Урок математики в 4 классе.
Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
Образовательные: учить решать задачи на движение в противоположных направлениях; учить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях; формировать вычислительные навыки; усвоить полученные знания, умения и навыки при выполнении проверки деления умножением, развивать умения переносить навыки в сходные и новые условия, закрепить вычислительные навыки, умения решать задачи изученных видов.
Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать;
Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам
Задачи урока:
1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в малых группах;закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.
2.Развивать навыки устного счета.
3.Развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладение основами логического мышления, счётом многозначных чисел.
Умение самостоятельно решать задачи изученных видов.
Умение построения логической цепи рассуждения.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные:
Умение обнаруживать недостоверность получаемой информации.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке царицы наук – МАТЕМАТИКЕ. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения друг с другом, и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы.
Слайд № 2
Сегодня на уроке понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться с возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Нам нужно будет их преодолеть всем вместе, поэтому я прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Только все вместе мы можем все преодолеть.
Нужно расшифровать ключевое слово урока, выполнив задания.
II Актуализация опорных знаний.
1. Интегративная разминка.
(Работа в парах).
Арифметический диктант (Учащиеся находят зашифрованное слово)
320 уменьшить в 8 раз. (40)
Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500)
частное чисел 900 и 9? (100)
Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение. (2400)
Делимое 450, делитель 5. Найдите частное. (90)
Найдите разность чисел 500 и 8. (492)
Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
70 увеличить в 8 раз (560)
Слайд № 3
-Проверим ваши ответы. Поднимите руки, кто не совершил ни одной ошибки? 1 ошибку? 2 ошибки?
Слайд № 3
-Каждому числу соответствует буква. Распределите ответы по возрастанию
- Какое слово у вас получилось?
Слайд № 3
Д В И Ж Е Н И Е
-Что такое движение? (Это перемещение какого-либо объекта на определенное расстояние)(Вывешиваю слово «Движение»)
Слайд № 4
-У вас на партах лежат буквы. Выделите буквы, которыми обозначаются величины скорость, время, расстояние.
-Назовите единицы скорости, времени, длины.
Слайд №5 Игра «Найди лишнее»:
- На партах лежат карточки с величинами. Вам нужно выбрать те величины, которые не используются в задачах на движение.
Кг, км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм
-Проверьте на экране: км, с, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с
Слайд № 6 – На какие 3 группы можно разделить данные единицы измерения?
Единицы скорости, времени и расстояния.
- Для решения каких задач мы используем эти величины?
Для решения задач на движение.
- Умеете ли вы решать такие задачи?
- Сейчас проверим.
2.Устный счёт.
Задачи на движение:
Слайд №7 «Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?»
Слайд № 8 «Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?»
Слайд № 9
«Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?»
Слайд №10 «Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?»
Слайд №11 «Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?»
Слайд №12 «Орел летит со скоростью 30 м/с.
За какое время он пролетит 270 м?»
Слайд №13- Повторим еще раз, как найти скорость, время, расстояние?
Слайд №14
Работа на доске –игра «Баскетбол»
- Какое умение мы сейчас отрабатывали?
- Отрабатывали знание зависимости между величинами скорость, время и расстояние
III Самоопределение к деятельности.
1. Определение темы и целей урока.
- Какое ключевое слово сегодня на уроке?
- Движение.
- С этим понятием мы встречались когда?
-Определите тему урока.
- Сегодня мы будем решать задачи на движение.
- О чём вам говорит эта схема?
Слайд №15
- Одновременное движение навстречу друг другу.
- А теперь что происходит с объектами?
Слайд №16
- Одновременное движение в разные стороны.
- Объедините эти две схемы. Определите более точно тему урока?
- Мы будем решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях.(Вывешиваю слова всей темы)
- Мы первый урок занимаемся по данной теме?
-Нет.
- Какую определим цель сегодня на уроке?
Слайд №17
- Закреплять умение решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях.
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
закрепление знаний между величинами S, t и v
закрепление знаний о скорости, расстоянии, времени и удаления
тренироваться составлять и решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях
Слайд № 18 Зарядка для глаз.
IV Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока:
-Сегодня мы продолжаем работу с задачами на движение
и в том числе с новым видом задач «Движение в противоположных направлениях».
2.Объяснение нового материала.
- Откройте учебники на странице 27, найдите № 135 и прочитайте первую задачу.
Слайд №19
«Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 ч?»
5 км/ч 4 км/ч
? км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
-Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
- Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
-Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд №20
5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние
Ответ: расстояние – 27 километров.
- Прочитайте вторую задачу.
Слайд №21
«Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?»
5 км/ч 4 км/ч
27 км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
-Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
-Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд №22
5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
27 : 9 = 3 (ч)
Ответ: время – 3 часа.
- Прочитайте третью задачу.
Слайд №23
«Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
5 км/ч ? км/ч
27 км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
-Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
- Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
-Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд №24
27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 – 5 = 4 (км/ч)
Ответ: скорость – 4 километра в час.
- Похожи ли эти задачи?
-Это задачи на движение в противоположном направлении.
- Чем отличаются эти задачи?
- Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче
№ 2.
- Как называются такие задачи?
- Обратные.
V. Релаксационная пауза.
Руки в стороны – в полет (руки в стороны)
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед (поворот вправо)
Левое крыло вперед (поворот влево)
Раз, два, три, четыре (прыжки на месте)
Полетел наш самолет.
VI. Первичное закрепление нового материала.
- Прочитайте задачу № 143 на стр. 28.
«Два лыжника вышли из поселка одновременно и пошли в противоположных направлениях. Один из них шел со средней скоростью 12 км/ч, а другой – 10 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 44 км? Какое расстояние пройдет за это время каждый лыжник?»
- Что в задаче известно?
-Направление, скорость и общее расстояние.
- Что нужно узнать?
-Время движения и расстояние, которое пройдет каждый лыжник.
- Выполним чертеж к этой задаче.
12 км/ч 10 км/ч
? км ? км
44 км ? ч
- Если расстояние и время у этих лыжников общее. Что нужно узнать первым действием?
-Общую скорость.
- Подумайте, как будет называться такая скорость, если при встречном движении мы говорим о скорости сближения?
-Скорость удаления.
- Верно. Находим скорость удаления, т. е. На сколько километров удалятся друг от друга лыжники за 1 час.
- Зная расстояние и скорость, как узнать время?
- Нужно расстояние разделить на скорость удаления.
- Зная время и скорость каждого лыжника, мы можем узнать расстояние, которое проехал каждый лыжник. Как это сделать?
- Нужно скорость умножить на время.
- Запишите решение этой задачи.
1) 12 + 10 = 22 (км/ч) – скорость удаления
2) 44 : 22 = 2 (ч) – время
3) 12 ˑ 2 = 24 (км) – 1 лыжник
4) 10 ˑ 2 = 20 (км) – 2 лыжник
Ответ: через 2 часа, 24 км и 20 км.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику:
№ 138 (самостоятельная работа).
VIII. Контроль.
Слайд №25
- Выберите задачи, где ход решения будет одинаков
- а) и г)
- Объясните свой выбор.
- И в первой, и во второй сначала необходимо найти скорость двух объектов, а затем умножить её на время.
- О каких скоростях идёт речь?
- в задаче а) – скорость сближения. В задаче г) – скорость удаления.
- Запишите самостоятельно решение этих задач выражением с ответом.
- Найдите схему решения этих задач.
ВЫБИРАЮТ СХЕМУ И ОБЪЯСНЯЮТ
-Сколько способов?
- Какой на данный момент более рациональный?
- Проговорите ответы.
- Какое умение мы сейчас отрабатывали?
- Формулировка задач
- Решение задач на нахождение расстояния сближения или удаления выражением
- У какой из оставшихся задач решение будет начинаться так же, как и у двух предыдущих?
- б)
- Объясните свой выбор.
- Сначала будем находит скорость сближения, потому что чтобы найти время одновременного движения двух объектов надо расстояние сближения поделить на скорость сближения.
- Запишите самостоятельно решение задачи выражением с ответом.
- Найдите схему решения этой задачи.
ВЫБИРАЮТ СХЕМУ И ОБЪЯСНЯЮТ
- Проговорите ответы.
IX. Рефлексия.
Слайд №26
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Научились решать задачи на движение в противоположных направлениях.
- С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?
- Объекты движутся со скоростью удаления.
Самооценка.
- Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал сегодняшнего урока? Если да, то встаем, а если не очень – поднимаем правую руку.
- На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.
(Выставление оценок.)
X. Домашнее задание.
стр. 27 № 136.
- Спасибо за урок. Урок окончен.