Методическая разработка урока по географии «Движение земной коры. Вулканы»
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Лялина Юлия Павловна |
Район | Варнавинский |
Место работы | МБОУ Восходовская ОШ |
Должность | Учитель |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Естествознание, география |
Класс | 5 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Предметная линия учебников «Полярная звезда» Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Г.Н.Липкина. |
Тема учебного занятия | Движения земной коры. Вулканы |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок формирование умений и навыков; частично поисковая, объяснительно-иллюстративный |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Урок №4 в теме: «Литосфера» |
Учебная задача
| -Вовлечь учащихся в исследовательскую, организационно-деятельностную, ситуацию, направленную на формирование и оценку способствующих освоению системных знаний. Овладевать знаниями по теме: «Литосфера». -Овладеть теоретическими знаниями в области географии, направленными на формирование сотрудничества (работа в группах при заполнении сравнительной таблицы) и разделение ответственности за конечный результат.
|
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся давать определения терминов, понятий по тематике урока; составлять классификацию и описания вулканов, условий их образования; исследовать строение вулканов; проводить сравнительный анализ видов вулканов. Отвечать на вопросы:
| Обучающиеся получат возможность различать вулканы; какие виды вулканов чаще всего встречаются на поверхности Земли; чем объясняется различие свойств видов вулканов; составлять схему классификации вулканов. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) Формирование умений и навыков. | Обучающиеся овладеют умением работать с разными источниками географической информации, умением конспектировать, выбирать главное, делать выводы .Обучающие овладеют способом ставить учебную задачу под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Научиться работать с различными источниками информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; готовить сообщения и презентации.
| Обучающиеся получат возможность определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; для формирования познавательной и информационной культуры, развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами и техническими средствами информационных технологий. осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, мировоззренческого выбора. | ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся имеют опыт работы с учебником схемами, диаграммами, географическими картами, дополнительными источниками географической информации; самостоятельно приобретать новые знания. | Обучающиеся получат возможность для формирования познавательной и информационной культуры, развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами и техническими средствами информационных технологий.. | ||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Изготовление модели, отражающую внутреннее строение вулкана; Что такое вулкан; в чем особенности строения земли. - Знают о составе, строении, основных географических процессах и явлениях, происходящих в географических оболочках, в т.ч.и литосфере (движение литосферных плит, платформ, тектонические процессы); - Умеют устанавливать причинно -следственные связи некоторых явлений и процессов, происходящих в земной коре; - Знают теорию учебного материала. Могут сравнивать; - Чем отличается океаническая земная кора от материковой; почему мощность материковой земной коры больше мощности океанической коры. Могут планировать, проектировать, моделировать свою деятельность под руководством учителя. Могут контролировать, оценивать свою деятельность; - работают, как в группах, так и самостоятельно, давая адекватную оценку себе и одноклассникам, рефлексивно - оценочный метод («Сегодня на уроке я ставлю себе (своему товарищу) оценку …)
| |||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |
Давать определения терминов, понятий по тематике урока, выявлять и объяснять отличия видов вулканов; составлять классификацию и описания этих видов условий их образования; определять причины их образования. | П. Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать (т.ч. выделять главное, делить текст, на части) и обобщать тематическую информацию. Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. К . Выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | 1. Учебно-познавательный интерес к географии. 2. Осознание причин уникальности происхождения, условий образования вулканов. | ||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Тема благоприятствует познавательным интересам, понимания причин разнообразия, происхождения, условия залегания горных пород и минералов.
| | |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение
| Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
|
. | www.Nature.worldstreasure.com чудеса природы. www.viktes.ru Викторины по Географии. | Электронное приложение. И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. М «Планета» Диск: Вулканы-чудо природы Интеракт.карты | |
Техническое обеспечение | Интерактивное оборудование, глобус физический, интерактивный глобус. |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
| 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Предъявление учителем своей индивидуальности Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества. Создание спокойной атмосферы для восприятия и усвоения материала и создание психологического учебного настроения. | Настрой на учебную деятельность. |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале Фронтальная беседа с учениками. Тема урока: Движение земной коры. Вулканы. Что мы узнаем нового на уроке:
| Учащиеся думают, вспоминают что они знают по теме. Что надо проделать, чтобы достичь поставленных целей урока. Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Создание мотивационной ситуации: Вулканы очень разнообразны. Какие они? И как извергаются? Некоторые вулканы извергаются часто, а некоторые совсем редко. Различают вулканы действующие, извержение которых происходило на памяти человечества, и потухшие, сведения об извержениях которых не сохранилось. Действующих вулканов на Земле несколько сотен. Знакомит уч-ся с вулканами. По ходу урока предлагает уч-ся заполнять таблицу. Учитель демонстрирует на уроке слайды по теме: Движения земной коры. Вулканы. По ходу объясняет, комментирует слайды, новый материал. Далее делит класс на группы и учащиеся выполняют в группах задание. | Учащиеся выполняют то, что предлагает учитель. Просмотр учащимися слайдов по теме, уч-ся внимательно слушают учителя и задают вопросы. | |
| 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель учит детей формулировать цель, определять ожидаемый результат урока. Цели урока:
Демонстрирует иллюстрации дополнительной литературы. | Ученики различают виды вулканов. Далее используется рисунки слайда и текст учебника, знакомятся с образцами горных пород из школьных коллекций. По ходу заполняя таблицу в тетради. |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Цель: Установление обратной связи учитель – ученик. Обеспечение усвоения нового материала. Учитель организует работу по выполнению предложенной задачи. Оказывает помощь ученикам. Обсуждение знаний и способов действий. Осуществляет корректировку речи. Учитель правильно говорит географическим языком. Важным моментом на уроке является введение новых понятий. Просмотр видеофильма о вулканах. | Ученики анализируют, сравнивают, делают выводы, знакомятся с вулканами, с их видами, как образуются вулканы. Ответы ищут в учебнике, отвечают на вопросы учителя. При этом заполняют таблицу, предложенную учителем. Учащиеся изучают свойства вулканов, записывают результаты в таблицу. | |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Цель учителя:
Учитель предлагает одному из учащихся заполнить таблицу на доске. После заполнения учитель предлагает остальным учащимся внести свои поправки. | Учащиеся с помощью иллюстрации учебника, просмотра слайдов по теме урока выполняют задания учителя в рабочей тетради. Находят нужную информацию, отвечают на поставленные вопросы. | |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает учащимся обсудить результаты работы заполнения таблицы «вулканов» Учитель предлагает нанести на контурную карту действующие и потухшие вулканы. | Учащиеся обсуждают полученные результаты, записанные в таблицу. Слабые ученики исправляют допущенные ошибки. | |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель предлагает учащимся подвести итог урока. Что нового вы узнали сегодня? Учитель предлагает уч-ся викторину по теме «Разнообразие вулканов» На слайде №15 «Разнообразие вулканов». Найти ошибки и исправить их. | Учащиеся с удовольствием отвечают на вопросы викторины «Разнообразие вулканов» Далее, выполняют задание по слайду №15, самостоятельно решают конкретную задачу, находят ошибки и исправляют их; учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи. Уч-ся вспоминают способы действия для решения задачи, анализируют, делают выводы. Уч-ся высказывают свои мысли. |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учитель подводит итоги занятия. Была поставлена цель, мы ее достигли, организует оценивание ученической деятельности с точки зрения самого ученика. Учитель дает четкую информацию с комментарием домашнее задание. Проверяет соответственные записи. | Учащиеся оценивают свою деятельность, свои ошибки. Осмысливают свои учебные действия и самооценку. Адекватно оценивают свою деятельность, знания, полученные на уроке. Правильно выполненные задания на уроке, говорит об организации, реализации успешности уч-ся. Учащиеся записывают домашнее задания. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»