«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Расцвет изобразительного искусства и литературы»

Тема урока: «Расцвет изобразительного искусства и литературы» Цель: Формировать представление о развитии изобразительного искусства и литературы России в XIX – в начале XX в. из значении в культуре России и мира; познакомить учащихся с Третьяковской галерей. Планируемые результаты: учащиеся научаться рассказывать о произведениях великих русских художников и писателей; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена авторов и названия этих произведений; анализировать сравнивать картины художников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Расцвет изобразительного искусства и литературы»

Учитель: Ермолаева Любовь Геннадиевна


Тема урока: «Расцвет изобразительного искусства и литературы»
Цель: Формировать представление о развитии изобразительного искусства и литературы России в XIX – в начале XX в. из значении в культуре России и мира; познакомить учащихся с Третьяковской галерей.
Планируемые результаты: учащиеся научаться рассказывать о произведениях великих русских художников и писателей; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена авторов и названия этих произведений; анализировать сравнивать картины художников. 
Оборудование: репродукция картин отечественной живописи конца XIX – начала XX в., фотография Государственной Третьяковской галереи, карточки с заданиями, статьи (о И.И. Шишкине, о П.М. Третьякове)



Ход урока

Организационный момент. 30 сек.
«Здравствуйте, ребята! Все ли вы готовы к уроку? Повернулись друг-другу, улыбнулись, и пожелайте удачи.» 
(Дети здороваются с учителем, готовятся к уроку.)
Актуализация знаний. 6 мин
- Ребята, давайте повторим тему прошлого урока. Кто мне скажет, какую тему вы проходили. («Золотой век театра и музыки»)
Правильно! А теперь, ответьте на вопрос. (Фронтальный опрос)
- В каком городе была открыта первая консерватория? (Санкт-Петербург)
- Чье имя носит Московская государственная консерватория? (П.И. Чайковский)
(Индивидуальная работа)
- Сейчас я вам раздам задания с карточками, и вы должны будете соединить фамилию деятеля культуры и его вклад в развитии культуры России и мира. 
-Напишите свою фамилию и имя.
На это я даю 2 мин.


-Передаем листочки на первую парту
Самоопределение к деятельности. 5 мин.
Прежде чем приступим к нашей новой теме, скажите.
- какую роль для искусства России сыграли Русские сезоны в Париже? 
- Как я знаю, на прошлом уроке вы познакомились со знаменитыми композиторами. Давайте вспомним каких композиторов вы знаете.
- А, сегодня мы с вами поговорим о знаменитых художниках, литераторах конца 19 начала 20 века. 
А каких вы знаете известных художников, которые жили в Татарстане? (Шишкин Иван Иванович)
- Давайте сейчас мы узнаем о Шишкине, я вам раздам текст, вы прочитаете его и потом мы с вами поговорим о нем.
- Вот посмотрите как он выглядит. (Показываю портрет)

- А где он жил? 
А какие картины он написал? («Рожь», «Утро в сосновом лесу» «Дикий север» и др.)
А картины Шишкина хранятся в Государственной Третьяковской Галереи. Эта галерея находится в Москве. Почему эта галерея названа в честь Павла Михайловича Третьякова, мы узнаем прочитав тест о нем.
(Третьяковская галерея
Основатель галереи – Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) – промышленник, благотворитель.
В 1853 г. В свет вышла книга «описание картинной галереи тайного совета советника Федора Ивановича Прянишникова». Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 г., посещение Эрмитажа в Петербурге побудило Павла Михайловича Третьякова к собирательству.
Сначала он покупал картины голландских мастеров, позднее отдал предпочтение русским художникам.
Современников восхищал природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры. Если работа оказалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием самих живописцев. Часто ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках.
Сначала коллекция размещалась в доме П.М. Третьякова, но картин становилась все больше и больше. К 1872 г. Их насчитывалось более полутра сотен, и места в гостиной уже не хватало. Весной 1874 г. Для собрании было построено двухэтажное здание по проекту архитектора Александра Степановича Каминского.
В конце 1898 г. Завершился жизненный путь основателя галереи. Через полгода был создан коллегиальный орган по управлению галереи- попечительский совет. 
3 июня 1918 году Третьяковская галерея была объявлена государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей)
-Почему же картинная галерея в Москве называется Третьяковской?
- Посмотрите вот как выглядит Третьяковская галерея, а вот и сам Павел Михайлович Третьяков. (Показываю портрет)


Работа по теме урока. 15 мин.
(Беседа)
(На доске репродукция картин)("Рожь", "Тройка", "Купчика за чаем", "Утро в сосновом бору", "Бурлаки на Волге")
- Посмотрите на доску картины, каких художников вам известны? 
- Сегодня мы с вами будем исследовать изобразительное искусство и литературу, для этого у вас на партах лежат листки исследователя, и мы будем его заполнять.


