Лангепасское Городское Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Согласовано: Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор школы: Н.А. Щукина А.Г. Сизикова
«____» ________ 2017 г. Приказ № ______
Подпись: от «___ » 2017 г.
Подпись:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Первые шаги к Олимпу»
(спортивно - оздоровительное направление)
для обучающихся 3-х классов
Руководитель: ЖАРКОВА Людмила Леонтьевна, учитель физической культуры.
Количество часов в год– 34 ч.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, на основе Примерной основной образовательной программы начальной школы Е.С. Савинов,2010г., Комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов общеобразовательных учреждений В.И. Ляха, А.А. Зданевича. - М: « Просвещение», 2013
Рассмотрено на заседании МС
Протокол № _______
от «_____»__________ 2017 г.
Председатель МС А.В. Шаповалова
Подпись:
Лангепас 2017год.
Пояснительная записка
Нормативно - правовая базовая документация.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Назначение программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начальной школы (стандарты второго поколения) 2010г, Савинова Е.С.; комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха и А.А. Зданевич (2013г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Внеурочная деятельность учащихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.. Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. Программа направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.Актуальность и перспективность курса.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Проблема базовой подготовки школьников младших классов представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни детей, влияющих на морфофункциональное развитие молодого поколения, отсюда неправильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, в последствии нередко приводящие к различным заболеваниям.
Введение занятий ОФП в рамках очень важным и нужным делом, поскольку 3 урока физкультуры не компенсируют дефицита нагрузки. Для школы это должно быть 8-12 часов, чтобы удовлетворить биологическую потребность растущего организма в движении.
Очень важны эти часы при поступлении детей в школу, так как одним из факторов, препятствующим нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности. Несмотря на то, что учащиеся школы во внеурочное время активно занимаются спортом, в настоящее время в их деятельности преобладает статистический компонент: 70-75% дневного времени дети находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят не более 20% времени суток в подвижных действиях, хотя их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Двигательная активность приводит к обогащению организма, мозга кислородом, ускорению процессов восстановления, повышения работоспособности, что способствует снятию дискомфорта
напряжения во время учебного дня.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Занятия в секции ОФП являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:
Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом
Возрастная группа учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 3 - х классов (9 лет). Заниматься в секции может каждый обучающийся, прошедший медицинский осмотр допущенный врачом к занятиям. Продолжительность занятий – 40 минут.Объем часов.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и рассчитана на 34 учебных часа. Занятие проводится - 1 час в неделю.Цель
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе формирования двигательной активности и здорового образа жизни.Задачи:
укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся;
содействие правильному физическому развитию;
повышение общей физической подготовленности;
приобщение к здоровому образу жизни;формирование моральных и волевых качеств гражданина;
приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и применение их в повседневной жизни;
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Формы и методы работы.
Работа в группах; работа в парах сменного состава.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование;
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.
Формы: соревнования, состязания, викторины, информационные технологии.
При подборе средств и методов практических занятий учитываю индивидуальные особенности обучающихся. Для того чтобы занятия были интересными и разнообразными, провожу комплексные занятия, в содержание которых включаю упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры, лыжная подготовка).
Упражнения подбираю в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Спортивные соревнования в секции и между секциями провожу в месяц один раз. Они повышают интерес к занятиям. Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения с обучающимися одной из частей практического занятия с группой (с методической помощью руководителя кружка) и судейства соревнований.
Принципы программы.
Актуальность: Необходимость сохранения здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Доступность: каждый желающий в работе кружка может получить советы по развитию двигательных способностей и ведению здорового образа жизни.
Демократизация и гуманизации: формирования личности высокой культуры, творческое сотрудничество учителя и
обучающего, создание благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных
способностей обучающихся, помочь им в самоопределении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ СЕКЦИИ «ОБЩАЯФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
№№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
| Значение физической культуры и спорт | 0,5 | 0,5 |
|
| Правила личной гигиены, предупреждение травм, самоконтроль, ЗОЖ | 0,5 | 0,5 |
|
| Упрощённые правила соревнований, упрощённые правила судейства, основы судейской терминологии | 0,5 | 0,5 |
|
| Самостоятельные занятия физической культурой | 0,5 | 0,5 |
|
| Легкая атлетика | 8 |
| 8 |
3. | Баскетбол | 7 |
| 7 |
4. | Волейбол | 7 |
| 7 |
5. | Лыжная подготовка | 7 |
| 7 |
4. | Контрольные испытания, соревнования | 3 |
| 3 |
| Итого: | 34 | 2 | 32 |
Календарно - тематическое планирование.
№ занятий
| Содержание занятий
| Часы
| Класс | Дата |
1 | Легкая атлетика: Техника безопасности на занятиях по ОФП. Гигиенические требования к занятиям физкультурой. Бег 30м. Развитие выносливости; медленный бег 3мин; Игра «Пятнашки»
| 1 | 3а
| 06.09. 05.09 06.09 07.09 |
2 | Значение физических упражнений. Бег с ускорением 30м. Развитие выносливости; бег 4 мин; Игра «Космонавты»
| 1 | 3а
| 13.09 |
3 | ЗОЖ - закаливание, его значение. Высокий старт, бег 30м. Развитие выносливости: медленный бег до 5 м.; Игра «Мяч соседу»
| 1 | 3а
| 20.09 |
4 | Самоконтроль при физических занятиях. Развитие выносливости: медленный бег до 6 мин. Метание мяча в цель. Игра «Снайпер»
| 1 | 3а
| 27.09 |
5 | Предупреждение травматизма. Прыжки с места. Развитие выносливости: бег до 60м.; Игра «Пустое место»
| 1 | 3а
| 04.10 |
6 | Баскетбол: Предупреждение спортивных травм на занятиях. Техника передвижения: стойка баскетболиста. Передача и ловля мяча на месте, ведение мяча на месте; Эстафеты с элементами баскетбола.
| 1 | 3а
| 11.10 |
7
| Техника передвижения. Ведения мяча на месте, в движении. Передачи и ловля мяча на месте: развитие силы, ловкости; Эстафеты с элементами баскетбола.
| 1 | 3а
| 18.10 |
8 | Техника передвижения (ходьба, бег). Передача мяча на месте. Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Бросай – поймай».
| 1 | 3а
| 25.10 |
9 | Техника передвижения (остановки). Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Бросай – поймай».
| 1 | 3а
| 08.11 |
10 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Передача и ловля мяча двумя руками отскоком от пола, от груди двумя руками . Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Бросай – поймай».
| 1 | 3а
| 15.11 |
11 | Перемещение приставными шагами, скрестным шагом. Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Бросай – поймай».
| 1 | 3а
| 22.11 |
12 | Перемещение: ходьба, бег Передачи и ловля мяча, ведение в движении. Эстафеты с баскетбольным мячом.
| 1 | 3а
| 29.11 |
13 | Волейбол: Т.Б. на занятиях. Стойки игрока, перемещения. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Игра «Охотники и утки». | 1 | 3а
| 06.12 |
14 | ОРУ. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Игра «Космонавты».
| 1 | 3а
| 13.12 |
15 | Стойка игрока. Передвижение в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Подвижная игра «Мяч капитану».
| 1 | 3а
| 20.12 |
16 | Передача сверху над собой. Передача сверху двумя руками от стены. Игра «Охотники и уточки».
| 1 | 3а
| 27.12 |
17 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Игра «Охотники и утки», развитие физических качеств.
| 1 | 3а
| 17.01 |
18 | Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Игра «Охотники и утки».
| 1 | 3а
| 24.01 |
19 | Развитие физических качеств. Игра «Чемпион».
| 1 | 3а
| 31.01 |
20 | Техника передвижения, стоек; Передача мяча сверху и снизу; нижняя подача; Игра «Снайпер».
| 1 | 3а
| 07.02 |
21 | Лыжная подготовка: Техника безопасности на занятиях лыжной подготовки. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.
| 1 | 3а
| 14.02 |
22 | Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.
| 1 | 3а
| 21.02 |
23 | Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Развитие выносливости.
| 1 | 3а
| 28.02 |
24 | Передвижение на лыжах. Повороты переступанием на месте. Развитие выносливости.
| 1 | 3а
| 15.03 |
25 | Передвижение на лыжах. Повороты переступанием на месте. Эстафеты.
| 1 | 3а
| 22.03 |
26 | Контрольные испытания: Развитие физических качеств: силы, скоростно силовых, координации, гибкости, выносливости; Игры – эстафеты.
| 1 | 3а
| 21.03 |
27 | Развитие физических качеств: силы, скоростно силовых, координации, гибкости, выносливости; Игры – эстафеты. | 1 | 3а
| 04.04 |
28 | Развитие физических качеств: силы, скоростно силовых, координации, гибкости, выносливости; Игры – эстафеты.
| 1 | 3а
| 11.04 |
29 | Развитие физических качеств: силы, скоростно силовых, координации, гибкости, выносливости; Игры – эстафеты. | 1 | 3а
| 18.04 |
30 | Легкая атлетика: Т.Б. ЗОЖ - виды закаливания. Кроссовая подготовка; бег 5мин. Подвижные игры.
| 1 | 3а
| 25.05 |
31 | Кроссовая подготовка; бег 6мин. Игра «Снайпер». | 1 | 3а
| 02.05 |
32 | Кроссовая подготовка; бег 6мин. Игра «Снайпер».
| 1 | 3а
| 16.05 |
33 | Кроссовая подготовка, Игра «Снайпер».
| 1 | 3а
| 23.05 |
34 | Кроссовая подготовка, Игра «Снайпер».
| 1 | 3а
| 30.05 |
Предполагаемая результативность курса.
Личностными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками;
- занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.
Предметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:
- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем.
Программа предусматривает достижения трех уровней:
Результаты первого уровня.
- основы здорового образа жизни;
- какие бывают двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость, координация движения;
- какими упражнениями можно развивать двигательные качества;
повысят свой уровень физической подготовленности.
Результаты второго уровня:
- участия в спортивных соревнованиях между классами;
- участия в общешкольных соревнованиях.
Результаты третьего уровня:
- участия в спортивных соревнованиях муниципального уровня;
- создание портфолио.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате освоения программного материала ученики 3-го года обучения должны:
ЗНАТЬ:
- особенности и способы движений и передвижений человека;
- терминологию разучиваемых упражнений;
- основы личной гигиены;
- причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его предупреждения.
УМЕТЬ:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и спортивных играх;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физкультурой на уроке и во внеурочных мероприятиях.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Спортивный зал – игровой
Стенка гимнастическая - Г
Скамейка гимнастическая – Г
Канат для лазания - Г
Гимнастические маты – Г
Мяч малый (теннисный) – Г
Мяч волейбольный - Г
Мяч баскетбольный - Г
Лыжи с палками - Г
Скакалка гимнастическая – Г
Кубики - Г
Палка гимнастическая – Г
Сетка волейбольная - Д
Стойки для установки сетки - Д
Кегли - Г
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой – Д
Аптечка медицинская – Д
Секундомер – Д
Измерительная лента - Д
Мультимедийное оборудование в классе.
Д – демонстрационный экземпляр
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (2 поколение) начального общего образования, 2010г;
2.В. И. Лях и А.А. Зданевич «Комплексная программа по физическому воспитанию с 1 – 11 классы» общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2010г.
3. Б.Б. Егоров и Ю.Е. Пересадин учебник «Физическая культура» 1класс. Москва. Балаос 2011г.
Дополнительная литература:
4. Осинцев П.В. Лыжная подготовка» ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
5. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол. М.: Просвещение, 1989.
6. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
7. .Обухов С.М. Легкая атлетика. Сургут, Равновесие, 2001.