание)
2. Минутка чистого письма
( на доске пословица « Ученье-свет, а неученье-тьма»)
Ученик читает предложение записанное на доске.
- К какому жанру литературы относится высказывание? (пословица)
- Как Вы понимаете эту пословицу? (Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным.)
- Запишите пословицу, соблюдая нормы каллиграфии.
III. Словарная работа.
( На доске карточки словарных слов с пропущенными буквами: «за..ц», «собака», «орех.», «корова», « медведь»).
Ученик читает слова на доске. - Что это за слова? (словарные)
- Что нужно сделать со словами, в которых вы допустили ошибки? (проработать)
4. Целеполагание
Учитель: Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь понять, о чем идет речь?
Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлоги с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
Работа по вопросам.
Учитель: Что вы поняли из данного стихотворения?
Вывод.
1) Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами.
2) Именительный падеж в предложении является только подлежащим.
3) Именительный падеж отвечает на вопросы Кто? Что?
-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
5.Работа по теме урока.
Выступление ученика «Почему именительный падеж так называется?»
Почему же именительный падеж так называется?
История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.
Учитель: Давайте посмотрим, какое пожелание нам шлет второй лучик (лучик дружба)
.3. Работа с учебником
-Откройте учебник на с.42 найдите правило.
-Ученик читает вслух.
-Итак, чем является существительное в И.п.? ( подлежащим)
- Употребляется без чего? (без предлогов)
- упр. 74 читает ученик. (работа у доски с каждым предложением по цепочки)
- Что Вы должны сделать письменно? ( списать, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть имена существительные в И.п.)
-Что ещё нужно сделать в упражнении? ( найти синонимы)
- Что такое синонимы? (слова близкие по значению)
- Назовите синонимы из текста. (буран, вихрь, вьюга)
- Чем является имя сущ., стоящее в предложении в И.п.? ( подлежащим)
-Прочитайте вывод на экране (Читает ученик) (слайд №5)
(В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)
6.Физминутка Давайте). Откроем третий лучик (лучик здоровья
Именительный подпрыгнул
А родительный летал
Дательный залез на горку
А винительный устал
А Творительный поплавал
А предложный убежал
Падежи нам все нужны
И при этом все важны.
Давайте откроем четвертый лучик (лучик терпение).
7.Закрепление нового материала.
Работа с раздаточным материалом (на столах индивидуальные карточки).Работа в парах
Карточка №1.
Найди и укажи существительные в именительном падеже.
Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.
Упало мыло в суп с лапшой.
В котле возник пузырь большой.
У норы добычи ждёт,
Притаившись серый кот.
Карточка 2
Самостоятельная работа
Дополни предложения:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в именительном падеже является в предложении……………
У именительного падежа нет …………………………………………
-Допишите предложения.
-Зачитайте свои ответы.
Давайте откроем пятый лучик (лучик успеха).
Рефлексия.
Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке
Оценочный лист учащегося _____________________________________________
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице. Закрасьте нужный вариант.
Материал усвоен | Моя активность на уроке | Мое настроение на уроке |
5
4
3
2
1
| 5 4 3 2 1
| 5 4 3 2 1
|
Подведение итогов урока (слайд №7).
-Что узнали на уроке?
-Чему вы научились?
-Что понравилось?
Учитель: ребята, я тоже присоединяюсь к пожеланиям нашего солнышка, и хочу чтоб вы всегда были: терпеливы, старательны, дружны, успешны, и конечно же здоровы!
Домашнее задание.
-Учить правило на стр. 42, упражнение 75.
- Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок закончен.
Резерв.
Закрепление изученного материала.
1. Учитель предлагает просклонять слово ученик и выделить окончания.
- В тетрадь записываем: название падежей; вопросы; далее склоняем слово ученик, с выделением падежных окончаний (слайд №9)