«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Ребёнок приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).

Мотивационно-ценностная сфера личности школьника Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования.

Духовно-художественная сфера развития

Сфера общения, сотрудничества с другими людьми

Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми. Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога.

Владеет нормами взаимодействия в учебном труде, поведения в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения, чувствует и учитывает настроение, точку зрения других.

Умеет ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения (свои и партнера), оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывания, контролировать его понимание другим участником, в случае необходимости уточнять и корректировать высказывание.

Умеет занимать различные позиции в работе группы (организатор, исполнитель, критик, выступающий от группы, контролер и т.д.) и использовать знаковые средства при участии в диалоге, учебной дискуссии.

Умеет формулировать вопросы на уточнение и понимание, внимательно слушать и понимать собеседника, проверять свое понимание.

Осваивает умение критически относиться к авторскому тексту: выделить главное, идею, соотнести ее с другими, развить мысль, выявить противоречия, пробелы, несоответствия с имеющимися знаниями, опытом, текстом и т.д.

Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе.

Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т.д. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности.

Сфера учебной деятельности

Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации:

применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости; своего слушание (умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т.д.);своего рабочего места и времени;

проявление учебной инициативы и самостоятельности в выборе суждений, постановке вопросов о недостающих знаниях, в выборе способов и средств учебной деятельности (при необходимости обращаясь за помощью); рациональных приемов запоминания.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.

Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши дети приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Учебный предмет “Познание мира” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Трудовое обучение” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Работа по формированию элементарных навыков функциональной грамотности ведётся и во внеурочное время.

Все ребята посещают творческо-литературный клуб “Поэтон” на занятиях им приходится применять знания, умения и навыки полученные ранее на уроках. Это, во-первых, орфографические навыки, фонематический слух, лексический словарь, навыки речи, а затем логическое мышление, умение рисовать, оформлять работы. Во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п. А ещё знание основ языка, видов устной и письменной речи, навыки работы с компьютером, информацией. Далее ребята видят результат своего труда (стихотворение, поздравительная открытка, рассказ, сочинение, сказки, рисунки ), который получился благодаря применению полученных знаний, умений и навыков на практике. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки (для уроков, классных часов, праздников, родительских собраний), для такой совместной деятельности тоже необходимо вспомнить и применить полученные умения и навыки, что ребята делают с большим удовольствием.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее