0404000 - Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных
План учебного занятия
«Искусство скрипичных смен»
Наименование модуля /дисциплины «Применение музыкально-теоретических навыков в художественно творческой и педагогической практике»
Подготовил педагог _Щербатых А.О.________
«_27_» ___10______2023_ года
1. Общие сведения
Курс, группы __3 ОСИ________________
1.Тип занятия урок применения знаний и умений.
2.Цели, задачи
Цели урока:
Цель - Развитие навыка самостоятельной работы над всеми видами скрипичных смен. Развитие универсальных учебных действий у учащегося.
Задачи:
Обучающие- формирование навыка работы над сменами струн, позиций, пальцев;
формирование двигательно-технических навыков;
Развивающие - развитие музыкального мышления, структурного восприятия нотного текста;
- развитие логического мышления;
- развитие двигательно-моторных способностей.
Воспитательные-
воспитание самостоятельности;
воспитание умения грамотно и быстро работать с нотным текстом
воспитание творческого подхода к изучению нотного текста.
сформировать интерес к музицированию.
3.Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия
- развитие техники левой руки и правой руки;
- развитие анализа и образного и художественного мышления;
- развитие навыков самостоятельной работы.
Критерии оценки:
Ожидаемый результат | Критерии оценки |
Развитие техники левой руки, развитие техники правой руки. | Отлично – точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей. Хорошо - точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей с небольшим количеством ошибок. Не менее 75% от поставленных задач. Удовлетворительно – правильное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения не менее 50% от объема поставленных задач. |
Развитие анализа и образного мышления; | Отлично – уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия, самостоятельно применять универсальные игровые действия в исполнении произведения на инструменте. Хорошо - уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия при помощи педагога. Удовлетворительно – исполнение одной из заданных задач: либо умение самостоятельно анализировать музыкальное произведение, либо дифференцировать игровые действия. |
4.Необходимые ресурсы: скрипка, фортепиано, нотная литература, ноутбук. Произведение, на основе которого проводится работа: Дж. Тартини Соната для скрипки с фортепиано g-moll «Покинутая Дидона», 1 часть.
5.Педагогические технологии, используемые на уроке:
- технология развития ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия;
- коммуникативная технология;
- технология развития сенсорно слухового представления (предслышания)
- коучинг.
План урока.
Организационный этап.
Вводная часть урока.
Практическая часть – позиции и их смена, смена струн, смена смычка, смена пальцев;
Рефлексия.
Выдача домашнего задания.
5.Ход занятия
Организационный этап.
- приветствие
- совместное определение цели и плана ее реализации.
Учитель использует элементы коучинга, помогая учащемуся при помощи наводящих вопросов самостоятельно определить цель урока и разработать пошаговый план достижения цели. Преподаватель задает вопрос: Для чего мы изучаем старинную музыку на специальности? Ведь даже на конкурсах зачастую является исполнение страинной сонаты. Ответ: Это школа. Потому что это основополагающие, базовые приемы в звукоивлечении, техники левой руки. Какие приемы можно отнести к базовым? Ученик отвечает. На этом этапе урока учащийся формирует навык целеполагания и планирования своих действий, используя уже полученные знания и развивает свое мышление и речь (коммуникативные компетенции).
Учитель: Как ты думаешь, зачем мы изучаем смены смычка, струн, позиций?
Предполагаемый ответ: для развития техники игры, базовых навыков.
Учитель: правильно. А как мы можем использовать опыт в процессе изучения произведений?
Предполагаемый ответ: мы можем брать необходимые упражнения, применять их при изучении теста произведений, при возникновении технических трудностей.
Учитель: правильно.
Обобщим: цель урока - формирование навыка работы над сменами струн, позиций, пальцев; формирование двигательно-технических навыков
Вводная часть урока.
Учитель: расскажи, что такое скрипичные смены , какие виды смен мы постоянно используем при игре?
Ученик: рассказывает.
Основная часть урока.
Учитель: Мы с тобой совместно определили цель урока. А теперь скажи, как ты будешь этого добиваться? Как ты можешь достичь цели?
Предполагаемый ответ: сначала я проанализирую нотный текст произведения и найду в нем элементы, требующие отработки..
Учитель: правильно. Этот прием называется «применение универсальных игровых действий». Ты самостоятельно разработал план выполнения цели. Давай теперь выполним этот план пошагово.
Пошаговое выполнение плана, разработанного учеником.
1.- доигровой зрительный анализ текста,
2 – вычленение типов смен, требующих доработки,
3. – исполнение смен с применением вспомогательных упражнений.
Рефлексия.
Учитель: как ты думаешь, ты достиг целей, которые были поставлены на уроке? Развитие навыка самостоятельной работы над всеми видами скрипичных смен? Развитие универсальных учебных действий у учащегося?
Предполагаемый ответ: думаю, достиг.
Учитель: как бы ты оценил свою работу на уроке и качество выполненной работы? Предполагаемый ответ: на «хорошо». Потому, что в некоторых видах работ я пользовался помощью педагога.
Учитель: как ты думаешь, тебе пригодится опыт работы, который ты сегодня получил?
Предполагаемый ответ: да, конечно. Особенно при самостоятельной работе дома, при изучении и разборе новых произведений, самостоятельном изучении произведения.
Учитель: итак, подведем итог нашего занятия. Ты хорошо работал на уроке, активно, использовал уже полученные знания и умения. Научился оптимизировать работу над новым произведением, используя новые навыки работы над всеми видами скрипичных смен. Я оцениваю твою работу на уроке на «5-»
Выдача домашнего задания.
Выводы. Таким образом, при такой форме работы, развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление.