«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разноуровневое обучение на уроках математики.

Ведущая идея технологии разноуровнего обучения является – учение без принуждения, т.е. создание реальных условий овладения учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, создания условий для развития творческого потенциала каждого обучающегося.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Разноуровневое обучение на уроках математики.

Подумай, как трудно изменить самго себя, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Вольтер.

Нет, и не может быть двух обучающихся, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведений реакции, мышления и т.д.

Как правило, выбираемый средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части обучающихся, для других он слишком быстрый, для третьих- очень медленный. Одна и та же задача для одних является сложной, для других легкой. Одни понимают педагога сразу, другим надо повторять несколько раз.

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития обучающегося зависит от познавательных возможностей и способностей обучающегося, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Психофизические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого обучающегося или группы обучающихся неодинаковых условий обучения. Поэтому для того, чтобы лучше понять как организовать обучение я начала работу по изучению теоретических аспектов разноуровнего подхода преподавания математики.

Ведущая идея технологии разноуровнего обучения является – учение без принуждения, т.е. создание реальных условий овладения учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, создания условий для развития творческого потенциала каждого обучающегося.

При внедрении уровневой дифференциации обучения необходимо создавать условия его осуществления:

  • Изучение индивидуальных и типологических особенностей;

  • Умение анализировать учебный материал, выделить возможные трудности, с которыми встречаются разные группы учащихся;

  • Составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным обучающимся;

  • Умение «спрограммировать» обучение разных групп обучающихся;

  • Создание мотивации успешности учения;

  • Активное стимулирование обучающихся к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать обучающемуся возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

  • Организация учебного процесса, предоставляющая обучающемуся возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решения задач;

  • Выявление и оценка способов учебной работы;

  • Обеспечение контроля и оценка не только результата, но и процесса учения.

При таком обучении выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открыты для обучающихся. То есть дифференциация осуществляется не за счет того, что одним обучающимся дают меньше, а другим больше, а потому, что, предлагается обучающимся одинаковый объем материала, устанавливаются различные уровни требований к его усвоению. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении обучающегося по уровням. В ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем обучающимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо чтобы трудности в учебной работе были для таких обучающихся посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В тоже время, если для одних обучающихся необходимо продлить этап обработки основных опорных знаний и умений, то другим не следует необоснованно задерживаться на данном этапе. Необходимо учитывать добровольность в выборе усвоения и отчетности.

Каждый обучающийся имеет право, добровольно и сознательно решать для себя на каком уровне ему усваивать материал. Государственный образовательный стандарт позволяет выделить в содержании математического курса и в результатах учебной деятельности три уровня: базовый, вариативный, творческий. В соответствии с ним, а также для осуществления уровневой дифференциации на уроках математики целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности обучающихся на данном этапе.

Эти группы должны быть мобильны, т.е. возможны частичные переходы из группы в группу.

1 группа – или группа обучающихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.

2 группа - или группа обучающихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач находят, опираясь на указания преподавателя.

3 группа – или группа обучающихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решение измененных задач, предполагающих изменение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания на новые условия.

Осуществляя уровневую дифференциацию с начало объясняется новый материал. Новый материал предпочитаю излагать крупными блоками, что позволяет значительно сократить время на изучение теории и высвобождает время на обработку умений и навыков, на лучшее осмысление материала, благодаря многократной конкретизации, рассмотрению общих положений в разных условиях, ситуациях, с разных сторон. В конечном счете, это способствует более полному, глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

Изложение материала в виде крупного блока дает возможность обучающемуся целостно осознать материал на мировоззренческом уровне, что способствует развитию творческого мышления, овладение обучающимися логическими мыслительными операциями, осознанному усвоению способов решения практических учебных задач.

После изучения теоретического материала 2-3 урока отводиться на выработку у обучающихся умений на уровне обязательных результатов.

После разборов образцов решения всех заданий, по зачетной теме обучающиеся самостоятельно выполняют соответствующие задания позволяющие индивидуализировать процесс освоения обязательными результатами обучающихся 2 и 3 группы, обучающиеся 1 группы овладевают ими частично. Завершается этот этап проведением зачетной работы. Дальнейшее изучение темы становиться дифференцированным по содержанию методов и формам работы. Работа над обязательными результатами конкретизируется исходя из результатов зачетной работы.

Основным содержанием работы обучающихся, достигших уровня обязательных результатов, становиться решение задач средней сложности: типа обязательных, требующих более сложных вычислений или преобразований, содержащие одно или несколько действий (приемов) не входящих в обязательные результаты.

Обучающиеся первой группы в это время решают задания обязательного уровня под наблюдением преподавателя или их работой руководит консультант. После этого обучающиеся 1 группы получают индивидуальные задания, а обучающиеся 2 и 3 групп приступают к решению задач продвинутого уровня.

Обучение решения задач продвинутого уровня организуется по следующей схеме: решение задач на 1-2 уроках под руководством преподавателя, урок разбора, анализа, обобщения этих задач. Вместе с тем происходит постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в знакомой и измененной ситуации. После чего проводится проверочная работа. По результатам проверочной работы обучающимся, которые прочно достигли обязательный и продвинутый уровень, предлагается задачи повышенной сложности, а с остальными проводиться дополнительная работа по устранению обнаруженных пробелов.

Успех дифференцированного обучения для каждой группы может осуществляться в виде технологической карты, в которой выделены, с одной стороны, укрупненные единицы усвоения (факты, понятия и т.д.), а с другой – способы действия, умения.

В начале изучения большого раздела сообщаю темы, количество проверочных и контрольных работ, а также:

  • На стендах вывешиваются образцы заданий для контрольных работ и вопросы к зачетам;

  • Оказываю помощь в виде консультаций;

  • Рекомендую обучающимся записывать в тетрадях основные теоретические положения и формулы, выделяя их;

  • Часто составляется план – алгоритм выполнения однотипных практических заданий.

При проведении самостоятельных работ определяю время выполнения, критерии оценивания. В работе я применяю следующие виды самостоятельных работ:

  1. Работа по образцу. Такой вид работы предполагает выполнение упражнений однотипных по структуре. С начало выполняется упражнение, которое будет служить образцом. Оно выполняется при помощи последовательных указаний. Затем решаются однотипные задания. Либо в условие включается формула, по которой может быть выполнены упражнения. Этот вид работы приемлем для учащихся 3 группы.

  2. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

  3. Тестовое задание с готовыми ответами. Тесты помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбор неясных ситуаций.

  4. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет обучающимся не только видеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

  5. Работа по заданному алгоритму. Приучает обучающихся к четкому последовательному выполнению заданий, целенаправленно ориентирует мысленную деятельность обучающихся

  6. Работа вариативного характера. Такого вида роботы предполагают частичные изменения условия задачи

  7. Работа с книгой (пользоваться предметным указателем, оглавление, символикой, аннотацией и т.п.). на уроках каждая группа получает разные задания. Обучающимся 1 группы даются задания: отыскать в тексте нужное слово, формулировки понятий или важные числовые данные. Обучающимся 2 группы при работе с книгой предлагаются задания: найти дословно приведённое в учебнике определения, выделить в тексте основную мысль, составить план прочитанного. Обучающиеся 3 группы получают такие задания: составить план по прочитанному, составить таблицы, схемы, диаграммы; составить конспект, в котором не только повторяется материал учебника, но и приводятся новые сведения из энциклопедий, справочников.

  8. Работа творческого характера. Выполнения таких работ связанно с проявлением смекалки, сообразительности – это задания, требующие нестандартное решение.

Разнообразные виды работ позволяют развивать способности сильного обучающегося и предупредить отставание слабого, даёт возможность основной массе достичь уровня обязательных результатов.

Также применяю дифференцированную домашнюю работу трёх видов:

  1. Дополнительное задание к основной работе по желанию;

  2. Одна работа на всех, но состоит из заданий трёх уровней сложности. Такая работа обычно даётся перед контрольной работой с обязательной отметкой в журнал;

  3. Разным группам разное домашнее задание:

  • 1 уровень – по образцу, отработать навыки;

  • 2 уровень – репродуктивные задания;

  • 3 уровень- проблемные задания.

Такая работа даётся в процессе отработки и закрепления полученных знаний.

Также важной частью дифференцированного обучения является система контроля.

Чаще всего я предлагаю обучающимся одну проверочную работу или письменный – зачет, состоящий из двух, дополняющих друг друга частей: обязательная и дополнительная. При таком подходе к проверке знаний каждый обучающийся проходит через обязательный уровень и имеет возможность проявить себя на повышенном уровне. Также практическую для проверки знаний работы разного уровня. Обучающийся сам выбирает тот уровень, который ему подходит.

В плане воспитании личности педагогический процесс в условиях разноуровневого обучения имеет следующую цель: формирование у каждого обучающегося потребность найти место в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей, а также способность выбирать своё собственное жизненное направление.

Итак, какая реальная польза от применения данной технологии?

  1. Работа на определённом уровне трудности, обучающийся видит, как работают остальные, его самооценка становиться более реальной;

  2. Четкость в работе дает возможность постоянно осуществлять самоконтроль приобретенных компетенций;

  3. Так как обучающийся работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи;

  4. Консультанты (группа сильных обучающихся) принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получают возможность более свободно планировать свою деятельность.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее