«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по литературному чтению на тему "Знакомство с творчеством И. С. Соколова-Микитова. «Листопадничек». (3 класс)

Методическая разработка интересна для молодых специалистов. В ней четка обозначены виды работы на уроке, которые помогут учащимся усвоить новый материал. Каждая часть урока имеет логическое завершение.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (3 класс)

Тема урока. Знакомство с творчеством И. С. Соколова-Микитова. «Листопадничек».

Цели урока:

образовательная:

  • познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;

  • научить читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

  • научить грамотно формулировать и выражать свои мысли;

  • научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.

развивающая:

  • развивать воображение, связную речь, мышление, творческую активность.

воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность ;

  • воспитывать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Оборудование: Портрет И.С. Соколова-Микитова, карточка со словарными словами, карточка с речевой разминкой.

Ход урока

I. Организация начала урока

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, пенал и дневник.

-Начнем наш урок с речевой гимнастики.

Речевая гимнастика

Обратите внимание на карточку с текстом.(Наглядный материал)

- Сейчас я прочитаю нашу скороговорку; теперь вместе со мной медленно; теперь быстрее; еще быстрее. Молодцы!

II. Проверка домашнего задания

- На сегодня ваше домашнее задание было прочитать произведение Пришвина Михаила Михайловича «Моя Родина» в учебнике на странице 57-59. Все выполнили это задание? Сейчас мы и проверим это. Вам предстоит ответить на мои вопросы не подсматривая в учебник!

Чем мать угостила мальчика?

Как решило угощение судьбу мальчика?

В какое время суток писатель работал?

В чём состояла работа писателя?

Что нужно, по словам писателя, делать с сокровищами природы?

- Молодцы! Вы внимательно читали рассказ!

III. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением «Листопадничек»


IV. Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1 Знакомство с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколов-Микитова.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) известный русский писатель. Он родился в урочище Осеки Калужской губернии. Его отец был управляющим лесными угодьями у купцов. Когда мальчику Ивану было всего три года его семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В памяти маленького мальчика остались воспоминания о его раннем детстве и в дальнейшем во многих произведениях он описывал калужскую природу, считая ее своей родиной. В возрасте десяти лет Иван Соколов-Микитов поступает в Смоленское Александровское реальное училище. Он плохо учился в смоленском реальном училище и потому смог поступить только в то учебное заведение, где не требовался аттестат о среднем образовании - Петербургские Высшие сельскохозяйственные курсы. Там начал формироваться его писательский талант.

И. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр — «На камушке», «Заря-зареница» — с народными традициями и фольклором.

Факты из жизни Соколова-Микитова

После школы Иван намеревался стать агрономом, но передумал.

В молодости он немало попутешествовал, работая на торговом грузовом судне. Ему довелось повидать и Европу, и Африку.

Писатель любил розыгрыши. Однажды он подложил кирпич в пустой портфель своего знакомого, который тот носил чисто из соображений стиля и моды. Тот не сразу понял, почему портфель так потяжелел.

Соколов-Микитов отлично ориентировался в лесу, был знатоком грибов, хорошим следопытом и умелым охотником.

На склоне лет зрение писателя сильно ослабло, но он не оставил работу. Вместо того, чтобы писать рукописи, он стал надиктовывать тексты на диктофон.

В начале Первой мировой войны (1914-1918) Иван вернулся в Россию.

Отправившись на фронт, он совершил немало вылетов на бомбардировщике. Во время войны Иван Соколов-Микитов также успел поработать военным санитаром.

Свои первые произведения Иван Соколов-Микитов написал, когда он работал моряком на судне.

В период Великой Отечественной войны (1941-1945) писатель работал военным журналистом.

4.2 Словарная работа

-Класс, перед тем как перейти к ознакомлению с произведением «Листопадничек» мы проведем словарную работу. (Слова на карточке)

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

обглоданные – объеденный;

робеть -пугаться, стесняться, бояться;

озяб – замёрз, продрог;

ходко работают - работают быстро;

настлано –настелено;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

хатка – название небольшого дома на Украине;

кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;

выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

4.3 Первичное слушание

- Сейчас я прочитаю для вас произведение «Листопадничек».

 Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (Предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

- Давайте сядем ровно, выпрямим спинки, возьмем учебник и откроем его на странице 60, положим руки на парту и будем внимательно слушать и следить за текстом в учебнике. (Чтение произведения)

4.4 Повторная словарная работа (по необходимости)

- Какие слова вам были непонятны?

4.5 Краткая беседа по содержанию

- Что же подтвердилось из наших предположений? Кто же все-таки такой Листопадничек?

— Почему автор дал такое название? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

-О чем мечтал Листопадничек?

-Почему зайчата плакали? Чего боялись?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

4.6 Работа с текстом

Выборочное чтение

-  Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами на странице 61.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

V. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа с текстом

Выборочное чтение

-  Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами на странице 61.


Чтение – поиск.

- Каких страхов и огорчений натерпелся зайчонок за долгую зиму? Давайте найдем и прочитаем.(страх воды, огорчение отсутствием еды, испугался зверя)

- Кто хочет сделать краткое описание зайчонка?

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

- Какую бы вы сделали главную иллюстрацию к сказке?

VI. Обобщение и систематизация знаний

Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока.

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде.

- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

6.1Обобщающая беседа

- Ребята, мы с вами обсудили нашу сказку, ответили на вопросы, но у нас остается один, самый главный вопрос: «Какая главная мысль прочитанного произведения?» (Родителям нужно доверять, не стоит убегать из дома)

- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII. Итог урока

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? Почему?

VIII. Рефлексия  

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

Домашнее задание

-Придумать продолжение этой истории.

-Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее