Урок литературного чтения в 3-м классе
Тема. К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»
Цели:
Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Развивать познавательный и читательский интерес.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите внимательно на слайд и скажите, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (О барсуках)
-Как называется раздел, которую мы начали на прошлом уроке?
-Как по-другому можно назвать этот раздел? «Братья наши меньшие»
-Почему мы их так называем? (Потому что они тоже являются частью природы)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа. Но пере этим давайте вспомним, кто такие барсуки?
По плану
1. Барсук - это.. (Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр)
2. Чем питается барсук? (Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. До холодов барсук должен успеть накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму спит в своей глубокой норе.)
Дополнение учителя
- Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку - сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке. В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата - слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит "позагорать" на солнышко.
IV. Сообщение темы и целей урока.
- А сейчас мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. (На экране портрет писателя)
- Какие произведения К. Паустовского вы читали? (выставка книг)
V. Словарная работа.
- Перед тем как приступить к чтению постарайтесь объяснить значение следующих слов значения следующих слов: вереск, деготь, чёлн, , пуд.
VI. Изучение нового материала.
Просмотр диафильма 1-ой части. Осенняя рыбалка на озере.
-Автор использует приём сравнения и олицетворения.
- Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами).
- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)
- Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды". (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).
– Когда происходят события?
- Какую рыбу ловили рыбаки?
- О чем эта часть? Как её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)
2. Просмотр диафильма. Ужин у костра
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
- Кто, кроме взрослых был у костра?
- Почему автор много внимания уделяет мальчику?
- Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?
– Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим? (Ужин у костра)
Просмотр диафильма 2-ой части.
-Кто первый обнаружил присутствие маленького зверька?
- Почему барсук прибежал к костру?
- Зачитайте, как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов "Через полчаса..." до слов "сделал шаг к картошке")
- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
Работа в парах по карточкам. (Карточки раздать через одну парту)
- С опорой на текст вставить пропущенные слова.
- Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку?
1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.
Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки
2 вариант: Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.
– О чём говорится во 2 части Как мы её озаглавим? (3.Барсук у костра)
Просмотр 3-й части.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.
- Какие чувства к зверьку у вас появились?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)
Просмотр 4-й части.
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)
VII. Работа с иллюстрацией в учебнике.
– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике
– Придумайте вопросы к этой части.
IX. Итог урока
- От чьего имени идет повествование? (От имени автора. Говорят "от первого лица")
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
- Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
X.Рефлексия. Написать на доске
Меня удивило….
Мне стало жалко..
Мне не понравилось…
Меня восхитило…
Меня поразило...
XI. Домашнее задание
Пересказать от имени мальчика.