Учитель: Зажирская И.Н.
ОУ: МБОУ «СОШ №2»
Предмет: Окружающий мир, УМК «Перспектива»
Класс: 3 б
Тема урока: Семейный бюджет
Цели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению понятия «семейный бюджет», его составных частей и выработке первичных умений планировать свой бюджет.
Актуализация знаний.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
- О чём говорит немецкий писатель в этих строках? ( деньгах…)
- Мне интересно знать, что вы уже знаете о деньгах, и я хочу провести небольшой опрос, а тому, кто будет отвечать, я буду раздавать шустрики. Вы знаете, что это такое? (премия)
1.Что обозначает слово бюджет? (соотношение расходов и доходов)
2.Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
3.Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)
4.Зачем нужен в каждом государстве бюджет?
5.Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
6.Бумажные деньги? (Купюры)
7.Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
8.Они бывают металлические и бумажные... (деньги)
9.Предмет, изготовленный для продажи - называется... (товар)
10.Обмен товара на товар – это (бартер)
11.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
12.Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
13.Плата за работу? (зарплата)
(активно работавшим детям, дать дополнительные шустрики)
- Вы молодцы. Хорошо потрудились. И у меня к вам последний вопрос:
Кто на ваш взгляд более богат?
Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию?
(Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
- Я хочу вознаградить вас за знания и превращаю заработанные вами шустрики в товар, который можно обменять на любые другие товары. (На столе стоят четыре коробочки с вывесками – названиями товаров. Дети сами выбирают, на что им обменять шустрики. Цена товара указана на ценнике.)
- Вы истратили все шустрики? Запишите свой доход и расход в рабочий лист. (Перед уроком проверяю, чтобы на партах не было ни ручек, ни карандашей.)
- У вас возникли какие-то проблемы? (Нечем писать)
- Но у меня ещё осталось много ручек, и вы можете их обменять на шустрики. (шустриков больше нет)
- Вот так бывает и в жизни, когда люди, забывают, что помимо удовольствий, необходимо учитывать каждодневные потребности человека.
- Я надеюсь, что вы это сегодня обязательно уясните, а пока я выдаю вам аванс виде ручек. Вы знаете, что обозначает это слово?
- Запишите свой доход и расход в рабочий лист.
Доходы
| Расходы |
|
|
Поставьте знаки «», «
- Какая формула подходит каждому из вас в данной ситуации?
Доходы = расходы
Доходы расходы избыток (экономия)
Доходы
- Какая формула будет наилучшей? Объясните почему?
2. Самоопределение к деятельности.
- Что такое соотношение доходов и расходов? (бюджет)
Бюджет
государственный семейный
доходы, расходы ?
– Что вы знаете о бюджете, какой он бывает? (Государственный)
– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)
– Как вы считаете, что называют семейным бюджетом? (План доходов и расходов одной семьи.)
– Как вы думаете, отличается семейный бюджет от государственного? Чем? (Доходы и расходы одной семьи.)
- определите тему урока. (Тема урока: семейный бюджет.)
- Каковы цели урока? Сформулируйте.
3. Работа по теме.
Семейный бюджет
Доход расход
Для удовлетворения многочисленных потребностей нам необходимы товары или услуги.
При помощи чего мы приобретаем товары или услуги? (при помощи денег).
-Какие денежные единицы России вы знаете?
-Чему равен 1 рубль?
аверс
реверс
-Что изображено на рублях?
гурт
(Сторона, на которой указан ее номинал, т.е. достоинство (1 р., 5 р.), называется «решка». Противоположная сторона – «орёл».
Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете – «легенда».)
Задание: соотнесите денежные единицы со странами, в которых эти денежные единицы используют.
- Каким образом в семье появляются деньги? (люди получают зарплату, пенсию).
- Давайте мы сформулируем понятие дохода семьи
- Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.
Доходы | Расходы |
Зарплата Пенсия Пособие стипендия Рента Процент Прибыль Гонорар |
|
Но есть люди, профессия которых позволяет им работать дома. Как, например, работает писатель? Как оплачивается работа композитора? Художника?
Люди этих профессий получают не зарплату, а гонорар.
Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги. Гонорары могут выплачиваться не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.
Какие еще доходы могут поступать в семью?
Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии. Это денежное обеспечение за выслугу лет.
Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Cmunендия — постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.
Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она будет получать небольшое пособие — денежную помощь. Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу.
Если кто то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.
Если в семье есть еще одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой.
Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке,
то от банка семья получает определенную сумму денег, которая называется процент.
— А на что семья тратит деньги? (Лекарства, продукты, одежда, туристическая путёвка, бытовая химия, транспортные расходы, плата за газ, плата за телефон, велосипед, спортивная (музыкальная) школа, кружки, книги, игровая приставка, компьютер, сладости, квартплата, обувь, игрушки)
- Что необходимо учесть взрослым, когда они начнут расходовать деньги? (что нужно оплатить обязательно)
- Какие пункты расходов вы считаете обязательными?
4. Практическая работа. Работа в группах.
— Давайте проделаем опыт. Я предлагаю вам самим попробовать распределить бюджет семьи. Для этого вы разделитесь на 3 группы. Вспомните, сколько шустриков вы сегодня заработали вначале урока. Суммируйте их. Посчитайте доход своей семьи, исходя из предложенного списка расходов, подумайте, на что вы потратите шустрики. Вспомните наилучшую формулу семейного бюджета.
Доход | Расход семьи Травкиных | Расход семьи Солнцевых | Расход семья Ромашкиных |
Проверка.
(Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
Экономия – бережливое ведение хозяйства).
– Что нужно сделать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)
- Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Можно ли сэкономить на транспорте? (Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком.)
Можно ли сэкономить на оплате за электроэнергию? Каким образом?
Можно ли сэкономить на продуктах? (Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание). Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, газировки, печенья. (Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег).
Как можно сэкономить на одежде и обуви? (Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать).
5. Рефлексия.
-Что такое семейный бюджет? (соотношение доходов и расходов семьи)
- Для чего нужно просчитывать семейный бюджет? (чтобы контролировать затраты)
Работа в группах.
Задание: соотнесите части пословиц.
Копейка рубль бережёт.
Деньги любят счёт, а хлеб меру.
Дружба дороже не купишь.
Здоровье на деньги у того копейка растёт.
Кто рано встаёт, денег.
Тест.
Кроссворд.
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Деньги, которые откладывают на будущее.
Денежные поступления в бюджет.
По вертикали:
Бюджет одной семьи.
3.Денежные средства, которые тратят.
4. Соотношение доходов и расходов.
5. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
4. Подведение итогов.
- В конверте лежит часть денежных средств Вашей семьи. Сейчас каждый член вашей семьи должен оценить общую работу ребят на занятии. Если вы считаете, что такие занятия нужны и полезны - положат в вазочку "доход", если вы считаете, что тратите время зря - "расход".