Разработка урока на тему: "Отрочество - особая пора жизни". 5 класс.

Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: "Отрочество - особая пора жизни". Данная тема раскрывает основные аспекты подростокового возраста.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Отрочество – особая пора жизни.

Цель урока: Цель: познакомит с характерными физическими и психологическими чертами подростков; воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников;

способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, об особенностях подросткового периода.


Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.


Тип урока: комбинированный.


Здравствуйте, садитесь. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами философскую проблему: «Что такое человек и чем он отличается от других обитателей планеты Земля?» Мнения были разные, но все мы пришли к выводу, что человек родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком.

На дом у вас была карточка с текстом, отрывок из книги «Маугли», вы должны были ответить на вопросы после текста. Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.

………………………………………………………………


Сегодня на уроке мы продолжим работу по обнаружению истины – «Что такое человек?» Какую же составляющую понятия «Человек» будем изучать сегодня? Давайте, определим это вместе.


Давайте посмотрим схему, изображенную на слайде.






Какой возрастной период жизни человека пропущен в схеме?

(правильно, подростковый период)

Какой возраст сейчас переживаете вы, пятиклассники?

Итак, у нас на схеме изображены возрастные периоды жизни человека.

В старину подростков называли отроками, а период жизни – отрочеством.

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Записываем тему урока: « Отрочество – особая пора жизни».

Как вы думаете, какую цель урока нам нужно сегодня достичь?

(черты особенности и черты младшего школьного возраста)

Проблемный вопрос: Почему подростком быть трудно? И почему подростковый возраст принято считать переходным?

Сегодня на уроке мы узнаем: (запись на доске).

  1. Легко ли быть подростком

  2. Отрочество - пора мечтаний.

  3. Самостоятельность – показатель взрослости.

Итак, сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас.

Слово – возраст.

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковый. Откройте учебник на с.16, прочитайте и найдите ответ на следующий вопрос: На какие два периоды делится подростковый возраст? (заполнение таблички в тетради)

Слайд со схемой:

Подростковый период 10-15 лет

Младший подросток

Старший подросток

Школьник 5-6 классов

Школьник 7-8 классов



Вы часто слышите, что подростковый возраст называют переходным? Как вы думаете, почему его так называют?

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.

Давайте попробуем дать характеристику подростка переходного периода. Назовите черты, которые свойственны этому возрасту, другими словами опишите самих себя. (слайд)



Резкая смена настроения Физиологические изменения (быстрый рост)



Подростковый возраст





Быстрая утомляемость, усталость

Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.

Заполним таблицу, используя текст учебника

Отличительная черта

Взрослый

Подросток

Физические особенности



Знания



Поведение



Мера ответственности



Степень самостоятельности





Таким образом, мы с вами можем заметить, что между взрослым и ребенком, существует большая разница, и в поведение и в физических особенностях.

Сейчас поиграем в игру. Я вам буду читать предложения, которые характеризуют подростка, и если вы согласны с утверждением, то вы встаете, если не согласны, то сидите на своих местах.

1. Подростки – это люди 10-15 лет.

2. В подростковом возрасте замедляется рост организма.

3. В подростковом возрасте на формирование личности подростков влияют только родители.

4. На Руси подростковый возраст называли «отрочество»

5. В подростковом возрасте люди приближаются к биологической зрелости.

6. Подростки всегда спокойны и рассудительны.

7. Одна из черт подросткового возраста – быстрая смена настроения.

8. У подростков нет чувства юмора.

9. Для подростков характерны быстрая утомляемость, усталость.

10 Соблюдение режима дня в подростковом возрасте не обязательно.

11. В подростковом возрасте школьников нельзя загружать работой по дому.

12. В подростковом возрасте начинают серьёзно задумываться о своём будущем.

13. В подростковом возрасте человек может принимать самостоятельные решения и оценивать свои поступки.

14. Самостоятельность в подростковом возрасте всегда связана с нарушениями дисциплины.

15. В подростковом возрасте особенно ценится дружеское общение.



Итак, мы выяснили, что подростком быть не просто. Он вступил на новую ступень своего взросления. И впереди его ждет много нового и интересного. Очень часто, период отрочества, называют порой мечтаний. Заветная мечта должны быть у каждого она приносит человеку много счастья. В жизни встречаются примеры, когда детские мечты осуществляются во взрослой жизни.



(слайд) У нас в нашем учебнике представлен один такой пример, когда детская мечта осуществилась во взрослой жизни. Генрих Шлиман родился в Германии в 1822 году. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что все, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Родители Генриха считали, что все, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей. Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил свою мечту в 1871 году (ему было 49 лет). Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашел древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. А ведь все начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

? Как вы думаете, что помогло Генриху Шлиману осуществить свою мечту?

? Чему вас научил пример ученого?

Еще одним признаком отрочества или по другому подросткового периода является самостоятельность, ее считают показателем взрослости, к которой стремятся подростки. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

Проанализируйте ситуацию.

Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

Если нет, как бы вы назвали их поведение?

К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

Вывод: Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Поработаем в парах. Приведите аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», и аргументы против.


Аргументы за (самостоятельность это хорошо)

Аргументы против (самостоятельность это плохо)




В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

Я предлагаю вам ответить на вопросы, которые непосредственно относятся к дружбе. Предлагаю вам вытянуть листочек в вопросом и незамедлительно ответить на него. (Ребята по желанию вытягивают листочки с вопросами и тут же отвечают на них).

Предложи свое толкование понятия «дружба».

Назови основные черты характера настоящего друга.

Придумай ситуации, в которых проявляется настоящая дружба.

Почему дружба иногда бывает ложной?

Объясни, почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом.

Поделись своими мыслями о пользе дружбы.


Закрепление: Давайте подведем итог нашему уроку.

1.Ответьте мне на вопросы:

  • Человека, какого возраста можно считать подростком?

  • Почему подростковый возраст называется переходным?

  • Можно ли избежать подростковых проблем?


2. Выберите высказывание, характеризующее подростка и обоснуйте свой ответ.

1) Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему

2) Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения



Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы (слайд)

На уроке я работал .... (активно /пассивно)

Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен)

Урок мне показался … (коротким/длинным)

За урок я …(устал/не устал)

Материал урока мне был …(полезен/бесполезен, интересен, скучен)



Домашнее задание:§2 до стр.20 читать. Вопрос 3 на стр.22 (устно). Выполнить задание на карточке письменно в тетр.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее