«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса по теме Н. Носов «Телефон». Работа над содержанием текста.

Разработка данного урока поможет учителям правильно подобрать методы и приемы к уроку.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема урока: Н. Носов «Телефон». Работа над содержанием текста.

Цели урока: расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах; формировать информационную компетентность: учить анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией; прививать любовь и интерес к книге, к чтению.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1) Приветствие.

2) Дыхательная гимнастика (приложение 1).

3)Речевая разминка.

КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,

ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.

ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,

ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.

----- Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.

----- О чем скороговорка?

----- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

----- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.

II. Проверка домашнего задания.

---- Что было задано на дом?

(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Федина задача», дополнительное сообщение о Н. Носове.)

1) Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя ( приложение 2.)

----- Какие вы можете вспомнить произведения Николая Николаевича?

2) Беседа по вопросам.

----- Как вы готовите уроки?

----- Что вам для этого нужно?

----- Как Федя готовил уроки?

----- Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

3) Выразительное чтение отрывка ( со слов «Однозвучно гремит колокольчик…).

4) Обсуждение.

----- Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача» ?

Физминутка ( приложение 3)

III. Изучение новой темы

1) Сообщение темы урока.

Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».

2) Введение в тему.

а) Знаете ли вы , кто и когда изобрел телефон? А Алексей знает. Слушайте внимательно, т. к. эта информация нам завтра пригодится на уроке внеклассного чтения. ( Сообщение ученика. Приложение 4.)

б) Сообщение учителя.

- Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили лежащего на боку «предка» … телефона. Он представлял собой два сосуда из тыквы, соединенные бечевкой ( лексическое значение слова).

Ученые пришли к выводу, что тыквенному переговорному устройству не меньше 1000 лет.

3) Работа с текстом по учебнику.

- Просмотрите рассказ. Как он построен?

- Что такое диалог?

- Посмотрите на иллюстрацию. О ком этот рассказ? Между кем будет вестись диалог?

Гимнастика для глаз.

4) Подготовительная работа перед чтением.

а) Обучение чтению целыми словами ( хоровая, индивидуальная).

-Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами:

за- ме- ча- тель – ну – ю – замечательную

пе- ре- го- ва- ри- вать- ся- переговариваться

раз- го- ва- ри- ва- ешь- разговариваешь

б) Отработка трудных слов( хоровая, индивидуальная).

- Читайте внимательно.

продавщица

проволокой

Мишкиному

обниматься

5)Работа над рассказом.
а) Чтение текста учителем и учащимися.

б) Беседа по вопросам с выборочным чтением.

----- Понравился вам рассказ?

----- Назовите героев рассказа?

----- Прочитайте, как у ребят появился телефон.

----- Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

----- Какие правила телефонного общения вы знаете?

----- Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?

в) Работа над выразительностью чтения( парная).

Чтение диалога в лицах, исключая слова автора.

-Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят.

IV. Подведение итогов урока.

----- Что особенно понравилось на уроке?

----- Чему научил вас рассказ «Телефон» ?

-Чтобы вы умели правильно общаться по телефону, я приготовила для вас памятку «Правила телефонного общения» ( приложение 5).

Чтение памятки про себя.

Беседа по содержанию памятки:

----- Соблюдали ли ребята эти правила?

- У этого рассказа есть продолжение. Книгу можно взять в библиотеке и прочитать.

V. Домашнее задание.

- Рассказать, как вы общаетесь по телефону. Читать и пересказывать стр.169-172

-Нарисовать телефон будущего или его « предка».























Приложение 1.

Дыхательная гимнастика.

Нос «прочистить». Дышим обеими половинками носа (выдыхаем через рот).

Левую половинку зажать, правой дышим.

Правую зажать, левой дышим.

Дышим обеими половинками носа.


Приложение 2.

Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он освоил множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика брёвен. Он много знал, видел, умел. Все книги Носова веселые, доброжелательные. Не всякую правду приятно слушать, поэтому в своих рассказах Носов говорил правду, смягчив немножко шуткой. Если спросить кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Николаевича, то в ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из рассказов Носова.

Писатель Николай Николаевич для взрослых книг почти не писал, поэтому в памяти читателей он останется детским юмористом. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка».


Приложение 3.

Хомка, хомка, хомячок ,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать!


Приложение 4.


История изобретения телефона очень интересна. Более 130 лет тому назад американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея.

Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче.

Приложение 5.


1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим.

2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства.

3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.

4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.

5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз.

6.Разговор должен быть кратким и по делу.

7.Задавать вопрос: «Кто звонит?»- некорректно.

8.Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее