«Зимний фестиваль знаний 2025»

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.

Планируемые результаты:

предметные:

  • формировать умения различать падежи имен существительных I, II, III склонения;

  • совершенствовать умения изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.

  • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

личностные:

  • научиться осознавать свои возможно­сти в учении;

  • адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 140 - 143; учебная презентация.



Число.

Классная работа



Проектор








Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение,

Словарная работа по типам склонения

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.







Практич.: Изучение таблицы, выявление составляющих таблицы.


10:00-10:07.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Меня зовут Екатерина Сергеевна (Слайд 1), и сегодня я проведу урок русского языка.

-Внимание девчонки! (Слайд 2)

- Внимание мальчишки!

Приготовьте свои ручки,

Разомните пальчики,

Сегодня новые знания будем получать.

Кто хочет получить оценку «пять»?

Тогда пора урок начать.

Минутка чистописания

- Откройте свои тетрадки и красиво, каллиграфически запишите число и месяц: Одиннадцат[ое] декабря (Слайд 3). Подчеркните безударную гласную в корне и выделите окончание.

Посмотрите на сайд (Слайд 4) и скажите, на какие группы можно разделить эти слова? На это задание вам даётся 1 минута.

Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь. (Ответы детей)

- Какие группы у вас получились? (Эти существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные, ж. р. и м. р., сгруппировать существительные по признаку типа склонения)

- Правильно, нужно сгруппировать эти имена существительные по трём типам склонения.

- Посмотрите на слайд (Слайд 5), на нем изображена таблица. Помогите мне заполнить ее именами существительными по трем типам склонения. Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и помочь ее заполнить. Мне нужно 3 ученика из класса.

- В правой части доски весят карточки со словами, 1-й ученик распределяет имена существительные первого склонения в первый столбик, 2-й ученик распределяет имена сущ. второго склонения, во второй столбик, 3--й ученик распределяет имена сущ. третьего склонения, в третий столбик.


Ночь, Гнездо, Дядя.



Имена существительные первого склонения

Имена существительные второго склонения

Имена существит

Дядяльные третьего склонения


Гнездо

Ночь

- Ребята, посмотрите на доску и скажите мне какие окончания имеет слово в первом столбце? («-я»)

- А какой род у этого имени существительного? (мужской)

- Молодцы!

- Какое склонение это имя существительное? (Первого склонения)

- А какой род есть у первого склонения? («ж.р.»)

- Какие окончания у ж.р. первого склонения? (-а, -я)

- Правильно!

- Теперь скажите мне какие окончания имеет слово во втором столбце? («-о»)

- А какой род у этого имени существительного? (ср.р.)

- Молодцы!

- Какое склонение это имя существительное? (Второе склонения)

- А какой род мы не услышали? (м.р.)

- Какие ещё окончания есть у второго склонения в м.р. и ср.р.? («-е», «[]»)

- Правильно!

- Отлично!

- Посмотрите какое окончание имеет слово в третьем столбце? («[]»)

- А какой род у этого имени существительного? (ж.р.)

- Молодцы!


Приветствовать учителя









Писать каллиграфически.

Работать со словарными словами





Работать по таблице.


Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.








Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


К: взаимодействие учащихся с учителем и сверстниками


2.

Постановка учебной задачи и ее решен

Практич.: работа с ребусами.

Слов.: слово учителя, ответы на вопросы.


Практич.: постановка целей, проблемы и темы урока.







Практический: Составление модели

Практич.:

Чтение правила



Практич.: рассказ правила по модели;




Практич.: чтение и разбор правила




Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: работа с упражнением.



Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.








Практич.: склонение имен существительных по падежам;

Практич.: фронтальная работа и проверка одноклассника




10:07- 10:09






10:09- 10:10











10:10- 10:14


















10:14- 10:15



10:15- 10:22




































10:22 – 10:27







- Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Как вы думаете что это? (Ответы детей) Модель правила. Что на ней изображено? (Модель трёх степеней склонения имен существительных).

- Давайте дополним вместе эту модель. (Ответы детей)

- Правильно.

- А теперь расскажите мне правила по модели на слайде. (К первому склонению относятся сущ. ж. р. и м. р. с оконцаниями –а, -я в Н. ф.; ко второму склонению относятся сущ. ср. р. с окончаниями –о, -е, а так же суш м. р. с нулевым окончанием в Н.ф.; к третьему склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием Н.ф.)



- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Кто хочет выйти к доске и показать, что у вас получилось.

- Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому.

- Какой род и окончания у первого склонения? (м.р, ж.р., окончания «а», «я»); какой род и окончания у второго склонения? (м.р, ср.р., окончание «е», «о», м.р с «[]»); какой род и окончания у второго склонения? (ж.р. c «[]» окончанием). Молодцы!

- Теперь откройте учебник на странице 140 и прочитайте задание

Упражнение № 139.

- Теперь посмотрите на слайд.

- Вам нужно начертить таблицу и разделить все существительные Н.ф. в этом задании по трем склонениям в три разных столбика .


1 склонение

2 склонение

3 склонение




- Сейчас, три человека выйдут к доске и напишут нам в таблицу слова. Первый записывает слова только первого склонения, второй – только второго, третий – только третьего и потом проверим, что получилось.

- Почему ты выписал эти существительные? (1 скл. – ( потому что это существительные ж. р. и м. р. с окончаниями «-а», «-я»); 2 скл. – (потому что это существительные ср. р. и м. р. с окончаниями «-о», «-е» и «[]»); 3 скл. – (потому что это существительные ж. р. с нулевым окончанием))

- Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому. Объясните, почему у вашего одноклассника получилось не правильно?

- Расскажи мне алгоритм работы. (Сначала мы ставим существительное в начальную форму, затем определяем род слова и на основании этого выявляем окончание слова и его склонение).

- Молодец!

- А как вы поставили существительное в начальную форму? (С помощью склонению в именительный падежам)

- Хорошо! Значит, окончание можно изменить с помощью чего? (С помощью склонения по падежам)

-

- Теперь определите, какая же тема сегодняшнего урока? (Слайд 7)

«Различие склонений существительных. Правописание падежных окончаний»

- Какие цели мы можем поставить на уроке? Кто хочет перечислить их нам? (Ответы детей)

- А я поставила сегодня на урок вот такие цели: (Слайд 8)

1. научиться различать падежи имен существительных I, II, III склонения;

2. научится изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.

3. анализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.



Повторение изученного материала

- Чтобы определить [] у существительного, что нужно знать? (ответы детей)

Решать ребусы


Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя.

Определять тему урока.


Определять проблему и путь ее преодоления.

Определять цели и пути их достижения.





Анализировать информацию на слайде и моделировать правило.














Соотносить само правило с моделью правила


Принимать учебную задачу

Читать слова из упражнения

Распределить имена существительные по группам



Внимательно слушать (читать), синтезировать и запоминать информацию.

Записать слова в тетрадь.


Склонять слова оп падежам составу, ис­пользовать его.

Понимать и

объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

Склонять слова оп падежам составу, ис­пользовать его.

Понимать и

объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных


Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

П.: определяют тему урока, проблему и цели.


П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы


П.: ориентироваться в информации на карточках, чтобы составить модель.












Р.: понимать, что можно добавить в модель правила и аргументировать для свой ответ или те решения, с которым он соглашается;

Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

П.: дополняют и расширяют знания.



Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и со­храняют уч. задачу при выполнении заданий;


Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

3.

Фиминутка

Практич.: выполнение двигательных упражнений

10:27- 10:28



Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку!
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора. 09:31:08

Выполнять двигательные упражнения.


4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на во


Словес.: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: фронтальная проверка.

Самопроверка



Практич.: фронтальная проверка.

Словес.: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: фронтальная проверка.




10:28- 10:31.



















10:31-

10:35.














- Ребята, откройте учебник на странице 142 и прочитайте упражнение 141.

Упражнение № 141.

- Вам нужно из этого задания (Выписать все словосочетания с неизвестным окончанием, вставляя нужные буквы и объяснить написание окончаний).

- Ребята, как мы напишем предлог «у» с именем существительным мамочки? (Предлоги с именами существительными пишутся раздельно)

В слове мамочка, какие еще есть орфограммы? (Правописание –чк, -чн)

Как напишется –чк, -чн в словах и почему в это слово нужно вставить –чк?

(-Чк, -чн, пишется без мягкого знака, поэтому в слове мамочки мы пишем –чк без мягкого знака)

- Ребята, какая орфограмма в слове кошки? Напомните правило написания на письме буквы –ш. (Если существительное первого склонения женского рода, то мягкий знак после шипящей не пишется)

- Какая орфограмма в слове шоколадки? (Вместо глухой буквы – т, нужно писать звонкую –д.) Подбери родственное слово, чтобы отчетливо слышался звук –д (Шоколадный)

- Как пишется –не с глаголами? (Не растут) (Не с глаголами всегда пишется раздельно)

- Как пишется предлог –без со словами? Расскажите правило (Предлог –без непроизводный, со словами пишется раздельно)

- Какая орфограмма в слове рот? (Глухая согласная на конце слова) Как мы можем проверить какую согласную нужно написать? (Подобрать родственное слово) Какое? (Ротик)

- Запишите словосочетания из стихотворения. Объясните почему вы выбрали в словах именно эти окончания, определить род, падеж и склонение. Работайте в тетрадях. Вам дается 5 минут

Кто не понял задание, поднимите руку, я ещё раз объясню.

У мамочки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - мамочка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

(1. слово дороге привести в начальную форму – мамочка.) Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) А зачем?

(Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) Какое слово подставили? (Земля)

Две ямочки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - ямочка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

У кошки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - кошка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

Вместо ножки. 1) Р. п.; 2) н. ф. - ножка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

Отчего шоколадки 1) Р. п.; 2) н. ф. - шоколад; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

На кроватке 1) Пр. п.; 2) н. ф. - кроватка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

У няни 1) Р. п.; 2) н. ф. - няня; 3) окончание –я; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

В сметане 1) Пр. п.; 2) н. ф. - сметана; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

Отчего лягушки 1) Р. п.; 2) н. ф. - лягушка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

Без подушки 1) Р. п.; 2) н. ф. - подушка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

У сыночка 1) Р. п.; 2) н. ф. - сыночек; 3) окончание – []; 4) м. р.; 5) 1 склонение.

Без замочка 1) Р. п.; 2) н. ф. - кошка; 3) окончание –а; 4) ж. р.; 5) 1 склонение.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Работаем по цепочке. Начиная с первого ряда. У всех так получилось? У кого получилось по-другому, поднимите руку.

- Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача будет самостоятельно определить, где указанно второе и третье склонение и записать эти словосочетания и отметить пропущенное окончание, определить род имен существительных. Кто не понял задание? Вам на это задание 5 минут. Приступайте к работе.

- Итак, давайте проверим. Сейчас трое выйдут к доске и запишут словосочитания в колонки с 1, 2, 3 склонениями.


(2 склонение):

1. блестящего окн… (Р. .п.)

2. простому карандаш… (Д. п.)

3. о синем мор… (Пр. п.)

Определите, в каком падеже стоят имена существительные.


(3 склонение)

1. тёмной ноч… (Р. п.)

2. красивой степ…(Д. п.)

3. стальной двер…(Пр. п.)

- Давайте проверим, как вы поработали с карточками.

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании блестящего окна, что нужно сделать? (1. слово окна привести в начальную форму –окно; 2. определить род и окончание – ср. р., окончание –о; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

- Давайте проверим, как вы разобрали следующие словосочетание. Поднимите, кто хочет ответить.

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании простому карандашу, что нужно сделать? (1. слово карандашу привести в начальную форму –карандаш []; 2. определить род и окончание – м. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании о синем море, что нужно сделать? (1. слово окна привести в начальную форму –море; 2. определить род и окончание – ср. р., окончание –е; 3. определить тип склонения – 2-ое; подставить существительное второго склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

Все эти имена существительные к какому склонению относятся? (Ко второму)

- Давайте проверим, как вы разобрали следующую тройку словосочетаний? Поднимите, кто хочет ответить.

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании темной ночи, что нужно сделать? (1. слово ночи привести в начальную форму – ночь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании красивой степи, что нужно сделать? (1. слово степи привести в начальную форму – степь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании стальной двери, что нужно сделать? (1. слово двери привести в начальную форму – дверь[]; 2. определить род и окончание – ж. р. нулевое окончание; 3. определить тип склонения – 3-ье; подставить существительное тертьего склонения с окончанием в сильной позиции: , в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного второго склонения.)

- Замечательно!





Предполагать, отвечать на вопросы


Принять и сохранить учеб. задачу.















Принять и сохранить учеб. задачу.

Предполагать, отвечать на вопросы











Принимать учебную задачу

Анализировать













Понимать и

объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

П: строят речевые высказывания

Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: строят речевые высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: строят рассуждения;

слушают, вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.



5.

Домашнее задание

Словес.: слово учителя, объяснение домашнего задания

10:39- 10:40


Запись и объяснение домашнего задания (Слайд 9)

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. В рабочей тетради № 103.

Записывать домашнее задание;



6.

Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ;

Практич.: заполнение таблицы.

Практич.: самопроверка

Итог урока.


11:40- 11:45

- Какие были цели сегодняшнего урока? (Слайд 10)

1. научиться различать падежи имен существительных I, II, III склонения;

2. научится изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.

3. анализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?



Обобщать изученное.



П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд.


Р: осуществляют итоговый контроль






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее