Отрочество – особая пора жизни.
Цель урока: Цель: познакомит с характерными физическими и психологическими чертами подростков; воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников;
способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, об особенностях подросткового периода.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;
личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Тип урока: комбинированный.
Здравствуйте, садитесь. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами философскую проблему: «Что такое человек и чем он отличается от других обитателей планеты Земля?» Мнения были разные, но все мы пришли к выводу, что человек родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком.
На дом у вас была карточка с текстом, отрывок из книги «Маугли», вы должны были ответить на вопросы после текста. Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.
………………………………………………………………
Сегодня на уроке мы продолжим работу по обнаружению истины – «Что такое человек?» Какую же составляющую понятия «Человек» будем изучать сегодня? Давайте, определим это вместе.
Давайте посмотрим схему, изображенную на слайде.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_1.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_2.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_3.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_3.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_3.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_6.png)
Какой возрастной период жизни человека пропущен в схеме?
(правильно, подростковый период)
Какой возраст сейчас переживаете вы, пятиклассники?
Итак, у нас на схеме изображены возрастные периоды жизни человека.
В старину подростков называли отроками, а период жизни – отрочеством.
Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?
Записываем тему урока: « Отрочество – особая пора жизни».
Как вы думаете, какую цель урока нам нужно сегодня достичь?
(черты особенности и черты младшего школьного возраста)
Проблемный вопрос: Почему подростком быть трудно? И почему подростковый возраст принято считать переходным?
Сегодня на уроке мы узнаем: (запись на доске).
Легко ли быть подростком
Отрочество - пора мечтаний.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Итак, сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас.
Слово – возраст.
Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковый. Откройте учебник на с.16, прочитайте и найдите ответ на следующий вопрос: На какие два периоды делится подростковый возраст? (заполнение таблички в тетради)
Слайд со схемой:
Подростковый период 10-15 лет | |
Младший подросток | Старший подросток |
Школьник 5-6 классов | Школьник 7-8 классов |
Вы часто слышите, что подростковый возраст называют переходным? Как вы думаете, почему его так называют?
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
Давайте попробуем дать характеристику подростка переходного периода. Назовите черты, которые свойственны этому возрасту, другими словами опишите самих себя. (слайд)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_7.png)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_8.png)
Резкая смена настроения Физиологические изменения (быстрый рост)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2019/02/07/i_5c5c95fca02bb/php21tbk5_Otrochestvo_9.png)
Подростковый возраст
Быстрая утомляемость, усталость
Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.
Заполним таблицу, используя текст учебника
Отличительная черта | Взрослый | Подросток |
Физические особенности |
|
|
Знания |
|
|
Поведение |
|
|
Мера ответственности |
|
|
Степень самостоятельности |
|
|
Таким образом, мы с вами можем заметить, что между взрослым и ребенком, существует большая разница, и в поведение и в физических особенностях.
Сейчас поиграем в игру. Я вам буду читать предложения, которые характеризуют подростка, и если вы согласны с утверждением, то вы встаете, если не согласны, то сидите на своих местах.
1. Подростки – это люди 10-15 лет.
2. В подростковом возрасте замедляется рост организма.
3. В подростковом возрасте на формирование личности подростков влияют только родители.
4. На Руси подростковый возраст называли «отрочество»
5. В подростковом возрасте люди приближаются к биологической зрелости.
6. Подростки всегда спокойны и рассудительны.
7. Одна из черт подросткового возраста – быстрая смена настроения.
8. У подростков нет чувства юмора.
9. Для подростков характерны быстрая утомляемость, усталость.
10 Соблюдение режима дня в подростковом возрасте не обязательно.
11. В подростковом возрасте школьников нельзя загружать работой по дому.
12. В подростковом возрасте начинают серьёзно задумываться о своём будущем.
13. В подростковом возрасте человек может принимать самостоятельные решения и оценивать свои поступки.
14. Самостоятельность в подростковом возрасте всегда связана с нарушениями дисциплины.
15. В подростковом возрасте особенно ценится дружеское общение.
Итак, мы выяснили, что подростком быть не просто. Он вступил на новую ступень своего взросления. И впереди его ждет много нового и интересного. Очень часто, период отрочества, называют порой мечтаний. Заветная мечта должны быть у каждого она приносит человеку много счастья. В жизни встречаются примеры, когда детские мечты осуществляются во взрослой жизни.
(слайд) У нас в нашем учебнике представлен один такой пример, когда детская мечта осуществилась во взрослой жизни. Генрих Шлиман родился в Германии в 1822 году. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что все, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Родители Генриха считали, что все, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей. Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил свою мечту в 1871 году (ему было 49 лет). Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашел древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. А ведь все начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.
? Как вы думаете, что помогло Генриху Шлиману осуществить свою мечту?
? Чему вас научил пример ученого?
Еще одним признаком отрочества или по другому подросткового периода является самостоятельность, ее считают показателем взрослости, к которой стремятся подростки. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.
Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»
— Проанализируйте ситуацию.
— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
— Если нет, как бы вы назвали их поведение?
— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
Вывод: Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Поработаем в парах. Приведите аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», и аргументы против.
Аргументы за (самостоятельность это хорошо) | Аргументы против (самостоятельность это плохо) |
|
|
В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?
Я предлагаю вам ответить на вопросы, которые непосредственно относятся к дружбе. Предлагаю вам вытянуть листочек в вопросом и незамедлительно ответить на него. (Ребята по желанию вытягивают листочки с вопросами и тут же отвечают на них).
— Предложи свое толкование понятия «дружба».
— Назови основные черты характера настоящего друга.
— Придумай ситуации, в которых проявляется настоящая дружба.
— Почему дружба иногда бывает ложной?
—Объясни, почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом.
— Поделись своими мыслями о пользе дружбы.
Закрепление: Давайте подведем итог нашему уроку.
1.Ответьте мне на вопросы:
Человека, какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем?
2. Выберите высказывание, характеризующее подростка и обоснуйте свой ответ.
1) Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему
2) Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы (слайд)
На уроке я работал .... (активно /пассивно)
Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен)
Урок мне показался … (коротким/длинным)
За урок я …(устал/не устал)
Материал урока мне был …(полезен/бесполезен, интересен, скучен)
Домашнее задание:§2 до стр.20 читать. Вопрос 3 на стр.22 (устно). Выполнить задание на карточке письменно в тетр.