I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Планета знаний» для 1–4 кл., под общей редакцией И.А. Петровой. Авторы программы - И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Закон РФ «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 №373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 №373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 2012 год)
Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы учебно – методический комплект «Планета знаний» Издательство «Астрель» Москва 2011 г.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
2. Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира.
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны, Вологодской области (региональный компонент);
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные Вологодской области (региональный компонент);
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений Вологодской области, диких и домашних животных (региональный компонент);
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей) на примерах животного мира Вологодской области (региональный компонент).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу, узнавать герб Вологодской области, называть её центр город Вологду (региональный компонент);
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (64 ч)
Пришла пора учиться (13 ч)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 ч)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (20 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга. Красная книга Вологодской области (региональный компонент).
Человек среди людей (16 ч)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну, Вологодскую область (региональный компонент).
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Календарно – тематическое планирование курса
Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
64 часа (2 часа в неделю) 32 учебные недели
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | ||||||||
Предметные
| Личностные | Метапредметные | План | Факт | ||||||||||
«Пришла пора учиться», 13 часов | ||||||||||||||
1. | Вводный урок. «Что такое окружающий мир». Уч.с.3-7; Р.Т.с.3-5. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с учебником. | Формирование представления об информационном пространстве ученика, его компонентах, их взаимосвязи | Познавательный интерес к курсу окружающего мира | Исследовать пре дметы окружаю щего мира: сопоставить и сравнить по об щим иотличитель ным признакам | 05.09. |
| |||||
2. | Ты и твоё имя. Уч.с.8-9; Р.Т.с.6-7 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство друг с другом. Новый статус ребёнка: «Я – ученик, школьник» | Формировать пре дставление о том, кого называют другом, как нуж но относиться к друзьям | Формулировать вопросы | Исследовать пре дметы окружаю щего мира: сопос тавить и сравни ть по общим и отличительным признакам | 07.09. |
| |||||
3-4 | Экскурсия. Твоя школа. Уч.с.10-11; Р.Т.с.8-9. | УИПЗЗ | 2 | Знакомство с помещениями школы и правила поведения в них | Формировать пре дставление о про фессиях работни ков школы. Ува жение к их тру ду.Соблюдение правил поведе ния на уроках, в школе | Знание основных правил поведения в обществе | Уметь ориентироваться в окружающей обстановке | 12.09. 14.09. |
| |||||
5-6 | Экскурсия. Во дворе школы. Уч.с.12-13; Р.Т.с.10-11. | УИПЗЗ | 2 | Знакомство с плани ровкой школьного двора и правила поведения в нём |
| Способность характеризовать собственные знания | Уметь ориентироваться в окружающей обстановке | 19.09. 21.09. |
| |||||
7-8 | Экскурсия. Вот и лето прошло. Уч.с.14-15; Р.Т.с.12-13. | УИПЗЗ | 2 | Знакомство с сезонными изменениями в природе. | Знать времена года, наиболее характерные признаки времён года | Познавательный интерес к курсу окружающего мира | Усваивать и применять правила здорового образа жизни | 26.09. 28.09. |
| |||||
9. | Экскурсия «Дорога в школу». Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | УИПЗЗ | 1 | Изучение правил дорожного движения | Знать правила до рожного движе ния. Уметь выпо лнять правила бе зопасного поведе ния на улице и общественных местах | Знание основных правил поведения в обществе | Использовать правила ДД для безопасности жизнедеятельности | 03.10. |
| |||||
10 | Дорога в школу. Улица полна неожиданностей. Уч.с.16-19; Р.Т.с.14-15. | УЗНЗВУ | 1 | Правила дорожного движения | Знать:устройство светофора, доро жные знаки, ви ды транспорта, устройство пере крёстка, правила дорожного движе ния. Уметь:распо знавать основные дорожные знаки и применять их на практике | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Использовать правила ДД для безопасности жизнедеятельности | 05.10. |
| |||||
11 | Твой распорядок дня. Уч.с.20-21; Р.Т.с.16-17. | УИПЗЗ | 1 | Формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». Знакомство с распорядком дня | Знать:правила личной гигиены, её предметы и их назначение. Уметь выполнять основные элемен ты личной гигиены | Способность характеризовать собственные знания по предмету | Усваивать и применять правила здорового образа жизни | 10.10. |
| |||||
12-13 | Экскурсия «Осень». Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Осень. Уч.с.22-27; Р.Т.с.18-19. | УОСЗ | 2 | Продолжать знакомить детей с осенними изменениями. Узнавание, соотнесение, сравнение, классифицирование растений, животных | Знать:- основные правила поведе ния в природе; - основные приз наки осени. Уметь:приводить примеры основ ных признаков осени; -правильно вести себя в природе | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 12.10 17.10. |
| |||||
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Школа» С.28-29 |
|
| |||||||||||
«Человек», 13 часов | ||||||||||||||
14 | Как ты рос. Уч.с.30-33; Р.Т.с.20-21. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека. Выявление особенностей облика человека в разные возрастные периоды | Знать:-элементар ные представле ния о внешнем виде человека, во зрастные перио ды жизни челове ка.Уметь:-разли чать эмоциональ ное состояние человека; - выполнять эле ментарные пра вила личной гигиены | Способность характеризовать собственные знания по предмету | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 19.10. |
| |||||
15 | Как ты воспринимаешь мир. Уч.с.34-35; Р.Т.с.22-23. | УЗЗВУ | 1 | Значение органов чувств в жизни человека | Знать: - органы чувств и их значение. Уметь: - выполнять элементарные правила личной гигиены | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Исследовать пре дметы окружаю щего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 24.10. |
| |||||
16 | Как ты воспринимаешь мир. Уч.с.36-37; Р.Т.с.22-23. | УЗЗВУ | 1 | Наши помощники – органы чувств | Знать органы чувств (глаза, шея, туловище, руки, ноги). Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Способность характеризовать собственные знания по предмету | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 26.10. |
| |||||
17 | Твоё тело. Уч.с.38-39; Р.Т.с.24-25. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с внешним строением человека, с отделами тела и их основными частями. Значение осанки | Знать:- основные части тела; -о здоровом обра зе жизни и основ ных правилах личной гигиены. Уметь:выполнять элементарные правила личной гигиены | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 07.11. |
| |||||
18 | Как ты питаешься? Уч.с.40-41; Р.Т.с.26-27. | УИПЗЗ | 1 | Здоровье и питание. Понимание значения правильного питания в жизни человека. Памятка правильного питания | Знать:-оздоровом образе жизни; - элементарные правила личной гигиены; - о мире невиди мых существ и их роли в распро странении болез ней | Способность характеризовать собственные знания по предмету | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделе ние необходимой информации | 09.11. |
| |||||
19 | Твоя одежда. Уч.с.42-43. | УИПЗЗ | 1 | Три аспекта значения одежды для человека. Значение соответствия одежды профессии, роду занятий | Знать: - о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены; - о профессиях родителей | Знание основных правил поведения в обществе | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделе ние необходимой информации | 14.11. |
| |||||
20 | Твоя одежда. Р.Т.с.28-29. | УЗЗВУ | 1 | Назначение одежды. Необходимость её соответствия профессии, роду занятий | Знать: виды эмоционального состояния; - профессии роди телей. Уметь:- приводи ть примеры ви дов труда людей | Способность характеризовать собственные знания по предмету | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 16.11. |
| |||||
21 | Будь здоров. Уч.с.44-45. | УИПЗЗ | 1 | Соблюдение основных гигиенических правил. Сравнение понятий «здоровье» – «болезнь». Причины инфекционных заболеваний | Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Подводить под понятие; искать и выделять необходимую информацию | 21.11. |
| |||||
22 | Будь здоров. Р.Т.с.30-31.
| УОСЗ | 1 | Обсуждение правил организации труда и отдыха. Здоровье и «осторожность», физическая активность, значение занятий спортом для укрепления здоровья | Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены. Могут знать о мире невидимых существ и их роли враспростра нении болезней | Знание основных правил поведения в обществе | Подводить под понятие; искать и выделять необходимую информацию | 23.11. |
| |||||
23 | Твоё настроение. Уч.с.46-47; Р.Т.с.32-33. | УИПЗЗ | 1 | Эмоциональное состояния человека и его изменение в зависимости от ситуации | Знать виды эмоционального состояния. Уметь различать эмоциональные состояния людей | Познавательный интерес, способность к самооценке. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 28.11. |
| |||||
24 | Твоё настроение. Р.Т.с.34-35. | УЗЗВУ | 1 | Эмоции человека. Элементарные приёмы управления своими эмоциями
| Знать виды эмоционального состояния. Уметь различать эмоциональное состояние людей | Способность к самооценке. | Подводить под понятие; искать и выделять необходимую информацию | 30.11. |
| |||||
25 | Будь Внимательным. Уч.48-49; Р.Т.с.36-39. | УИПЗЗ | 1 | Значение внимания и памяти в жизни человека | Знать оздоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Знание основных правил поведения в обществе и в природе | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 05.12. |
| |||||
26 | Будь Внимательным. Уч.с.50-53. | УЗЗВУ | 1 | Роль игры в развитии внимания и памяти | Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 07.12. |
| |||||
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Одежда» С.54-55 |
|
|
| ||||||||||
«Природа в жизни человека», 21 часа | ||||||||||||||
27 | «Полна природа удивления». Уч.с.56-59; Р.Т.с.3-4. | УИПЗЗ | 1 | Дать представление и живой и неживой природе, явлениях природы. Эмоциональное воздействие природы на человека | Знать наиболее характерные признаки времён года. Уметь правильно вести себя в природе | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска
| 12.12. |
| |||||
28-29 | Вода и воздух. Уч.с.60-63; Р.Т.с.5. | Урок-наблюдение | 2 | Вода и воздух – глав ные условия жизни на земле. Обсуждение ре зультатов опыта и зна чения воды в жизни человека, растений. Демонстрация опыта, доказывающего нали чие воздуха «везде» | Знать признаки времён года. Могут знать условия жизни растений и животных (свет, тепло, воздух, вода, почва)
| Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 14.12 19.12 |
| |||||
30 | Экскурсия. Зима. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с зимними явлениями в природе. Измерение глубины снежного покрова. Наблюдение за растительным и животным миром | Знать:- наиболее характерные при знаки времён го да;- состояние растений, живот ных;- название зимних месяцев. Уметь правильно вести себя в природе. Могут знать:не которыеотличите льные признаки групп животных. Могут уметь: - различать деревья, травы, лиственные и хвойные деревья | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 21.12. |
| |||||
31 | Зима. Уч.с.64-65; Р.Т.с.6-7. | УЗЗВУ | 1 | Зимние явления в природе, характерные признаки зимы, состояние деревьев зимой, зимующие птицы | Знать:- наиболее характерные при знаки времён года; - состояние расте ний, животных; - название зимних месяцев. Уметь правильно вести себя в при роде. Могут знать: - некоторые отличительные признаки групп животных. Могут уметь: - различать деревья, травы, лиственные и хвойные деревья | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 26.12 |
| |||||
32 | Времена года. Уч.с.66-67; Р.Т.с.8-9 | УОСЗ | 1 | Обобщение и систематизация знаний детей о сезонных явлениях в природе | Знать:-отличитель ные признаки де ревьев, кустарни ков, лиственных и хвойных деревьев, травяных расте ний.Уметь:приводить примеры ди ких и домашних животных;прави льно вести себя в природе. Могут уметь:Раз личать объекты живой и не жи вой природы; -различать дере вья, кустарники, травы, листвен ные и хвойные растения
| Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 11.01. |
| |||||
33-34 | Как устроено растение? Уч.с.68-71; Р.Т.с.10-11. | УИПЗЗ | 2 | Понимание обобщённого представления «растение» – живое существо, внешнее строение растения, его части | Знать название частей растения. Уметь различать части растения. Могут знать условия жизни растений (воздух, вода и др.) | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки | 16.01. 18.01. |
| |||||
35
| Деревья, кустарники, травы. Уч.с.72-73; Р.Т.с.12-13. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с существенными признаками жизненных форм растений, основные признаки | Знать-отличитель ные признаки де ревьев, кустарни ков, лиственных и хвойных деревьев, травяных расте ний.Уметь:-при водить примеры культурных и дикорастущих растений. Могут знать:-раз личие деревьев | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки | 23.01. |
| |||||
36 | Деревья, кустарники, травы. Уч.с.74-75; Р.Т.с.12-13. | УЗЗВУ | 1 | Дикорастущие и куль турные растения леса и луга, сада и огорода. Определение по вне шнему виду съедоб ных и несъедобных грибов | Уметь:приводить примеры куль турных и дикора стущих растений. Могут знать:Раз личие деревьев | Устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены | Выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки | 25.01. |
| |||||
37 | Как развивается растение? Уч.с.76-77; Р.Т.с.14-15. | УИПЗЗ | 1 | Дать представление о разнообразии семян растений. Развитие растений из семян, выявление необходимых условий для произрастания семян | Знать названия частей растения. Уметь различать части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод) | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 30.01 |
| |||||
38 | Как развивается растение? Р.Т.с.16-17. | УЗЗВУ | 1 | Сравнение семян отдельных плодов, сравнение растений, которые росли на свету и без света, без полива | Знать названия частей растения. Уметь различать части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод) | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 01.02. |
| |||||
39 | Растения в нашем классе? Уч.с.78-79; Р.Т.с.18-19. | УИПЗЗ | 1 | Дать представление о многообразии комнатных растений, знакомство с правилами ухода за ними | Знать названия частей растения. Уметь:-различать части растения; - ухаживать за комнатными цветами | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 06.02. |
| |||||
40 | Насекомые, птицы, рыбы, животные. Уч.с.80-82; Р.Т.с.20-21. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с разнообразием животного мира, формирование знаний об основных группах (классах) животных, насекомых, рыб | Знать:- названия некоторых живо тных, птиц, насекомых, рыб. Уметь:правильно вести себя в природе. Могут уметь:При водить примеры разных групп животных, насекомых и др. | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Строить речевые высказывания; подводить под понятие, распознавать объекты | 08.02. |
| |||||
41 | Насекомые, птицы, рыбы, животные. Уч.с.83-85; Р.Т.с.22-23. | УЗЗВУ | 1 | Формирование знаний об основных группах (классах), расширение знаний уч-ся, знакомство с земноводными, пресмыкающимися | Знать:- названия некоторых живот ных, птиц,насеко мых, рыб. Уметь:правильно вести себя в природе. Могут уметь: - приводить примеры разных групп животных, насекомых и др. | Устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены | Строить речевые высказывания; подводить под понятие, распознавать объекты | 13.02. |
| |||||
42 | Жизнь животных. Уч.с.86-87; Р.Т.с.24-25 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с основ ными проявлениями инстинкта – питанием, движением, знаком ство с разнообразием животного мира, знакомство со способами питания | Знать:- название птиц, рыб, насеко мых, животных и их значение в жизни человека. Уметь:приводить примеры домаш них и диких животных | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, по дтверждающую ее; поиск и выде ление необходи мой информации | 15.02. |
| |||||
43 | Жизнь животных. Уч.с.88-89; Р.Т.с.24-25. | УОСЗ | 1 | Расширение знаний о местообитании животных, знакомство с различными способами передвижения, способностью защищаться от врагов, охрана природы | Знать: - название птиц, рыб, насекомых, животных и их значение в жизни человека. Уметь: - приводить примеры домашних и диких животных | Устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены | Выделение и осо знание учащими ся того, что уже усвоено;структу рирование знаний; умение адекватно,осозна нно и произволь но строить рече вое высказыва ние в устной речи | 27.02. |
| |||||
44 | Домашние животные. Уч.с.90-91; Р.Т.с.26-27. | УИПЗЗ | 1 | Многообразие домашних животных и их значение в жизни человека, классификация животных | Знать:- значение домашних живо тных в жизни человека; - некоторых охра няемых живот ных.Уметь при водить примеры домашних животных | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 01.03. |
| |||||
45 | Домашние Животные. Уч.с.92-93; Р.Т.с.28-29. | УИПЗЗ | 1 | Значение домашних животных в жизни человека. Забота человека о домашних животных | Знать:- значение домашних живот ных в жизни че ловека;некоторых охраняемых животных. Уметь приводить примеры домаш них животных | Устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 06.03. |
| |||||
46 | «Береги природу, человек». Уч.с.94-97; Р.Т.с.30-34. | УИПЗЗ | 1 | Формирование представления о характере взаимодействий человека и природы | Знать некоторые охраняемые рас тения и живот ных.Уметь вести себя правильно в природе.Могут уметь пользовать ся схемами, справочной литературой | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выделение и осо знание учащими ся того, что уже усвоено;структу рирование зна ний; умение аде кватно, осознан но и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 07.03. |
| |||||
47 | «Береги природу, человек». Уч.с.98-101 | УОСЗ | 1 | Роль природы в жизни и деятельности человека, как человек помогает природе, Красная книга России, правила поведения в природе | Знать некоторые охраняемые рас тения и живот ных.Уметь вести себя правильно в природе.Могут уметь пользовать ся схемами, справочной литературой | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выделение и осо знание учащими ся того, что уже усвоено;структу рирование зна ний; умение аде кватно, осознан но и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 13.03. |
| |||||
| Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Растения» |
|
|
| ||||||||||
«Человек среди людей» 17 ч. | ||||||||||||||
48 | «Наша Родина». Уч.с.104-106. | УИПЗЗ | 1 | Понятие «Малая Родина». Наша страна – Россия. Народы России. Права и обязанности граждан страны | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать гимн России | Знание основных правил поведения в обществе и в природе Способность к самооценке. | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, по дтверждающую ее; поиск и выде ление необходи мой информации | 15..03. |
| |||||
49 | «Наша Родина». Уч.с.107-109. | УИПЗЗ | 1 | Символика страны: герб, флаг, гимн, столица | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать гимн России | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, по дтверждающую ее; поиск и выде ление необходи мой информации | 20.03. |
| |||||
50 | Наш дом. Уч.с.110-111; Р.Т.с.39-41. | УИПЗЗ | 1 | Сформировать представление о разнообразии населённых пунктов (город, посёлок, деревня, село) | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать гимн России | Знание основных правил поведения в обществе и в природе и ориентация на их выполнение | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 22.03. |
| |||||
51 | Наш дом. Уч.с.112-113; Р.Т.с.43. | УИПЗЗ | 1 | Мой дом, моя улица, мой домашний адрес, моя семья, мои родители, профессии. | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать: - свой адрес, профессии родителей | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации
| 23.03. |
| |||||
52-53 | Наши Родственники. Уч.с.114-115; Р.Т.с.44-45. Уч.с.116-117; Р.Т.с.46-47. | УИПЗЗ | 2 | Что такое «семья», кто занимается по дому хозяйством, занятие семьи в свободное время. История моей семьи | Знать профессии своих родителей. Уметь приводить примеры видов труда людей | Знание основных правил поведения в обществе и в природе и ориентация на их выполнение | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 03.04 05.04. |
| |||||
54-55 | Хороший день. Уч.с.118-119. Р.Т.с.48-49. | УИПЗЗ | 2 | Организация выходного дня в семье. Семейные праздники и их проведение | Знать:- виды эмо ционального сос тояния;профессии родителей. Уметь:-выражать благодарность; - вести себя за столом | Знание основных правил поведения в обществе и в природе и ориентация на их выполнение | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, по дтверждающую ее; поиск и выде ление необходи мой информации | 10.04. 12.04. |
| |||||
56 | Экскурсия в природу «Весна». Регулирование дорожного движения.
|
| 1 | Знакомство с весенними изменениями в природе, наблюдение за растениями, за поведением птиц | Знать:-отличите льные признаки деревьев, кустар ников, травянис тых растений, птиц; - некоторые ох раняемые расте ния и животных. Уметь-правильно вести себя в при роде;- приводить примеры расте ний, животных
| Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 17.04. |
| |||||
57 | Весна. Уч.с.120-121; Р.Т.с.50-51. | УЗНЗВУ | 1 | Весенние изменения в живой и неживой природе (таяние снега, листья на деревьях и др.) | Знать:отличитель ные признаки де ревьев, кустарни ков, травянистых растений, птиц; - некоторые ох раняемые расте ния и животных. Уметь:правильно вести себя в при роде;- приводить примеры расте ний, животных | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 19.04. |
| |||||
58 | Наша безопасность. Уч.с.122-123; Р.Т.с.52-53. | УИПЗЗ | 1 | Познакомить с опасностью в жилых помещениях (пожар), на улице, в подъезде, лифте | Знать:- о мерах безопасности до ма, на улице, в общественных местах.Уметь: - выполнять пра вила безопасного поведения | Знание основных правил поведения в обществе и в природе и ориентация на их выполнение | Выдвигать гипо тезу, находить информацию, по дтверждающую ее; поиск и выде ление необходи мой информации | 24.04. |
| |||||
59 | Наша безопасность. Уч.с.124-125; Р.Т.с.52-53. | УИПЗЗ
| 1 | Познакомить с опасностями, грозящими современному ребёнку | Знать:- о мерах безопасности до ма, на улице, в общественных местах.Уметь: - выполнять пра вила безопасного поведения | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации
| 26.04. |
| |||||
60 | Будем вежливы. Уч.с.126-127. | УИПЗЗ | 1 | Познакомить с правильными отношениями между людьми, этические нормы поведения | Знать:- правила поведения и ма неры общения с окружающими людьми.Уметь: - выражать при ветствие, благода рность;правиль но вести себя за столом, в общес твенных местах | Знание основных правил поведения в обществе и в природе и ориентация на их выполнение | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 03.05. |
| |||||
61 | Будем вежливы. Р.Т.с.54-55. | УЗЗВУ | 1 | Этические нормы поведения в гостях, общественных местах | Знать:-правила поведения и ма неры общения с окружающими людьми. Уметь:выражать приветствие, бла годарность; - правильно вес ти себя застолом, в общественных местах | Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни | Выделение и осо знание учащими ся того, что уже усвоено;структу рирование зна ний; умение аде кватно, осознан но и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 08.05. |
| |||||
62-63 | Мы едем, едем, едем О правилах пользования общественным транспортом. Уч.с.128-129; Р.Т.с.56-57. Мы едем, едем, едем… Уч.с.130-131; Р.Т.с.56-57. |
| 2 | Систематизировать знания детей о разли чных видах транспорта; отрабатывать правила пользования общественным транспортом, поведения в транспорте в игровых ситуациях. | Развивать умственные и творческие способности учащихся. | Обобщать результаты наблюдения путем сравнения. | Строить речевые высказывания; подводить под понятие, распознавать объекты. | 10.05. 15.05 |
| |||||
64 | Скоро лето. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Уч.с.132-135; Р.Т.с.58-59. |
| 1 | Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. | Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности.
| Повторить правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | Выделение и осо знание учащими ся того, что уже усвоено; структу рирование зна ний; умение аде кватно, осознан но и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 22.05. |
| |||||
| Итого 64ч |
|
|
|
|
|
|
|
|