«Осенний фестиваль знаний 2024»

Работа над средствами музыкальной выразительности

Конспект урока в 4 классе фортепиано «Работа над средствами музыкальной выразительности»

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Работа над средствами музыкальной выразительности»

Цель: раскрыть значение средств музыкальной выразительности в создании образа в произведении Е. Косиловой «Сказка»

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);

- продолжить формирование практических навыков;

- совершенствование артикуляционных приемов;

- проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения;
- проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьесы.

Развивающие:

- развитие внутреннего  слуха, ритма, памяти;

- координации движений;

- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус;

привить любовь к музыке.

- формирование внимательного отношения к средствам музыкальной выразительности и исполнительскому процессу

Тип урока: комбинированный урок.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока.

  2. Основная часть. Работа над средствами выразительности в произведениях

2.1. Подготовительная работа к занятию

         - Игра подготовительных упражнений для разыгрывания (упражнения  

    Ш. Ганона для мелкой техники)

2.2. Работа над произведением «Сказка» Е. Косилова: фразировка, звуковой баланс мелодии и аккомпанемента, педализация, штрихи.

2.3. Проведение ассоциаций и аналогий с другими видами искусств.  Просмотр картин, выбор подходящих по образному строю стихов. Прослушивание аудиозаписи П. И. Чайковского « Баба –Яга», М. Мусоргский «Картинки с выставки»
2.4. Работа над образными средствами в произведении (артикуляция, педаль, координация рук, фразировка)

2.5.  Исполнение произведения «Сказка» Е.Косиловой. Анализ домашнего задания – передача образных средств в исполнении. Подведение итога учебного занятия, оценка работы обучающегося, формулирование домашнего задания.


Ход урока:

1. Организационный момент

I. Сообщение темы и цели урока, настрой обучающегося.

2. Основная часть

Педагог: - Здравствуйте, сегодня тема нашего открытого урока « Работа на средствами музыкальной выразительности».

Начнем мы урок с упражнений Шарля Ганона.

Игра упражнений Ш.Ганона развивает такие технические качества как: беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Каждое упражнение Ш. Ганона – это аппликатурно-техническая формула, которая разыгрывается секвенционно по всей клавиатуре.

Предлагаю тебе поиграть разными штрихами (non legato и staccato) –это позволит добиться крепости и устойчивости в пальцах. 


Некоторые из приёмов работы над упражнениями:

– играть голоса разной динамикой: верхний – форте, нижний – пиано и наоборот; вверх – крещендо, вниз – диминуэндо (способствует развитию музыкально-слуховых представлений);

- пунктирным ритмом ( способствует ровности звучания и полезна учащимся, у которых страдает чувство ритма);

– играть голоса разными артикуляционными штрихами: верхний –

легато, нижний – стаккато и наоборот (способствует развитию артикуляционных задач).


Помимо беглости требуется чёткость, внятность, ясная артикуляционная дикция каждого пальца – качества, которые нарабатываются упорным трудом и не одним днём. Работа должна идти целенаправленно, осмысленно, с подключением слухового контроля. Вся эта работа направлена на преодоление технических проблем.




  1. Работа над пьесой Е. Косилова «Сказка»

Мы рассмотрим средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа нашей пьесы. Музыка передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, только надо прислушиваться к звукам. Средства музыкальной выразительности помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.

Педагог: Что относится к средствам музыкальной выразительности?

 Обучающийся: -К средствам музыкальной выразительности относятся: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Мы рассмотрим средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа нашей пьесы. Прежде всего это минорный лад ( тональность соль-минор), темп, штрихи и т. д.

Педагог: В какой форме написана пьеса? Что ты можешь о ней сказать?

Обучающийся: Написана в трёхчастной форме. Начинается пьеса с таинственного вступления, построенного на терциях, которое содержит элементы полифонии, что придает таинственный характер. Продолжается 1 часть зловещими интонациями, ковыляющими и прихрамывающими, изображающими Бабу-Ягу   жесткими акцентами, и затевающей что-то недоброе. Потом слышится непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными пассажами звуков, они появляются внизу, будто баба-Яга летит на метле. Средняя часть пьесы-кульминация , меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. аккорды – тревожные, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). Третья часть пьесы c g-moll переходит в одноименную тональность G-Dur. Фактура изменяется, становится прозрачнее, веселее, радостнее.

Педагог: Спасибо, ты интересно рассказал о форме произведения. Давай теперь мы все образы какие ты назвал воплотим в игру с помощью средств музыкальной выразительности передадим образ Бабы –Яги на инструменте и сделаем наше путешествие в сказку интересным.

Обучающийся: исполняет произведение.

Педагог: Хорошо, но твоя игра не совсем точно передала характер произведения, так как не совсем верные были штрихи. Staccato требует цепких пальцев в последовательностях, хорошей координации, гибкости руки и умения быстро «переключаться».  В этой угловатой, резкой по звучности пьесе большое значение имеют акценты. В исполнении акцентируемых аккордов нужна подлинная смелость: их следует играть броском, без предварительной подготовки. Острый штрих staccato, резко звучащие интервалы создают образ нечистой силы. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные.

Педагог: Давай отдельно поработаем над каждой частью.

Обучающийся: хорошо.

На уроке мы работали по «кускам» над достижением музыкального образа,

выразительными средствами. Теперь исполни, пожалуйста, пьесу целиком и

постарайся воплотить все наши замыслы

III. Подведение итогов.

Педагог: Кирилл, ты хорошо поработал на уроке. Благодаря средствам музыкальной выразительности, тебе успешно удалось передать художественный образ исполняемой пьесы. Также, ты старательно поработал над различными видами упражнений по развитию мелкой техники в упражнениях, осознавая всю важность в её дальнейшем совершенствовании, как важного средства муз. выразительности, и достиг определённого успеха, упражняясь над отдельными элементами произведения. Хочется подчеркнуть основные условия твоей успешной работы: осмысленность занятия, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной цели.


IV. Домашнее задание.
Домашнее задание: закрепление пройденного на уроке материала.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

  1. Айзенштадт С.А. Детский альбом  П.И. Чайковского.- М.: Классика –

           ХХI,2006-75с.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка- 1978 – 287с.

3.   Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969. – 288с.

4.Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. -  М.: Классика – ХХI, 2008 – 96с.

5.Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика – XXI, 2002. – 190с.

6.Корыхалова Н.П. За вторым роялем.- СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006.-541

Самоанализ

Урок проводился обучающимся 5 класса –Кирпатенко Кириллом.

Для проведения урока была выбрана тема: «Работа над средствами музыкальной выразительности»

Цель: раскрыть образное содержание музыкального произведения с помощью средств музыкальной выразительности.

Задачи:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);

- продолжить формирование практических навыков;

- совершенствование артикуляционных приемов;

- проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения ;
- проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьесы.

Вид урока: практическое занятие.

Задачи, поставленные на уроке, были направлены на достижение цели урока –с помощью средств музыкальной выразительности передавать образное содержание музыкального произведения. Занятие включало в себя все основные этапы урока: организационный момент, практическая и заключительная части.

В начале урока мы использовали упражнение Ш. Ганона для разыгрывания игрового аппарата. Упражнения, направленные на преодоление пианистических трудностей: соблюдение хорошей координации рук в разных регистрах, владение кистевыми движениями. Исполняли упражнения разными приемами:

– играть голоса разной динамикой: верхний – форте, нижний – пиано и наоборот;

– играть голоса разными артикуляционными штрихами: верхний –легато, нижний – стаккато и наоборот. В результате такой работы появляется независимость и пластичность пальцевых движений.

Большая часть времени была отведена работе над произведением Е. Косиловой «Сказка» на достижение поставленной цели, чтоб раскрыть художественный замысел композитора. Работали над приемами звукоизвлечения, динамикой, штрихами, соответствующим образным характеристикам произведения. Основная трудность в работе над произведением, возникла при достижении задач урока – неритмичная игра, «проглатывание» ритмических долей, плохая артикуляция. Без решения этих трудностей работа над средствами музыкальной выразительности невозможна, поэтому для их устранения мы использовали различные приемы: проигрывание в более медленном темпе с преувеличенной динамикой, игра со счетом вслух, проговаривание 16-х,32-х вслух .

Для того чтобы лучше понять характер произведения, мы использовали ассоциативное мышление, реализовали межпредметную связь с дисциплиной музыкальная литература, которая была необходима для достижения цели урока, применяли разнообразные методы работы – репродуктивный, метод сравнения и метод закрепления полученных знаний; задействовали различные методы анализа – самоанализ ученика и анализ педагога. При этом была налажена обратная связь «учитель-ученик».

Завершающий этап урока включал в себя вопросы на закрепление и повторение полученных знаний. Была дана оценка работы учащегося, высказаны пожелания и основные замечания. Домашнее задание логично вытекало из работы, проделанной на уроке, и являлось проверкой внимания ребёнка на занятии и усвоенного материала. На мой взгляд, поставленная цель урока была достигнута.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее