ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс
Тема: Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина
Цели: Обобщение знаний по разделу. Выполнение заданий в ходе игры «КВН по сказкам А.С.Пушкина».
Задачи: Обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллекцию, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Представление команд
Разминка
-
Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
-
Имя няни Пушкина. (Арина Родионовна)
-
Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
-
Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)
-
Сколько сказок написал поэт? (5)
-
С каким царем встретился в детстве А. С. Пушкин? (С Павлом I.)
-
В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)
-
Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)
Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»
-
Записать названия сказок А.С. Пушкина.
Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»
-
Кораблик. («Сказка о царе Салтане...».)
-
Зеркало. («Сказка о мертвой царевне...».)
-
Яблоко. («Сказка о мертвой царевне...».)
-
Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
-
Лебедь. («Сказка о царе Салтане...».)
-
Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Конкурс «Знатоки сказок»
Вопросы
-
Как звали сенную девушку? (Чернавка.)
-
Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
-
У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)
-
Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
-
Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица.)
-
Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)
-
Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)
Узнайте сказку по следующим словам:
-
«Откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
«Путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
-
«Базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
-
«Рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шемаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)
Вопросы
-
Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года.)
-
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (З раза.)
-
Что просила старуха? (Корыто, избу.)
-
Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)
-
Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)
-
За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу.)
-
С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)
-
Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка.)
-
Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)
-
Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)
-
Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)
-
Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)
-
Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)
-
Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря.)
-
Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)
-
Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)
-
Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)
VII. Подведение итогов КВН.
Награждение победителей
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.