Алимбаева С.Н
учитель начальных классов
КГУ «Школа – центр дополнительного образования № 19»
г. Усть –Каменогорск
Разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"
Цели
1). Развитие мышления на основе отработки логических операций2). Развитие речи при ответе на вопросы, при описании картины.
3). Воспитание интереса к русской детской литературе.
4). Воспитание уважения и чуткого отношения к окружающему миру.
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник по литературному чтению, снежинки, фломастеры
Ход урока:
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Присаживайтесь.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
1.Проверка домашнего задания (индивидуально)
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
-А проверим мы с вами домашнее задание в парной работе.
Каждой группе раздаются листы, на которых записаны вопросы, вам нужно ответить на вопросы.
1.Опишите внешний вид черепахи Сарли. 2.Сколько ей было лет. Когда она встретилась с человеком? 3.Где произошла встреча с человеком (на коралловом острове, там были только птицы да местные жители) 4.Какое чудо произошло с Сарли.
2.Подготовка к первичному восприятию.
Итак, сегодня - 13 декабря.
-Какое это время года по календарю?
-Подчинилась ли природа календарю?
-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
-Чем вам нравится зима?
Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времен года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей, матушкой. Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
Выступление ученика, биография автора.
В нашем стихотворении встретится такие слова как:
«Чародейка»
- Кто знает, какими словами можно заменить это слова?
- Слово «Чародейка » можно заменить словами волшебница и колдунья.
«Бахрома» «Мещет» бросать , кидать.
- Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою». Во время слушания подумайте, о чём в нём говорится?
1.Чтение стихотворения учителем
Первичный анализ по вопросам:
- Вам понравилось стихотворение?
- О чём оно? - Похоже ли оно на сказку? - В каком темпе мы должны читать это стихотворение? (Чуть замедленном)
Вторичное чтение и анализ стихотворения по частям.
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Кто главный герой в этом стихотворении? (Зима) -Какой она вам представляется?
- Прочитаем первый столбик. (читает ученик)
- Как называет поэт зиму? (чародейкою)
-Как вы думаете, почему слово зима написано в этом стихотворении с большой буквы? (зима не просто время года, а героиня, волшебница) - Какое волшебство, колдовство она совершила? - У каких предметов бывает бахрома? (у шали, платка, скатерти) - А снежная бахрома у леса, что это такое? (Покрытые снегом ветви деревьев) - Какой названа снежная бахрома в стихотворении? ( неподвижная, немая) - Как вы понимаете значение слова немая? ( не может высказать словами свои мысли, чувства) - Что вы понимаете под словом чудная? ( чудесная?) - Какова же чудная жизнь леса? (лес околдован чародейкою зимою, и он находится в волшебном состоянии).
- Прочитаем второй столбик. (читает ученик) - В каком состоянии находится зимний лес? -Почему о лесе поэт написал « не мертвец и не живой»? - Как вы понимаете такое состояние? -Каким сном очарован лес? (волшебным)
- Чем опутан и окован лес? (цепью пуховой?) - Как вы понимаете выражение оковать цепью? (Значит окружить цепью, крепко) - Как названа цепь? (пуховой)
- Что это значит? (лёгкая, состоящая из пуха)
- Прочитаем последний столбик. (читает ученик) - Что значит «мещет»? (бросать, кидать)
- Что происходит с лесом, когда солнце мещет на него свой луч? (Вспыхивает и блестит) - Почему красота зимнего леса названа ослепительной красотой?
- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?
Физминутка
Подготовка к выразительному чтению.
- А сейчас ребята шепотом подготовьтесь к выразительному чтению.
- Кто желает выразительно рассказать стихотворение ( 2звезды одно пожелание)
Работа в группах
1гр.Подбери синонимы к словам: Чародейка, чудная, околдовать, ослепительный
2гр.Подбери антонимы к словам: стоит, легкий, мертвый, вспыхнет, яркий
3гр.Создать кластер к слову Зима - мороз, волшебство, холод, новый год, сосульки, снег
4гр.Дополнить предложения. Волшебница зима. В лес пришла….- зима. Сосны и ели она нарядила в … шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела …. шапки. На рябину накинула … покрывало. Веточки берез украшены серебристым инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами …снег. …… картина кругом! слова для справок: теплые огромные, волшебница, чудесное, искрится, сказочная.
5гр.Волшебница зима. В лес пришла…- зима. Сосны и ели она нарядила в … шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела … шапки. На рябину накинула … покрывало. Веточки берез украшены серебристым инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами … снег. … картина кругом! слова для справок: белоснежные, пушистая, теплые, чудесное, сверкает, блистательная. 6гр.Рисует рисунок на тему зима (три хлопка)
Итог урока.
- Ребята, с каким поэтом мы сегодня познакомились? - Какое стихотворение читали? - Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф.И.Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою Зимою». Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способность дать человеку почувствовать её красоту и величие.
У вас на партах лежат снежинки. Поставьте знак, передавая своё отношение к стихотворению
- ровное, спокойное настроение
! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось.
? – не почувствовал красоту стихотворения.
Рефлексия.
Ребята, если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и неуютно, то закрасьте свои снежинки, синим цветом.
Выставление отметок.
- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Урок окончен.