Разработка урока литературного чтения 2 класс Тема: В.В. Бианки «Сова»

Целью урока является продолжение знакомства с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

На уроке учитель использует различные виды работы - использует метод проблемы, частично-поисковый

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Разработка урока литературное чтение 2класс УМК 21век

Подготовила и провела учитель начальных классов Ткачёва Светлана Анатольевна МОУ Лицей №1 г.Тутаев Ярославская область


Литературное чтение 2 класс

Тема: В.В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;

  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

  • карточки с деформированным текстом;

  • карточки для самооценки

  • отрывок мультфильма


Ход урока


  1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Приветствие.

- Добрый день, дорогие ребята!

- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.)  Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.


2. Речевая разминка.

- Итак, речевая разминка.

- Прочитайте это стихотворение все вместе.

- А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд - с удивлением.

Молодцы!


Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях -

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.


3. Актуализация знаний.

- Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?


Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.


  ( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)


- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)

- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).


4. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.


Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)


5. Беседа о сове.

- Ребята, что вы знаете о сове?


Сообщение о сове.

Совершенно верно.

Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.


«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

- А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

- Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами.

Определим порядок нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА с шариками, на которых записаны этапы нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А потом? – Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся шарики зеленого и желтого цветов. (зеленого – справились, желтого –были затруднения)

5. Подготовка к восприятию нового материала.

- А теперь вернемся к нашей работе.

  • Словарная работа

- В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения.

Давайте узнаем их значение.

Утекает -

 

убегает

Кормовистый клевер -

 

предназначенный для корма скоту.

Цветень -

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться -

 

прятаться, таиться.

Раздолье -

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Пойло-

 

питательное питье для скота.


 



6. Первичное знакомство с произведением.

  • Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильма - последняя часть)

- Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Назовите главных героев. (Старик и Сова)

- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?


  • Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или желтым цветом.


7. Физминутка «Сова».

- Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.


В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)


8. Анализ произведения.

- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:

- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)

- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

- Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

?! Анализ своей деятельности.


8. Закрепление.

  • Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай)


  • Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

!? Анализ своей деятельности


  • Работа с пословицами.

- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах.

На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберем.

СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

  • С тем не бранись, кому будешь кланяться.

  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)

- Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?

9. Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

- Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)

- А как вы, дети, можете помочь природе?

10. Домашнее задание (распечатать на карточках)

- Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого цвета. Вы можете….

Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

  1. Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Подготовь чтение сказки по ролям.

  3. Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.

11. Рефлексия. Работа с совой.

- Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы справились? Или были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли удалось сделать? то повяжем на букет из шаров бантик.

  • Если вам урок понравился, было все понятно, то ...

  • Если урок не понравился, и не все было понятно, то ...


12. Оценивание.

- Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным? Что мы им поставим? А кому нужно еще немного поработать?

(Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)

- Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее