Тема урока: В Емельянов "Васька"
Цель урока: усвоение учебного материала на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
Задачи урока: познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
1.Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Нам предстоит не только открыть для себя новые тайны из жизни животных, но и потренировать свою память, мышление, смекалку. А для того, чтобы урок наш был успешным, нам надо отвечать на уроке как можно больше и как можно правильнее.
2.Подготовка к усвоению нового материала. Повторение. Работа в парах.
-Произведения из какого раздела мы сейчас читаем на уроках литературы?
«Мои друзья».
-Давайте вспомним некоторые из них.
Викторина «Узнай героя, назови произведение и автора». (Задание: прочитать и ответить на вопрос)
1 пара: «Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
- Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.
- Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.»
( Н. Носов « Мишкина каша» )
2 пара: «И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы.
( В. Ю. Драгунский « Надо иметь чувство юмора»
3 пара: «Колька толстым грибком вырос перед разгневанным родителем и вытащил из кармана рогатку:
- Петя ни при чем. Он кораблики пускал.»
( В. Осеева «Товарищи» )
4 пара: «Все поужинали. Костер догорал. Наступил черед рыболовов похвастаться своей добычей. Не меньше полусотни уклеек, плотвичек, окуньков, ершей принесли они в двух связках.»
( С. Голицын « В поход!» )
- Почему они размещены в разделе «Мои друзья»?
- Какое произведение вам больше понравилось и запомнилось?
3. Актуализация субъективного опыта учащихся
- А следующее задание поможет нам определить о ком и о каких друзьях мы будем читать сегодня на уроке.
- Внимательно прочитайте слова каждого столбика. Коллективная работа.
Корова Ряба
Курочка Воронок
Конь Васька
Пес Бурёнка
- Установите соответствие между словами первого и второго столбика.
4. Постановка темы и цели урока.
Что вам показалось необычным?
- Может ли пес носить кличку Васька? Почему? Однако сегодня мы познакомимся с рассказом Б. Емельянова "Васька"
Как вы думаете, о каком псе идет речь в рассказе?
5. Знакомство с биографией автора.
Презентация
6. Знакомство с произведением.
Чтение текста учителем до слов: случилась большая неприятность. Предсказание.
- Давайте попробуем предсказать развитие событий. Что могло произойти? Каковы ваши версии? ( ответы детей)
- Вам интересно узнать, что же было на самом деле?
Чтение текста до конца.
-От чьего имени ведётся повествование?
- Назовите главных действующих лиц.
7. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Сказка
Рассказ
Повесть
Басня
Что такое рассказ?
Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.
Докажите: почему это произведение является рассказом?
8. Словарная работа.
- В рассказе встретились слова, которые надо объяснить. Подберите синонимы. Работа в группах по рядам.
Забредала ( иногда заходила)
Клочья летели от коврика( сильно трепал его )
Дать взбучку ( наказать )
- Читаем 1 часть с карандашом в руках.
Задание: отметить все слова и выражения, характеризующие Ваську. Они помогут нам составить портретную характеристику герою.
Читаем до слов: Но как только утром я уходил на службу, Васька точно срывался с цепи.
- Какие слова и выражения вы отметили? ( внешность героя)
-Какие приёмы использовал автор, чтобы характеристика была более полной?
Сравнения(с шерстью, блестящей, как шёлк, точно срывался с цепи )
Эпитеты ( мягкая, волнистая )
Читаем 2 часть
До слов: Однажды соседи позвонили мне по телефону из дома на службу: случилась большая неприятность.
- Отличалось ли поведение Васьки в 1 части от поведения во 2 части, в то время, когда хозяин уходил на работу.
- Как это характеризует Ваську? ( баловался, был не совсем послушен, признавал только хозяина)
- В этой части много глаголов, характеризующих действия Васьки.
Задание: продолжить предложения , найдя ответы в тексте. ( внимание)
Ловил… кошку за хвост
Таскал… коврик из угла в угол
Трепал… его так. что клочья летели
Гонял… миску с громом от двери до двери
Прятал… под диван домашние вещи соседей
Понимал…что хозяина нет дома и некому дать ему взбучку
Пересказ с использованием глаголов, как ключевых слов
- Как вы думаете, для чего мы занимались пересказом? ( память)
Читаем 3 часть.
До слов: Я сказал, чтобы мне позвали Ваську к телефону.
- Что хотела сделать соседка?
- Смогла ли она искупаться?
- Что сделал Васька?
-Какие чувства вызвал у вас отрывок? Почему было смешно? ( необычное поведение)
4 часть.
- Почему соседка обиделась?
- Права ли она была, что рассердилась на Ваську?( нельзя давать собаке бесконтрольную свободу действий, не всё должно быть дозволено)
- Какие меры приняли хозяин и соседка?
Найдите: какие слова подобрал хозяин, чтобы успокоить собаку?( важно не только то, что сказал, но и как сказал)
- Как он говорил с Васькой? ( серьёзно, как с человеком)
- Почему серьёзно? ( чтобы Васька понял, что хозяин им недоволен. Но в то же время он говорил с ним, как с другом)
- Что бы вы сказали Ваське?
- Понял ли Васька, как следует вести себя, если хозяина нет дома?
Прочитайте до конца последнюю 5 часть молча и докажите это словами из текста.
- Каким стал Васька?
Почему изменилось поведение собаки? Только ли потому, что Васька испугался телефонной трубки?
- Что происходило с Васькой, после того, как с ним поговорил хозяин?(он испытывал чувство вины)
- Какой эпизод был самым напряжённым? А самым смешным?
- Какому эпизоду соответствует иллюстрация в учебнике на стр. 116?
- А какой эпизод вам больше понравился?
- Что интересного вы узнали о повадках животных?
- Бывали ли похожие случаи с вашими домашними животными?
9. Организация осмысления
Первичная проверка понимания
Перекрёстный опрос по теме урока.
Был у меня охотничий пес ….(Васька)
Какая шерсть была у пса? (золотистая, блестящая как шёлк, мягкая, волнистая
Куда думали соседи мы водим Ваську? ( в парикмахерскую)
Каким был Васька? ( умным и послушным)
Слушался от только кого? ( меня, автора)
Когда я был дома, как он себя вел?( тихо, смирно лежал под столом)
Когда он мог встать? ( когда нужно было принести спички или папиросы)
Чего он делал, даже когда забредала соседская кошка?( не лаял)
Что происходило с Васькой когда хозяин уходил на работу?( точно с цепи срывался)
Что он делал с кошкой? ( ловил за хвост, летал по кухне как ракета)
Что происходило в конце концов ( била посуду)
Что делал со своим ковриком Васька? ( таскал из угла в угол)
Что он делал со своей миской?( гонял от двери к двери)
Какую новость хозяину сообщили соседи по телефону? (случилась большая неприятность)
Что решила сделать хозяйка? ( искупаться)
На сколько по времени соседка отлучилась в кухню? ( на 1 мин)
Что сделал Васька пока ее не было? ( утащил подушки, коврик и залез в ванную сам)
Кого застала в ванной соседка? ( мокрую отвратительную собаку)
После того, как мне позвонили, кого я попросил пригласить к телефону?(ваську)
Какой приказ я крикнул в трубку?(ложись)
Услышав мой голос, что сделал Васька?(лег на пол)
Когда по времени я вернулся домой? (поздно)
Что показалось из-под стола? ( виноватая рыжая морда)
Подползая к хозяину что говорил пес своим видом?( я виноват , прости)
10.Организация первичного закрепления
Критический опрос
Вопросы сознательно искажаются для того, чтобы проверить качество усвоения.
Была у автора дворовая собака (нет, охотничий пёс)
Шерсть у него была белая, прямая (нет, золотая, волнистая)
Соседи думали мы водим собаку в театр( нет, в парикмахерскую)
Васька был глупым псом ( нет, умным и послушным)
Слушался он только соседа (нет своего хозяина)
Когда я был дома он проказничал (нет, вел себя тихо и смирно)
Васька вставал только затем, чтобы принести спички и папиросы.(да)
Когда при мне забредала чужая кошка он лаял (нет, не лаял)
Уходя на работу Васька словно срывался с цепи (да)
Он ловил соседскую кошку за усы( нет, за хвост)
В конце концов разбивались окна?( нет, посуда)
Свой коврик он аккуратно укладывал на диван (нет,таскал из угла угол)
Свою миску он гонял по лестнице( нет от двери к двери)
Соседи сообщили, что случилась радостная новость( нет,неприятность)
Соседка решила помыть посуду ( нет, искупаться)
Соседка отлучилась в хню на 1 час (нет, на 1 мин)
Пока не было соседки, пес утащил в кухню подушки, коврик (нет, в ванную)
В ванной комнате соседка застала пушистую кошку ( нет, мокрую отвратительную собаку)
Мне позвонили и пригласили к телефону соседку(нет, Ваську)
В телефон Васька услышал приказ :Гулять!(нет, ложись!)
Услышав голос хозяина он сразу залаял(нет, лег)
Домой я вернулся рано (нет, поздно)
Из-под стола показалась радостная, белая морда(нет, виноватая рыжая морда)
Подползая к хозяину Васька своим видом говорил: Я виноват, так больше не буду.(да)
11. Рефлексия
Определяется уровень усвоения материала классом.
12. Выставление отметок за урок
13. Домашнее задание
Проводится тематический словарный запас по изученной теме. Эссе «Мое отношение к домашним животным»».
1 пара: «Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху. - Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится. - Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.» |
2 пара: «И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. |
3 пара: «Колька толстым грибком вырос перед разгневанным родителем и вытащил из кармана рогатку: - Петя ни при чем. Он кораблики пускал.» |
4 пара: «Все поужинали. Костер догорал. Наступил черед рыболовов похвастаться своей добычей. Не меньше полусотни уклеек, плотвичек, окуньков, ершей принесли они в двух связках.» |
Сказка |
Рассказ |
Повесть |
Басня |
Корова
| Ряба |
Курочка | Воронок |
Конь | Васька |
Пес | Бурёнка |
Забредала |
Клочья летели от коврика |
Дать взбучку |
\
Ловил … |
Ловил … |