А сейчас я вам раздам, имена и фамилии художников и их работы и вы будете заполнять свой листок исследователя.
(Художники России и их некоторые работы.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
«Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дикий север»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
«Март» «Золотая осень»
Василий Григорьевич Перов (1824-1882)
«Тройка», «Охотники на привале»

Репин Илья Ефимович-(1844-1930) 
«Бурлаки на волге», «Запорожцы»
Борис Михайлович Кустодиев- (1878-1927)
«Купчиха за чаем»
Васнецов Виктор Михайлович – (1848-1926)
«Богатыри», «Аленушка»)
- и так давайте посмотрим то у вас получилось, зачитываем 2-го художника кого вы написали. 
(Показываю портрет и его работы)
- А теперь среди этих картин назовите пейзажи («утро в сосновом бору», «Март», «Рожь») Какие у вас чувства возникают при просмотре этих картин?
- А, какие картины противопоставляет жизнь бедных и богатых людей? 
(«Тройка», «Бурлаки на Волге», «Купчиха за чаем»)
-Что тревожило художников в общественной жизни страны.
- Главное в произведении 
художников и писателей 19 века- милосердие и внимание к простому человеку, его чувствам и страданиям. Через картины природы, быта, портреты художники передавали свое отношению к увиденному, заставляли зрителей пережить эти чувства. Многие произведения русских художников хранятся в музеях не только в России, но и зарубежных странах. Имена этих художников прославили изобразительное искусство России. 
А сейчас мы с вами поработаем в группах я вам раздам, пазлы и вы должны будете собрать, и угадать автора картины, постараться угадать название картины, и рассказать, что нарисовано на этой картине, какие впечатления вызывает у вас эта картина, и так на это я вам дам 3 мин. (Репин «Запорожцы», Васнецов «Богатыри», Перов «охотники на привале»)
Проверяем вместе. 
- Молодцы! 
- А сейчас давайте вместе поиграем, я буду показывать портреты художников а вы должны угадать кто это, и назвать его картины.
А сейчас посмотрите кто это? Какие у него есть картины? 
(Перов Левитан, Васнецов, Перов, Репин, Третьяков)
- молодцы все вы усвоили этот материал.
- Но кроме изобразительного искусства широко развивалась и литература. «Ребята, а теперь давайте поработаем по учебнику.»
Откройте страниц 64. И начнем читать по цепочке. Читаем по два предложения, читаем до с 65
- Чье имя носит музей изобразительных искусств в Москве.
- а какие сказки Пушкины вы знаете? (Показываю книги Пушкина)
Ведь мы все выросли в его сказках.
- А сейчас давайте проверим, как вы хорошо знаете сказки Пушкина, я буду читать отрывки из сказки Пушкина, а вы должны будете отгадать 
- все готовы.
1) «три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».
(Сказка о царе Салтане...)
***

2) «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
***
3) Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?»
(Сказка о золотой рыбке)
4) . Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
А сейчас вернемся к учебнику, найдите ответьте на вопрос. 
- Что же роднит между собой литературу и изобразительное искусство России?
Подтверждение этого вывода служит жизнь, творчество и общественная деятельность А.П. Чехова. Об этом мы узнаем на 
Стр. 66-67. 
А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка 1 мин. 
Под музыку (Бибика – Колесики, колесики и красивый руль)
Продолжение работы по теме урока. 7,30 мин.
- «Ребята, а теперь давайте разделимся на группы и поработаем по учебнику.
Первая группа ищет ответы на следующий вопрос:
Вспомните, какие произведения Чехова вы читали на уроках литературы?
Вторая группа:
Какие проблемы поднимались в рассказах Чехова?
Третья группа: 
Кто сыграл важную роль в становлении характера, воспитание будущего писателя?
Четвертая группа:
Какие качества характера воспитала в мальчике мать?
Пятая группа:
Какие проблемы в жизни страны тревожили А.П. Чехова?
Шестая группа:
Прочитайте отрывок из рассказа Чехова «Ванька»
- Расскажите о чем идет речь? 
- какие проблемы поднимал автор в этом отрывке?
- Ребята пока вы читали посмотрите на доску, там то случилось.
(Перепутаны картины художников)
Давайте расставим все по своим местам, давайте кто хочет к доске?

Закрепление изученного материала. 2 мин.
Посмотрите на этот портрет кто это, какие он написал произведения. О чем эти произведения?
А.С Пушкин и А.П. Чехов были мировыми классиками, которые оставили большой вклад в развитии литературы. 
Русская культура 19 века воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов. Однако она не теряла самобытность и свою очередь, оказывала влияние на другие культуры. Литература и живопись воспитывали в людях вдумчивое отношение к книге, искусству как большой духовной ценности, рождали потребность жить в согласии с чувством долга и совестью.
Рефлексия 2,30 мин.
К сожалению, урок подходит к концу. 
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым интересным?
- Что, наоборот, показалось трудным?
- Что вам запомнилось?
Запишите домашнее задание: с 67 6ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».
На этом наш урок закончен. Мне было очень приятно с вами поработать, надеюсь и вам со мной тоже. До свидания, ребята!»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее