Заявка
на конкурс программ внеурочной деятельности
Регистрационный номер заявки | |
Дата получения | |
Образовательное учреждение | МКОУ Шаитикская ООШ |
Название программы | «Традиции русских народных и православных праздников» |
Направление внеурочной деятельности | Духовно-нравственная |
Контактный телефон | 32-497 e-mail: [email protected] |
Краткая аннотация Программы | Программа «Традиции русских народных и православных праздников» создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи – Прошлое и Настоящее. |
_______________________________________ Ф. И. О. участника
Согласие на обработку персональных данных
Я,__Курскова Оксана Александровна______________________________,
Настоящим даю своё согласие Оргкомитету районного конкурса _________________________________________________________________ на обработку и использование персональных данных на работу ______________________________________________________________ в соответствии с требованиями статьи 9 федерального закона от 27.07.06 г. «О персональных данных» №152-ФЗ, включающих: ФИО, должность, место работы в целях проведения организационных мероприятий в связи с участием в районном Конкурсе.
Предоставляю Оргкомитету право осуществлять все действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, уничтожение.
Оргкомитет вправе обрабатывать персональные данные посредством внесения их в электронную базу данных, включения в списки и отчётные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных в вышестоящей организации.
Срок хранения персональных данных два года. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только в рамках Оргкомитета.
Я подтверждаю, что давая настоящее согласие, я действую по своей воле.
Дата «30» января 2021г.
Подпись _______________/ (____________________).
Муниципальное казенное учреждение
Шаитикская основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно-нравственному направлению
«ТРАДИЦИИ РУССКИХ
НАРОДНЫХ И ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ»
5 – 7 класс
Разработчик программы:
О. А. Курскова
Шаитик
2020 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Традиции русских народных и православных праздников» разработана на основании следующих нормативных документов:
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года
№1897.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 год.
Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память православных праздников и традиций. И по сегодняшний день народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды. Народные праздники и традиции представляют собой уникальную связь, «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа. Традиционные и православные праздники отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции гостеприимство, а также чаепитие.
Актуальность разработки программа внеурочной деятельности «Традиции русских народных и православных праздников» обусловлена заказом государства, сформулированном в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», на необходимость формирования национальной идентичности, формирование нравственных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях; на формирование духовно-нравственной личности.
Новизна программы в том, что она создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи – Прошлое и Настоящее.
Перед школой стоит общая задача духовно-нравственного развития личности. В частности, образовательное учреждение должно обеспечить развитие у обучающихся:
- готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке;
- готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,
- принятия базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
Цель: расширение представлений о культуре русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира через изучение народных и православных русских праздников.
Задачи курса:
Воспитывающие:
- воспитывать чувство причастности к судьбе своего народа;
- воспитывать уважение к истории, традициям русского народа;
- воспитывать любовь к национальной культуре как хранительнице духовного богатства народа.
Обучающие:
- познакомить учащихся с основными русскими народными и православными праздниками;
- приобщить к русским традициям в процессе подготовки к празднованию православных праздников;
Развивающие:
- развивать национальное самосознание учеников;
- развивать интерес к истории возникновения русских народных праздников;
- развивать мотивацию к изучению русских традиций, обрядов народных праздников.
Формы занятий
Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, праздничные мероприятия, классные часы, часы общения, поисковые исследования, творческие отчеты, творческие проекты, праздники, мастерские, проектная деятельность, изготовление лэпбуков.В ходе освоения курса будут реализованы индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающие нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Реализация программы предполагает развитие представления о русских православных и народных праздниках и обрядах, обучающиеся примут участие в подготовке и проведении народных календарных праздников.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
- занимательности;
- сотрудничества;
- новизны;
- принцип доступности и наглядности;
- обеспечения эмоционально – психологического комфорта;
- культуросообразности;
- систематичности и последовательности;
- включение в активную жизненную позицию воспитательных идеалов и ценностей.
Место предмета в учебном плане
Данный курс разработан для учащихся 5-7 классов, рассчитан на один 1 год (35 часов, 1 час в неделю). Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Оценкой результатов выполнения программы является участие детей и их результативность в конкурсах, в интерактивных квестах, интеллектуальных викторинах, разработка сценариев, создание мультимедийных презентаций, выставки рисунков, поделок, защита исследовательских работ, проектов, организация и проведение русских народных и православных народных праздников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах светской этики;
• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Содержание программы
Раздел Праздники на Руси (6 часов)
1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.
2. Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения Познавательная беседа. Просмотр видеоролика.
3. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Интерактивная беседа. Метод открытого диалога.
4. Сочетание языческих и христианских праздников. Рассказ с элементами беседы.
5. Общие и семейные праздники . Метод открытого диалога.
6. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Акция «Согреть своим сердцем». Практическое занятие с участием родителей.
Раздел Осень золотая (6 часов)
7. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Рассказ с элементами беседы.
8. Христианские легенды о Спасах. Творческая работа. Изготовление лэпбука . 9. Преображение Господне. Познавательная беседа.
10. Успение Богородицы. Творческая работа. Изготовление лэпбука .
11. Покров – особый день осени. Творческая работа. Составление сборника «Народные приметы на Покров»
12. Девичьи гадания. Начало зимних посиделок. Рассказ с элементами беседы. Метод открытого диалога.
Раздел Зимушка-Зима (10 часов)
13. Канун Нового года. Васильев вечер. Акция «Ёлочная игрушка в подарок». Практическое занятие с участием родителей.
14. Современный новогодний праздник. Изготовление лэпбука .
15. Святки – веселое время года. Мини-проект «Святочные обычаи и традиции родного края»
16. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Познавательная беседа.
17. Рождественский сочельник. Рассказ с элементами беседы.
18-19. Рождество Христово. Мини-проект «Традиции моей семьи». Практическое занятие с участием родителей.
20-21. Рождественские колядки. Ёлка – символ «райского дерева». Метод открытого диалога. Творческая работа с участием родителей.
22. Крещение Господне (Богоявление). Освещение воды. Познавательная беседа.
Раздел Весна - веснянка ( 6 часов ) 23. Масленица – весенний праздник проводов зимы. Творческая работа. Презентация «Масленица. Традиции и обряды».
24. Прощёное воскресенье. Познавательная беседа. 25. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Просмотр видео ролика.
26. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.) Интерактивная беседа. 27. Пасха — главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси. Пасхальные игры. Практическое занятие с участием родителей.
28. Пасхальные торжества. Создание презентации «Праздник Пасхи – семейный праздник». Практическое занятие с участием родителей.
Лето красное ( 5 часов )
29. Егорьев день. Интерактивная беседа. 30. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Рассказ с элементами беседы.
31. Иван Купала (Главный летний праздник народного календаря. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь). Рассказ с элементами беседы. Практическое занятие с участием родителей.
32. День Петра и Павла — 12 июля. Создание презентации «Традиции и обряды».
33. Ильин день (2 августа). Он разграничивает лето и осень. Составление сборников «Приметы, пословицы, поговорки», «Традиции и обряды».
34-35. Итоговое занятие (2 часа). «День семьи» занятие-праздник с участием обучающихся и родителей.
Тематическое планирование
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| Праздники на Руси | 5 | 1 | 6 |
1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. | 1 | | 1 |
2. | Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. | 1 | | 1 |
3. | Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. | 1 | | 1 |
4. | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 | | 1 |
5. | Общие и семейные праздники. | 1 | | 1 |
6. | Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. | | 1 | 1 |
| Осень золотая | 3 | 3 | 6 |
7. | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. | 1 | | 1 |
8. | Христианские легенды о Спасах. | | 1 | 1 |
9. | Преображение Господне. | 1 | | 1 |
10. | Успение Богородицы. | | 1 | 1 |
11. | Покров – особый день осени. | | 1 | 1 |
12. | Девичьи гадания. Начало зимних посиделок. | 1 | | 1 |
| Зимушка-Зима | 5 | 5 | 10 |
13. | Канун Нового года. Васильев вечер. | | 1 | 1 |
14. | Современный новогодний праздник. | | 1 | 1 |
15. | Святки – веселое время года. | | 1 | 1 |
16. | Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. | 1 | | 1 |
17. | Рождественский сочельник. | 1 | | 1 |
18- 19. | Рождество Христово. | 1 | 1 | 2 |
20-21. | Рождественские колядки. Ёлка – символ «райского дерева». | 1 | 1 | 2 |
22. | Крещение Господне (Богоявление). Освещение воды. | 1 | | 1 |
| Весна-веснянка | 3 | 3 | 6 |
23. | Масленица – весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды | | 1 | 1 |
24. | Прощённое воскресенье | 1 | | 1 |
25. | Великий пост - главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси. | 1 | | 1 |
26. | Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба - символ здоровья, силы, красоты.) | 1 | | 1 |
27. | Пасха - главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси. | | 1 | 1 |
28. | Пасхальные торжества. | | 1 | 1 |
| Лето красное | 2 | 3 | 5 |
29. | Егорьев день. | 1 | | 1 |
30. | День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. | 1 | | 1 |
31. | Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. | | 1 | 1 |
32. | День Петра и Павла — 12 июля. | | 1 | 1 |
33. | Ильин день | | 1 | 1 |
34-35. | Итоговое занятие | | 2 | 2 |
Прогнозируемые результаты
Личностные:
У ученика будут сформированы:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
Познавательные: Ученик научится:
- самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать ее;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- систематизировать, обобщать, применять полученную информацию;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Регулятивные: Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности;
- планировать свою деятельность по достижению цели;
- анализировать и оценивать собственную деятельность.
Коммуникативные: Ученик научится:
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
- доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Предметные:
Ученик научится:
- понимать значение основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, их роль как решающих регуляторов общественной жизни; применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установке на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- понимать значение коммуникации в межличностном общении;
- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями русского народа;
- иметь представление о традициях, праздниках русского народа; о древних христианских народных праздниках, обычаях и обрядах.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагога и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004), -методика «Как поступать?»; -методика «Закончи предложение», наблюдения педагогов и родителей. |
Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, презентации, аудиозаписи, видеозаписи, цветная бумага, ножницы, клей, бумага для изготовления буклетов, соленое тесто, акварельные краски.
Литература для педагога
1. Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М.,1988.
2. Будур Н, Панкеев И. Праздник Рождества, Москва, Бета – Сервис, 1998г.
3. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России – М., 1994.
4. Календарные обычаи и обряды. М.: Наука, 1978г.
5. «Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г.
6. Каршинова Л. В. Народная культура. Методическое пособие. – М., 2001.
7. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, - М.: Просвещение, 1990г.
8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
9. Михеева Л.М. Русские народные праздники – М.,2007.
10. «Мы и наша культура», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 год
11. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках, М.: Центрполиграф, 2001г.
12. Панфилов В. В. По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.: РИГ, 1997г.
13. «Праздник — ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.
14. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе, Москва: Молодая гвардия, 1993г.
15. Покровский М.И. Детские игры. -СПб.: Историческое наследие, 1994.
16. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Собранные М. Забылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1989.
17. Сборник русских народных пословиц и поговорок. /Сост. А. Жигулев. – М., 1989.
18. Тарабарина Т. И. Елкина Н. Р. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль: Академия развития, 1997г.
19. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
20. Интернет-ресурс Википедия – www.wikepedia.org.
Литература для учащихся
1. Будур Н, Панкеев И. Праздник Рождества, Москва, Бета – Сервис, 1998г.
2. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России – М., 1994.
3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
4. Календарные обычаи и обряды. М.: Наука, 1978г.
5. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. – М.,1991.
6. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках, М.: Центрполиграф, 2001г.
7.Науменко Г. «Чудесный короб», издательство «Детская литература», Москва,1998 г.
8. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе, Москва: Молодая
гвардия, 1993г.
9. Сборник русских народных пословиц и поговорок. /Сост. А. Жигулев. – М.,1989.
10. Шангина И.И. Русские традиционные праздники.- Спб.: Искусство-Спб, 1997.
21