Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)
Учитель: Шуринова О.М.
Класс: 3 Г
Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
• Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».
• Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.
• Учить:
— рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;
— определять в предложении существительные;
— разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;
— выполнять учебное действие, используя алгоритм;
— учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.
|
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;
— различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
— учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;
— рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;
— определять в предложении существительные;
— разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники
ХОД УРОКА
1 ЭТАП Самоопределение к деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
| Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1): Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! В третьем классе учимся, У нас всё получится! На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла. Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели. (СЛАЙД3) | Личностные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины
|
2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность | ||
Цель деятельности | Учебные задания | Планируемый результат |
Цели:
| Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной? Информационный стол Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4) Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?
| Предметные умения: — разбирать существительное как часть речи. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата. |
Учить: — определять в предложении существительные; — разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм; — выполнять учебное действие, используя алгоритм
| Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5): Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор: Мы остановились около школы. (около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п. На что нам нужно обратить внимание при разборе? (СЛАЙД 6) Работа по зонам. А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений». Зона «сомнений»: (вместо) носа- (на) голове- (с) метлой- Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой. (из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п. улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п. красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п. Самопроверка: Какие ошибки вы допустили? Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок? | Предметные умения: — разбирать существительное как часть речи. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие, используя алгоритм; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата. |
Учить: — определять в предложении существительные; — разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм; — выполнять учебное действие, используя алгоритм
| Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились ли они с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе) Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки. На сосне мы увидели пёстрого дятла. Я захотел найти его гнездо. (на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п. дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п. гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п. Какое существительное разобрали правильно? Какой совет вы бы дали ребятам? | Предметные умения: — разбирать существительное как часть речи. Регулятивные умения: — ориентироваться в разных способах выполнения задания Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины
|
Учить: — рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;
| Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе) Проверка. (СЛАЙД 7) | Предметные умения: — знать алгоритм разбора имени существительного Регулятивные умения: — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; Коммуникативные умения: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. |
3 этап Рефлексивная деятельность | ||
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Планируемый результат |
Учить:
| Самоанализ (СЛАЙД 8) «Закончите предложения»: 1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9) 2. Чтобы разобрать имя существительное, надо... (СЛАЙД 10) Самооценка «Закончите предложение»: Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения:
собственной деятельности.
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |