02150300 «Вокальное искусство»
КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных
(наименование организации образования)
План учебного занятия
(теоретического или производственного обучения)
«Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся в процессе обучения
игре на фортепиано. Работа над средствами выразительности»
Наименование модуля /дисциплины «Применение музыкально-теоретических навыков в художественно творческой и педагогической практике»
Подготовил педагог Курепина Р.В.
«27» 10. 2023 года
1. Общие сведения
Курс, группы 4 ВО
1.Тип занятия : Практический
2.Цели, задачи
Цели урока: сформировать образно-эмоциональное восприятие, научить проявлять эмоциональную отзывчивость;
Задачи:
Обучающие- достичь целостности исполнения, объединить выученные детали в целое, активизировать слуховой контроль;
Развивающие -
сформировать опыт эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста;
развить новые исполнительские навыки;
сформировать умения законченно, ясно и выразительно излагать музыкальную мысль, достижение свободы в исполнении.
Воспитательные-
- воспитать устойчивый интерес к занятиям;
- укрепить связь учащейся с педагогом, стремления свободно высказывать свою точку зрения;
- сформировать интерес к творческому поиску;
- воспитать у учащегося понимание стиля композитора;
- воспитание самостоятельности;
- воспитать умение грамотно и быстро работать с нотным текстом;
- воспитать творческого подхода к изучению нотного текста;
- сформировать интерес к музицированию.
3.Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеет учащаяся в процессе учебного занятия:
- закрепление навыка мыслить целостно;
- развитие образного мышления;
- достижение свободы в трактовке и исполнении произведения.
Критерии оценки:
Ожидаемый результат | Критерии оценки |
Развитие приемов плавного звукоизвлечения; | Отлично – точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей. Хорошо - точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей с небольшим количеством ошибок. Не менее 75% от поставленных задач. Удовлетворительно – правильное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения не менее 50% от объема поставленных задач. |
Развитие аналитического мышления и эмоциональной отзывчивости; | Отлично – уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия, самостоятельно применять универсальные игровые приёмы в исполнении произведения на инструменте, свободно излагать свою музыкальную мысль; Хорошо - уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия при помощи педагога, применять знания о новых стилистических звуковых представлениях; Удовлетворительно – исполнение одной из заданных задач: либо умение самостоятельно анализировать музыкальное произведение, либо дифференцировать игровые действия. |
4.Необходимые ресурсы: фортепиано, нотная литература, ноутбук. Для примера мы взяли пьесу Р. Вандалла «Водопад»
5.Педагогические технологии, используемые на уроке:
- технология развития ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия;
- коммуникативная технология;
- технология развития сенсорно слухового представления;
- модель коучинга GROW.
План урока.
Организационный этап;
Вводная часть урока;
Проверка домашнего задания;
Практическая часть;
Рефлексия;
Выдача домашнего задания.
5.Ход занятия
Организационный этап.
- приветствие
- совместное определение цели и плана ее реализации.
Учитель использует элементы коучинга, помогая учащемуся при помощи наводящих вопросов самостоятельно определить цель урока и разработать пошаговый план достижения цели.
Учитель: как ты думаешь, зачем мы работаем над музыкальным образом произведения, развитием эмоционального исполнения?
Предполагаемый ответ: для того чтобы уметь передать содержание произведения и оно было более понятным для слушателя;
Учитель: правильно.
Учитель: Исходя их своего личного опыта, что ты можешь привнеси в произведение, чтобы достичь уникального звучания по результату урока?
Предполагаемый ответ: найти информацию по произведению для большего понимания замысла композитора, можем подобрать определенные технические приемы;
Учитель: правильно.
Из вышесказанного обобщаем цель: «Придание определенного образа произведению через личностное восприятие, развитие нового, целостного, восприятия произведения путем детального разбора его структуры»
Вводная часть урока. Оцениваем состояние произведения на текущий момент, разбор домашнего задания. (сведения о композиторе, форме пьесы (трёхчастная), обозначение темпа и характера, тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки).
Учитель: с какими сложностями ты столкнулась при первой работе с произведением? Чем я могу тебе помочь в работе? ( как вариант записать видео и посмотреть вместе со стороны того, как она играет)
Предполагаемый ответ: сложности технического плана в исполнении, отсутствие слухового представления целостного исполнения произведения.
Основная часть урока. Исследование вариантов.
Учащаяся проигрывет произведение, нужно поразмышлять, что именно она хотела бы добавить, улучшить, проработать в нем для того, чтобы достичь идеального, на ее взгляд, звучания.
Учитель: «Мы прослушали произведение, каких элементов выразительности не хватает на твой взгляд? Каких штрихов, какое настроение ты бы добавила? Что еще можно было бы добавить?»
Предполагаемый ответ: проучить отдельно партию правой и левой руки, вычленить сложные места и проработать их в медленном темпе, добавить педаль для звукового разнообразия.
Учитель: Я предлагаю тебе свои пути решения.
1. Для обобщенного представления музыкального образа я предлагаю прослушать викторину на определение слуховых представлений различных природных явлений;
2. Это пьеса относится к многоплановым пьесам. Многоплановая игра даёт ощущение пространства, объёма, воздуха. Здесь три плана: 1 – мелодия, 2 – бас, 3 – движение в среднем голосе. Надо почувствовать расстояние между голосами, всю музыкальную ткань, прослушать интонационно и найти соотношение различных элементов фактуры: мелодии, баса, гармонии. Учащаяся играет первую фразу в соотношении «бас- мелодия» без среднего голоса, затем прорабатывается отдельно средний голос в правой руке,
думать нужно от правой руки и стремиться в бас. В левой руке «фа», «соль» «ля» – это капельки воды, которые сверкают на солнце. В правой руке струится вода. Она должна быть прозрачная. Полезно поиграть аккордами. Послушать смену гармонии. Чтобы научиться задерживать педаль, хорошо поиграть преувеличенно. т. е. держать бас подольше.
Учитель: « Чем еще я могу тебе помочь?
Предполагаемый ответ: «Спасибо, все понятно»
Рефлексия.
Учитель: как ты думаешь, ты достиг целей, которые были поставлены на уроке?
Предполагаемый ответ: думаю, достиг.
Учитель: как бы ты оценил свою работу на уроке и качество выполненной работы? Предполагаемый ответ: на «хорошо». Потому, что в некоторых видах работ я пользовался помощью педагога.
Учитель: как ты думаешь, тебе пригодится опыт работы, который ты сегодня получи?
Предполагаемый ответ: да, конечно. Особенно при самостоятельной работе дома, при изучении и разборе новых произведений, самостоятельном изучении произведения.
Учитель: итак, подведем итог нашего занятия. Ты хорошо работал на уроке, активно, использовал уже полученные знания и умения. Научился оптимизировать работу над новым произведением, используя новые навыки работы над всеми видами, однако окончательное в трактовке произведения я оставляю за тобой. Я оцениваю твою работу на уроке на «5-»
Учитель: «Пожалуйста оцени по шкале от 1-10 насколько тебе комфортно было на уроке? Насколько понятен материал, который я тебе предоставила? Хватило ли тебе информации?»
Благодаря обратной связи на уроке создается комфортная обстановка на уроке, которая позволит получись максимально продуктивный результат в будущем.
Домашнее задание.
1. Закрепить все аспекты работы на уроке в домашних условиях;
2.Прослушать в интернете исполнение этой пьесы и проанализировать варианты трактовок у разных исполнителей, придумать образное ощущение (мини-сюжет) для более полного, понятного раскрытия музыкального образа.
Выводы. Результатом урока стало приобретение новых технических навыков, приёмов звукоизвлечения, разнообразных слуховые представлений. Таким образом, при такой форме работы, развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление.