«Осенний фестиваль знаний 2024»

Работа учителя-логопеда в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с особыми образовательными потребностями

Работа учителя-логопеда в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с особыми образовательными потребностями. В данной статье рассматриваются некоторые особенности работы учителя-логопеда при работе с учащимися с ООП в массовой школе. Материал будет полезен логопедам, психологам, учителям-предметникам.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Работа учителя-логопеда в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с особыми образовательными потребностями


Жукова Надежда Владимировна


КГУ «Средняя школа №10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Республика Казахстан, Костанайская область, г. Житикара



«Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в качестве спутника или провожатым».

В.И.Даль


Ребёнок с особыми образовательными потребностями (ООП) – это уже не новое для нашего восприятия понятие. Такие дети - это та категория учащихся, кому необходимо «психолого-педагогическое сопровождение», являющееся не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а комплексной технологией, особой культурой поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.

На современном этапе развития системы образования включение детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся учащихся требует психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Психолого-педагогическое сопровождение - профессиональная деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребёнка. Главная задача - сопровождение развития ребёнка, процесса его обучения и воспитания, коррекция имеющихся отклонений, социализация формирующейся личности.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда направлено на конкретного ученика, даже если учитель работает с группой.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно - развивающая работа;

- создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

- разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретного ребёнка с целью решения соответствующих коррекционных задач;

- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

При составлении программы психолого - педагогического сопровождения учитываются потребности ребёнка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с особыми образовательным потребностями:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

На школьный логопункт поступают учащиеся, имеющие нарушения устной и письменной речи. Школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает мой личный опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д. Например, очень сложно детям, имеющим речевые нарушения, учить иностранный язык. На логопедический пункт в последнее время все чаще попадают дети с дизорфографией («стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографичеких знаний, умений, навыков, обусловленная рядом неречевых и речевых психических функций»), с так называемым «гиподинамическим синдромом». Эти дети со стороны учителей-предметников вызывают меньше нареканий, чем гиперактивные школьники. Они не причиняют никакого беспокойства, они пассивны на уроках, не поднимают руки, даже если знают материал. Написание контрольных работ становится для них настоящим испытанием. Их письменные работы отличаются пропуском букв, слогов, слов, недописыванием окончаний. Как правило, такие дети и не нуждаются в коррекционной работе по преодолению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза слов и предложений. Просто темп работы в классе не подходит данным ученикам. Им нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить ту или иную работу. Вот и выходят из таких детей неуспевающие школьники, и получают они обидные клички от одноклассников из-за своей медлительности. Поэтому детям с ООП просто необходима коррекционная помощь, направленная, прежде всего, не на исправление, а на предупреждение ошибок.

Коррекционная работа с такими учениками предусматривает индивидуальный подход. Но прежде чем начать коррекционное воздействие, необходимо определить, что же всё-таки лежит в основе неуспеваемости: темперамент, несформированность эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательных процессов, отсутствие учебной мотивации, состояние здоровья, общее недоразвитие речи или что-то другое. И здесь результат будет зависеть от всей команды психолого-педагогического сопровождения и родителей. Не всегда родители понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребёнка и его проблемами в учебной деятельности. Пассивная позиция родителей в отношении коррекционной поддержки приводит к неэффективности коррекционной работы в школе. Поэтому важное значение имеет своевременное консультирование родителей по проблеме тех или иных нарушений в развитии их детей и необходимости одновременной коррекции: медицинской и педагогической.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Обучение в общеобразовательной школе детей с особыми образовательными потребностями возможно и нужно для их успешной социализации в окружающем мире. Но интеграция эта должна быть подготовленной и продуманной, имеющей под собой материальную базу.


Литература

1. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.–272 с.

2. Левченко, Ю. И. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Ю. И.

3. Левченко, Н. А. Киселева. – М. : Коррекционная педагогика, 2009.– 119 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее