Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 Челябинской области, г. Коркино, п. Первомайский.
Конспект урока в 4 классе по предмету:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Тема урока: обобщение знаний «Основные религии мира».
Подготовила и провела: Н.А. Новокрещенных,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
п. Первомайский.
2013 г.
Тема урока: обобщение знаний «Основные религии мира».
Цель: воспитание и формирование толерантного отношения к многоконфессиональности мирового сообщества.
Задачи:
образовательная: формировать у детей представление о культурном наследии; обобщить знания учащихся об основных составляющих мировых религий (основатель, время возникновения, священные книги, традиции, обряды); совершенствовать навыки работы с разными источниками информации;
развивающая: способствовать развитию коммуникативных навыков и личностных компетенций через групповую форму деятельности; развивать художественно-эстетическое восприятие детей (музыкальное, художественное, поэтическое); тренировать память, внимание; развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;
воспитательная: воспитывать целостное отношение к миру; пробудить творческие способности, воображение; способствовать развитию познавательного интереса и уважения к культуре отдельно взятой страны.
Участники: учащиеся 4-ого класса, преподаватель.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа обучающихся с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Подготовительная работа: подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала.
Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур народов России» 4класс (А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров); музыкальное и видео приложение по теме урока; таблички с основными мировыми религиями, канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | ||||||||||||||||||
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с преподавателем
| Интересный урок сегодня у нас, К нему готовился каждый из вас. Нам ведь надо много знать, А это, я думаю, вам по плечу, Ведь я вас уже сколько учу И верю, что каждого ждёт свой успех, Волнуюсь, болею за вас я за всех. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | 3 мин. | ||||||||||||||||||
2. Сообщение темы и цели урока.
Фронтальная работа | - Прочитайте запись на доске. («Основные религии мира»). -Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
- Правильно, сегодня мы обобщим наши представления и знания о мировых религиях, обменяемся мнениями заинтересованностью, увидим, что же является основополагающим в этих религиях, что их объединяет и чему учат эти религии, какие категории входят в понятие «Христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм». | (Мы будем говорить о мировых религиях)
Отвечают все желающие, свободные высказывания.
| 2 мин. | ||||||||||||||||||
3. Активизация знаний изученного материала
Проблемная ситуация.
Работа в группах. | - В течение изучения тем по нашему предмету мы познакомились с разными религиями. На первых занятиях мы с вами договорились, что заключительный урок будет в форме отчёта-презентации. Для этого вам необходимо было определиться, какая из изученных религий вам больше всего понравилась и вы хотите этим поделиться со своими одноклассниками. - Сейчас вашему вниманию будут предложены фрагменты музыкальных произведений, видеоролик, иллюстрации, описывающие ту или иную религию. Ваша задача определить, к какой именно религии это принадлежит и как вы это определили? - Вы всё верно определили и обосновали, и сейчас я предлагаю вам распределиться по группам на основе вашего выбора - группа, «христиан», группа – «мусульман», группа – «буддистов», группа – «иудаистов». | Прослушивают этническую музыку (буддизм). (Приложение 1)
Просматривают видеоролик о мечетях (мусульманство) (Приложение 2)
Рассматривают иллюстрации православных храмов (христианство) (Приложение №3)
Прослушивают иудейскую молитву (иудаизм) (Приложение №4).
Обоснование и доказательность суждений обучающихся
Рассаживаются за отдельные столы по выбранным религиям (на партах таблички с названием религий). | 8 мин. | ||||||||||||||||||
4. Практическая работа - работа в группах.
Демонстрация презентации «Православное христианство» (подготовлена учеником 4 класса). | - Работая в группе, перед вами стоят следующие задачи: используя учебник, дополнительную литературу и дополнительный материал, который вы приготовили к сегодняшнему уроку, вам необходимо по каждой, выбранной вами религии, составить блок-схему, в которой необходимо отразить ответ по плану: 1)время возникновения религии; 2)место её возникновения; 3) основатели; 4) священные книги. -По желанию вы можете ещё изобразить или устно описать символ веры. - На эту работу у вас будет определённое время. По истечении данного времени группа будет представлять свою работу остальным участникам. | Работа в группах: распределяют обязанности;
выполняют работу;
оформляют блок-схемы; представляют законченную работу в виде презентации или схематического рисунка.
| 20 мин.
1 мин.
5 мин.
2 мин.
10 мин. - по 5 мин. на группу
| ||||||||||||||||||
5. Подведение итога урока. | - Обобщая всё вами сказанное, хочу представить вашему вниманию презентацию «Мировые религии» и ответить на вопросы, которые в ней встретятся. -Что объединяет все религии? -Какие человеческие качества они помогают нам воспитывать в себе?
| Просматривают презентацию. По ходу демонстрации отвечают на поставленные вопросы. (Приложение №5)
Свободные высказывания учащихся. | 8 мин.
| ||||||||||||||||||
6. Выставка работ, выполненных иллюстративно. | - Я предлагаю вам оставить свои работы на стенде, чтобы другие ребята, которые ещё не изучают данный предмет, смогли познакомиться через ваши иллюстрации с религиями мира.
| Вывешивают на стенд блок-схемы, распечатанные слайды презентации. | 2 мин. | ||||||||||||||||||
7. Релаксация. |
| | 1 мин. | ||||||||||||||||||
8. Задание для размышления. | - Что ты хотел бы узнать? -Что можешь об изученном рассказать своим близким, друзьям? - Вы сегодня молодцы! Всем большое спасибо за активное участие! | | 2 мин. |