Окружающий мир
Класс. 4 класс
Тема: Зона пустынь.
Местоположение зоны пустынь, ее природные особенности. Приспособление растений и животных пустынь к природным условиям. Практическая работа: с картой природных зон.
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
3.Развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой.
4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Контурные карты природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов.
Этап урока | Ход урока | ||||||||||||||
1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока
| Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! -Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. - Местоимение 2-го лица, ед. числа
Ответ – Пустыни. Учитель. Запишите тему урока – «Пустыни». Р аспределение на группы (картинки)
| ||||||||||||||
2.Актуализация знаний.
| Проверка знаний. Учащиеся работают по карточкам. №1 Вместо точек запишите растения и животных степи. Как они приспособились к жизни в степи?
№2 Дай краткую характеристику зоны степей по плану. План 1.Название, изображение на карте. 2.Особенности природы (неживой) №3 Отгадай животное по его частям (карточки) №4 Запиши экологические проблемы зоны степей (карточки).
| ||||||||||||||
3.Мотивация на новую деятельность | Учитель. Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении. Солнечный, жаркий Желтый поток – Льется в пустыне песок. В воздухе желтом и Плотном, как мед, Желтая птица Неслышно плывет. | ||||||||||||||
4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни». 4.1. Введение проблемной ситуации 4.2.Самостоятель ная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы | Вот так выглядят пустыни (показ картинок). Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.) -Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? Материалы для географов: На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах. Рисунки с изображением пустыни, учебник (стр. 118- 119), дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»: 1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон. 2.Поверхность земли в пустыне. Какие бывают пустыни? 3.Какое лето в пустыни? Рассказ ученика: Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. - Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах. Материалы для ботаников: Рисунки с изображением растений, учебник (стр. 119) дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»: 1.Общая особенность растений. 2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист). 3.Значение в природе. Материалы для зоологов: Рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника на стр. 120-121, 122, дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»: 1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются. 2.Значение в природе. Материалы для экологов: Учебник (стр. 123-124), дополнительный материал. Карточка- «помогай-ка»: 1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения. 2.Охрана редких растений и животных, заповедники. Рассказ ботаников: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можноменьше меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок). - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами . | ||||||||||||||
Физкультминутка | (Дети повторяют движения за учителем.) - Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть! На мне люди ездят И возят поклажу. В пустыне безводной Могу идти даже. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) - А сейчас предоставим слово нашим зоологам. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы | Рассказ зоологов: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки). Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки). Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.
- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов. Рассказ экологов: Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Составьте схему экологических проблем пустыни. Экологические неумеренное орошение проблемы выпас скота пустыни браконьерство - Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. | ||||||||||||||
4.4.Закрепление изученного материала | -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.) 1. Работа в тетрадях со схемами
А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира: Игра «Узнай меня» 1.Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) 2.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) 3.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.) 4.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) Учитель. 2. Работа с контурными картами. Самые экстремальные пустыни мира: - Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире; - Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира; - Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире; - Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире; - Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире; - Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире. - Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу! | ||||||||||||||
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия | - С какой природной зоной мы познакомились на уроке? - Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях? -Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни? | ||||||||||||||
6.Домашнее задание | Стр. 118-124. Исследовать заповедник «Черные Земли» Географы: с чем связано название . Зоологи: о животных в данном заповеднике Ботаники: о растительном мире Экологи об озере Маныч – Гудило.
|