«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа ВД "Традиции русских и православных праздников"

Программа«Традиции русских народных и православныхпраздников» создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи – Прошлое и Настоящее.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Заявка

на конкурс программ внеурочной деятельности

Регистрационный номер

заявки


Дата получения


Образовательное учреждение

МКОУ Шаитикская ООШ

Название программы

«Традиции русских народных и православных

праздников»

Направление внеурочной деятельности

Духовно-нравственная

Контактный телефон

32-497 e-mail: [email protected]

Краткая аннотация

Программы


Программа «Традиции русских народных и православных праздников» создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи – Прошлое и Настоящее.



_______________________________________ Ф. И. О. участника

























Согласие на обработку персональных данных

Я,__Курскова Оксана Александровна______________________________,

Настоящим даю своё согласие Оргкомитету районного конкурса _________________________________________________________________ на обработку и использование персональных данных на работу ______________________________________________________________ в соответствии с требованиями статьи 9 федерального закона от 27.07.06 г. «О персональных данных» №152-ФЗ, включающих: ФИО, должность, место работы в целях проведения организационных мероприятий в связи с участием в районном Конкурсе.

Предоставляю Оргкомитету право осуществлять все действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, уничтожение.

Оргкомитет вправе обрабатывать персональные данные посредством внесения их в электронную базу данных, включения в списки и отчётные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных в вышестоящей организации.

Срок хранения персональных данных два года. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только в рамках Оргкомитета.

Я подтверждаю, что давая настоящее согласие, я действую по своей воле.



Дата «30» января 2021г.



Подпись _______________/ (____________________).















Муниципальное казенное учреждение

Шаитикская основная общеобразовательная школа











ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному направлению



«ТРАДИЦИИ РУССКИХ

НАРОДНЫХ И ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ»

5 – 7 класс



Разработчик программы:

О. А. Курскова











Шаитик

2020 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Традиции русских народных и православных праздников» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года

№1897.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 год.

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память православных праздников и традиций. И по сегодняшний день народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды. Народные праздники и традиции представляют собой уникальную связь, «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа. Традиционные и православные праздники отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции гостеприимство, а также чаепитие.

Актуальность разработки программа внеурочной деятельности «Традиции русских народных и православных праздников» обусловлена заказом государства, сформулированном в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», на необходимость формирования национальной идентичности, формирование нравственных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях; на формирование духовно-нравственной личности. 

Новизна программы в том, что она создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи – Прошлое и Настоящее.

Перед школой стоит общая задача духовно-нравственного развития личности. В частности, образовательное учреждение должно обеспечить развитие у обучающихся:

- готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке;

- готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

- нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,

- принятия базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.

Цель: расширение представлений о культуре русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира через изучение народных и православных русских праздников.

Задачи курса:

Воспитывающие:

- воспитывать чувство причастности к судьбе своего народа;

- воспитывать уважение к истории, традициям русского народа;

- воспитывать любовь к национальной культуре как хранительнице духовного богатства народа.

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными русскими народными и православными праздниками;

- приобщить к русским традициям в процессе подготовки к празднованию православных праздников;

Развивающие:

- развивать национальное самосознание учеников;

- развивать интерес к истории возникновения русских народных праздников;

- развивать мотивацию к изучению русских традиций, обрядов народных праздников.

Формы занятий

Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, праздничные мероприятия, классные часы, часы общения, поисковые исследования, творческие отчеты, творческие проекты, праздники, мастерские, проектная деятельность, изготовление лэпбуков.В ходе освоения курса будут реализованы индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание;

-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Реализация программы предполагает развитие представления о русских православных и народных праздниках и обрядах, обучающиеся примут участие в подготовке и проведении народных календарных праздников.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

- занимательности;

- сотрудничества;

- новизны;

- принцип доступности и наглядности;

- обеспечения эмоционально – психологического комфорта;

- культуросообразности;

- систематичности и последовательности;

- включение в активную жизненную позицию воспитательных идеалов и ценностей.

Место предмета в учебном плане

Данный курс разработан для учащихся 5-7 классов, рассчитан на один 1 год (35 часов, 1 час в неделю). Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Оценкой результатов выполнения программы является участие детей и их результативность в конкурсах, в интерактивных квестах, интеллектуальных викторинах, разработка сценариев, создание мультимедийных презентаций, выставки рисунков, поделок, защита исследовательских работ, проектов, организация и проведение русских народных и православных народных праздников.



Требования к результатам обучения и освоения содержания

Личностные результаты

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты

• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

• формирование представлений об основах светской этики;

• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Содержание программы

Раздел Праздники на Руси (6 часов)

1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.

2. Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения Познавательная беседа. Просмотр видеоролика.

3. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Интерактивная беседа. Метод открытого диалога.

4. Сочетание языческих и христианских праздников. Рассказ с элементами беседы.

5. Общие и семейные праздники . Метод открытого диалога.

6. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Акция «Согреть своим сердцем». Практическое занятие с участием родителей.

Раздел Осень золотая (6 часов)

7. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Рассказ с элементами беседы.

8. Христианские легенды о Спасах. Творческая работа. Изготовление лэпбука . 9. Преображение Господне. Познавательная беседа.

10. Успение Богородицы. Творческая работа. Изготовление лэпбука .

11. Покров – особый день осени. Творческая работа. Составление сборника «Народные приметы на Покров»

12. Девичьи гадания. Начало зимних посиделок. Рассказ с элементами беседы. Метод открытого диалога.

Раздел Зимушка-Зима (10 часов)

13. Канун Нового года. Васильев вечер. Акция «Ёлочная игрушка в подарок». Практическое занятие с участием родителей.

14. Современный новогодний праздник. Изготовление лэпбука .

15. Святки – веселое время года. Мини-проект «Святочные обычаи и традиции родного края»

16. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Познавательная беседа.

17. Рождественский сочельник. Рассказ с элементами беседы.

18-19. Рождество Христово. Мини-проект «Традиции моей семьи». Практическое занятие с участием родителей.

20-21. Рождественские колядки. Ёлка – символ «райского дерева». Метод открытого диалога. Творческая работа с участием родителей.

22. Крещение Господне (Богоявление). Освещение воды. Познавательная беседа.

Раздел Весна - веснянка ( 6 часов ) 23. Масленица – весенний праздник проводов зимы. Творческая работа. Презентация «Масленица. Традиции и обряды».

24. Прощёное воскресенье. Познавательная беседа. 25. Великий пост время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Просмотр видео ролика.

26. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.) Интерактивная беседа. 27. Пасха — главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси. Пасхальные игры. Практическое занятие с участием родителей.

28. Пасхальные торжества. Создание презентации «Праздник Пасхи – семейный праздник». Практическое занятие с участием родителей.

Лето красное ( 5 часов )

29. Егорьев день. Интерактивная беседа. 30. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Рассказ с элементами беседы.

31. Иван Купала (Главный летний праздник народного календаря. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь). Рассказ с элементами беседы. Практическое занятие с участием родителей.

32. День Петра и Павла — 12 июля. Создание презентации «Традиции и обряды».

33. Ильин день (2 августа). Он разграничивает лето и осень. Составление сборников «Приметы, пословицы, поговорки», «Традиции и обряды».

34-35. Итоговое занятие (2 часа). «День семьи» занятие-праздник с участием обучающихся и родителей.

Тематическое планирование

Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего


Праздники на Руси


5

1

6

1.

Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.

1


1

2.

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

1


1

3.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.

1


1

4.

Сочетание языческих и христианских праздников.

1


1

5.

Общие и семейные праздники.

1


1

6.

Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.



1

1


Осень золотая

3

3

6

7.

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

1


1

8.

Христианские легенды о Спасах.


1

1

9.

Преображение Господне.

1


1

10.

Успение Богородицы.


1

1

11.

Покров – особый день осени.


1

1

12.

Девичьи гадания. Начало зимних посиделок.

1


1


Зимушка-Зима

5

5

10

13.

Канун Нового года. Васильев вечер.


1

1

14.

Современный новогодний праздник.


1

1

15.

Святки – веселое время года.


1

1

16.

Ряженье, ряженые – древний обычай Святок.

1


1

17.

Рождественский сочельник.

1


1

18-

19.

Рождество Христово.

1

1

2

20-21.

Рождественские колядки. Ёлка – символ «райского дерева».

1

1

2

22.

Крещение Господне (Богоявление). Освещение воды.

1


1


Весна-веснянка

3

3

6

23.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды


1

1

24.

Прощённое воскресенье

1


1

25.

Великий пост - главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси.

1


1

26.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба - символ здоровья, силы, красоты.)

1


1

27.

Пасха - главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси.


1

1

28.

Пасхальные торжества.


1

1


Лето красное

2

3

5

29.

Егорьев день.

1


1

30.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета.

1


1

31.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря.


1

1

32.

День Петра и Павла — 12 июля.


1

1

33.

Ильин день 


1

1

34-35.

Итоговое занятие



2

2


Прогнозируемые результаты

Личностные:

У ученика будут сформированы:

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные: Ученик научится:

- самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать ее;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- систематизировать, обобщать, применять полученную информацию;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Регулятивные: Ученик научится:

- определять и формулировать цель деятельности;

- планировать свою деятельность по достижению цели;

- анализировать и оценивать собственную деятельность.

Коммуникативные: Ученик научится:

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

- доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные:

Ученик научится:

- понимать значение основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, их роль как решающих регуляторов общественной жизни; применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установке на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- понимать значение коммуникации в межличностном общении;

- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями русского народа;

- иметь представление о традициях, праздниках русского народа; о древних христианских народных праздниках, обычаях и обрядах.

Для оценки планируемых результатов освоения программы  рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагога и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004),

-методика «Как поступать?»;

-методика «Закончи предложение»,

наблюдения педагогов и родителей.



Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, презентации, аудиозаписи, видеозаписи, цветная бумага, ножницы, клей, бумага для изготовления буклетов, соленое тесто, акварельные краски.


Литература для педагога

1.  Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М.,1988.

2.  Будур Н, Панкеев И. Праздник Рождества, Москва, Бета – Сервис, 1998г.

3.  Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России – М., 1994.

4.  Календарные обычаи и обряды. М.: Наука, 1978г.

5. «Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г.

6.  Каршинова Л. В. Народная культура. Методическое пособие. – М., 2001.

7.  Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, - М.: Просвещение, 1990г.

8.  Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.

9. Михеева Л.М. Русские народные праздники – М.,2007.

10. «Мы и наша культура», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 год

11.  Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках, М.: Центрполиграф, 2001г.

12.  Панфилов В. В. По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.: РИГ, 1997г.

13. «Праздник — ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.

14.  Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе, Москва: Молодая гвардия, 1993г.

15. Покровский М.И. Детские игры. -СПб.: Историческое наследие, 1994.

16.  Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Собранные М. Забылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1989.

17.  Сборник русских народных пословиц и поговорок. /Сост. А. Жигулев. – М., 1989.

18.  Тарабарина Т. И. Елкина Н. Р. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль: Академия развития, 1997г.

19. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

20. Интернет-ресурс Википедия – www.wikepedia.org.

Литература для учащихся



1. Будур Н, Панкеев И. Праздник Рождества, Москва, Бета – Сервис, 1998г.

2. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России – М., 1994.

3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.

4. Календарные обычаи и обряды. М.: Наука, 1978г.

5. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф. Некрылова. – М.,1991.

6. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и

сказках, М.: Центрполиграф, 2001г.

7.Науменко Г. «Чудесный короб», издательство «Детская литература», Москва,1998 г.

8. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе, Москва: Молодая

гвардия, 1993г.

9. Сборник русских народных пословиц и поговорок. /Сост. А. Жигулев. – М.,1989.

10. Шангина И.И. Русские традиционные праздники.- Спб.: Искусство-Спб, 1997.



21


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее