«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка классного часа к 75-летию Великой Победы "Мы памяти этой верны"

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Мы помним, кому обязаны жизнью! К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки































Автор Рожанская Марина Владимировна





2020 г.



Методическая разработка тематического классного часа

«Мы этой памяти верны»

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.


Задачи:

  • формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время;

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование: мультимедийная презентация «Не помнить нельзя, забыть невозможно», аудиозапись «Священная война», «Журавли», «Солнечный круг», «День Победы», сводка Левитана о начале войны, минута молчания – метроном, воздушные шары с голубями, кадры хроники начала Великой Отечественной войны



Ход классного часа

  1. Вступительная часть

/Звучит тихая спокойная музыка/

- Ребята, какое у вас любимое время года? Почему?

- Чем нас радует природа летом?

- Закроем глаза и представим летнее раннее утро.

- Что вы видите? Слышите? Чувствуете?

/Учитель дотрагивается до руки кого-либо из учащихся, ребенок озвучивает свои представления/

/Вдруг музыка обрывается. Выходят двое ребят к доске/

- Отчего это воздух тревогой объят?

- Отчего вдруг замолкли все птицы?

- Отчего так испуганы лица?

 

/Звучит аудиозапись голоса Левитана/

«От советского информбюро. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!»

/Ведущие покрывают голову чёрными шарфами, наклоняют голову и медленно уходят на своё место/


- Какое страшное событие произошло?

- Назовите дату начала войны.


Представьте себе, что вы сумели перенестись в 1941 год, в эти несколько минут «между миром и войной». Любые ваши слова могут обрести волшебную силу! Найдите такие слова, которые могли бы остановить немцев, предотвратить войну /Высказывания ребят/


  1. Основная часть

Раннее воскресное утро. Дети спокойно спали в своих кроватках. Им снились самые добрые сны. Тишина… и вдруг…/видеокадры бомбежки/. Звуки летящих над городом самолётов! Взрывы! Земля загорелась, вздымилась, прервалась мирная жизнь людей. Так, без предупреждения, немецкая армия напала на нашу страну. Началась война! Война – жесточе нету слова…


/Показ хроники начала Великой Отечественной войны/

Огромная мощь немецких войск обрушилась на нашу землю. Советская армия практически не была готова к войне. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории силы: 190 дивизий (то есть не менее 5,5 млн. человек), свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий, около 5 000самолётов. 

/Звучит песня «Священная война», на слайде кадры мобилизации/

Эту песню на стихи Лебедева-Кумача и музыку Александрова на пятый день войны запела вся страна.

- Какие слова из этой песни вы запомнили?

- Как вы думаете, для чего её написали?

Эта песня стала призывом для тех, кто любил свою страну, свою Родину. Практически из каждой семьи кто-то уходил на фронт. Весь советский народ от мала до велика встал на защиту Родины. Дети расставались со своими папами и мамами.

- А приходилось ли кому-то из вас расставаться с близкими людьми?

- Что вы чувствовали при этом? /высказывания ребят/

А представляете разлуку не на неделю, и даже не на месяц. На целых четыре года!


/Читает ученик/

41-й! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамён унося.


Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Этому событию мы посвятим наш классный час «Мы этой памяти верны».


/Читает ученик/

Мы помнить мгновенья войны обещаем

И головы скорбно склоняем
Пред вами, кто мёртв и кто жив, 
Кто, подвиг свой ратный свершив, 
Жить в мире потомкам навек завещал
И жизнь без раздумья за это отдал!

Беседу о войне начнём с виртуальной экскурсии «Героизм на фронте», которую проведут ребята.


/Выступления учащихся-экскурсоводов с краткой информацией, сопровождающиеся слайдами презентации/


Ученик-экскурсовод 1.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.


Ученик-экскурсовод 2.

Брест. Этот город первым принял на себя удар врага и сразу же оказался в тылу, так как фашисты рвались к Москве. Но в Брестской крепости оставался гарнизон наших солдат. Они приняли решение не сдаваться. Около месяца им удавалось держаться и вести бой. «Умрём, но из крепости не уйдём» — такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от внешнего мира, без воды, с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца.



Ученик-экскурсовод 1.

Немецкие войска быстро продвигались вглубь страны. В первые месяцы войны наша армия отступала, была захвачена большая территория нашей страны. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6 000 танков, более 20 000 орудий. Много погибло наших солдат.


Ученик-экскурсовод 3.

Гитлер придавал огромное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Свой план захвата гитлеровцы назвали «Тайфун». Но мужество советских солдат, простых людей сорвали этот план. В ноябре 1941 г. состоялся парад на Красной площади. Прямо с парада войска шли на оборону Москвы. Огромная мощь наступления была остановлена. Эта победа имела очень большое значение. Она развеяла миф о непобедимости германской армии.


Ученик-экскурсовод 4.

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — один из крупнейших городов мира. Научный, культурный, промышленный, исторический центр нашей страны. В планах гитлеровцев Ленинград занимал одно из важных мест. В первые, же дни войны фашисты попытались захватить город. Но его защитникам удалось выстоять, и тогда фашисты перешли к длительной осаде. Они окружили город плотным кольцом, надеясь задушить его голодной блокадой. Три года героически держались жители города. Весь мир знает имя ленинградской девочки Тани Савичевой, которая записывала в дневнике, как умирали от голода её родные... Вражеские налёты, артиллерийские обстрелы не прекращались ни на один день. Но город жил, работал, сражался. Каждый день голодные, замерзающие люди выходили на крыши, тушили зажигательные снаряды и бомбы, спасали свой город от уничтожения. Единственной нитью, связывающей Ленинград со страной, стала дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера.


Ученик-экскурсовод 5.

Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Великой Отечественной войны. Захватив Сталинград (ныне Волгоград), фашисты легко могли бы отрезать нашу армию от нефти Кавказа и хлеба Кубани. Поэтому они начали штурм города. Бои были ожесточённые, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. Горела земля. Горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбежки и артобстрелы. Казалось, что всё живое должно погибнуть в этом огне. Город боролся 200 дней и ночей. Вся страна знает про дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж. «За Волгой земли для нас нет» — под этим девизом защитники города вели бои за свой город. В исключительно тяжёлых условиях им удалось выстоять.


Ученик-экскурсовод 2.

Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение в истории второй мировой войны, в котором гитлеровцы потерпели поражение. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза. Эта битва стала коренным переломом в Великой Отечественной войне.


Ученик-экскурсовод 1.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв, около 40 крупных наступательных операций.

Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной войны стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. 13 городов удостоены звания города-героя.

- Как вы думаете, почему города стали героями?

- Кто же сделал эти города героями? /Высказывания детей/


Война затронула каждую семью, каждого человека.

В нашем селе тоже есть свои герои.


Ученик 1.

Карпов Пётр Васильевич. В июне 1942 года в составе 87 дивизии воевал под Сталинградом. Был тяжело ранен. Награждён Орденом Отечественной войны, медалью Жукова «За оборону Сталинграда».


Ученик 2.

Косов Виктор Николаевич. В 1942 году был направлен на фронт. Воевал под Сталинградом, был командиром взвода разведки. Мать дважды получала похоронки на него. Выжил. Награждён Орденом Отечественной войны, медалями.


Ученик 3.

Игнатова Матрёна Терентьевна. В 1943 году работала проводницей на прифронтовых участках железной дороги. Состав, на котором работала Матрёна Терентьевна, перевозил раненых и боеприпасы. Награждена медалями.


В каждой семье есть родственники - участники Великой Отечественной войны. Память о них мы должны свято хранить и передавать своим потомкам.


- Ребята, как вы думаете, когда отцы, старшие братья ушли на фронт, а кто же остался дома? /Высказывания детей/


Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.


Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.


- А какие дела могли делать дети? /Высказывания детей/


- Как вы думаете, что изображено на данном слайде?



- Кто такие партизаны?

Партизаны — люди, ведущие вооруженную борьбу на территории, захваченной противником. Партизаны, чтобы помочь солдатам Красной Армии, устраивали взрывы на железных дорогах, мешая фашистам подвозить подкрепление, подрывали мосты, поджигали фашистские склады, убивали предателей, пускали под откос поезда с вражескими солдатами, пушками и танками. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них были пионерами.

- А вы знаете, кто такие пионеры?  

Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства.

Ученик1.

Лёня Голиков - не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву.

Погиб Леня 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука. Пионеру-партизану Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Ученик 2.

Зина Портнова участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной. Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  


Ученик 3.

Марат Казей. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушёл к партизанам и стал разведчиком. Он проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.


Ученик 4.

Юные безусые герои,  

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.


Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны? /Высказывания детей/

Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждёт!

Я предлагаю вам, на лежащих перед вами листах, написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.
/Во время работы звучит аудиозапись «Землянка», дети пишут, рисуют, работа должна занять 5 – 7минут /


- Какую форму имели фронтовые письма?


- А теперь сложите своё письмо или рисунок как «солдатский треугольник». Вот этот голубь понесёт ваши письма по всему миру! /Дети опускают свои письма в большой конверт с символическим изображением голубя/

Мы передадим их в наш школьный музей.


И вот наступила последняя решающая битва – за Берлин. Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.


День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война.


/Звучит 1-ый куплет песни «День Победы»/


Ученик 1.                              

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.


Ученик 2.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остаётся молодой.


Ученик 3.

Как быстро бы года не пролетали,

От нас не отдаляется она.

И ей к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

/Звучит мелодия песни «Журавли»/

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.


Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим


/Звучит метроном/


  1. Заключительная часть


- О каком событии в жизни нашей страны мы говорили сегодня на классном часе?

- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны

- Какой след оставил этот классный час в ваших сердцах? /Высказывания детей/

Мы помним, кому обязаны жизнью! К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.


/Дети выходят из класса под песню «Солнечный круг» и отпускают в небо воздушные шары с прикреплёнными бумажными голубями/

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее