Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Обсуждено» Руководитель ШМО _________А.В.Сафронова Протокол № 1 от «28» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ____________А.А. Зеленовская «29» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _________И.Л. Пьянкова. Приказ № 283-КО от «01» сентября 2017 г. |
|
|
|
Рабочая программа учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
7А, 7Б классы
Разработана
Власовой Ольгой Александровной
учителем предмета «Информатика и ИКТ»
высшей квалификационной категории
2017 – 2018 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета по ФГОС
7 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Введение Информация и информационные процессы
| различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике. | познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
| формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Компьютер – универсальное устройство обработки данных | базовым навыкам работы с компьютером; использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. | познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом. | ||
Использование программных систем и сервисов. Файловая система. | базовым навыкам работы с компьютером; овладеет базовым набором понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); овладеет знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; использовать компьютерные программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов; | познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; практиковаться в создании текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно- технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.). | ||
Математические основы информатики. Тексты и кодирование. | описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; использовать основные способы графического представления числовой информации. | узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.. | ||
Дискретизация
| понимать способы представления графических и звуковых информационных объектов. | узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах. | ||
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
| выбирать соответствующие средства информационных технологий для решения поставленной задачи; использовать текстовые редакторы для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.); создавать и редактировать рисунки в графическом редакторе (сюжеты в аниматоре, кадры в системе презентационной графики); использовать средства презентационной графики при подготовке сообщений. | познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; практиковаться в создании текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.. |
Содержание учебного предмета по ФГОС
7 класс
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение. Информация и информационные процессы. | Предмет информатики. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. | 4 часа |
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
| Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). Программное обеспечение компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. | 4 часа |
Использование программных систем и сервисов. Файловая система. | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. | 4 часа |
Математические основы информатики. Тексты и кодирование
| Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. | 3 часа |
Дискретизация
| Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. | 3 часа |
Подготовка текстов и демонстрационных материалов | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
УМК (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. Базовый курс 7-9 классы. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Дата | примечание | |||
По плану 7А | По факту | По плану 7Б | По факту |
| ||||
1.1 | Введение. Информация и информационные процессы (3 часа) | | ||||||
1 | Предмет информатики. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Техника безопасности и правила работы на компьютере. | 1 | 4.09 |
| 05.09 |
|
| |
2 | Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 | 11.09 | | 12.09 | | | |
3 | Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. | 1 | 18.09 | | 19.09 | | | |
4.1 | Математические основы информатики. Тексты и кодирование (2 часа) |
| ||||||
4 | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. | 1 | 25.09 |
| 26.09 |
|
| |
5 | Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации. | 1 | 02.10 |
| 03.10 |
|
| |
1.2 | Введение. Информация и информационные процессы (1 час) |
|
|
| ||||
6 | Контрольная работа №1 «Человек и информация». Защита творческих работ. | 1 | 09.10 |
| 10.10 |
|
| |
2. | Компьютер – универсальное устройство обработки данных (4 часа) | | | | ||||
7 | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. | 1 | 16.10 |
| 17.10 |
|
| |
8 | Программное обеспечение компьютера. История и перспективы развития. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений». | 1 | 23.10 |
| 24.10 |
|
| |
9 | История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. | 1 | 06.11 |
| 07.11 |
|
| |
10 | Носители информации, используемые в ИКТ. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. | 1 | 13.11 |
| 14.11 |
|
| |
3. | Использование программных систем и сервисов. Файловая система (4 часа) | | | | ||||
11 | Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практическая работа №3«Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, справочная служба» | 1 | 20.11 |
| 21.11 |
|
| |
12 | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Практическая работа №4 «Работа с файловой системой ОС» | 1 | 27.11 |
| 28.11 |
|
| |
13 | Характерные размеры файлов различных типов Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Практическая работа №5 «Проверка компьютера на вирусы» | 1 | 04.12 |
| 05.12 |
|
| |
14 | Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО». Защита творческих работ. | 1 | 11.12 |
| 12.05 |
|
| |
4.2 | Математические основы информатики. Тексты и кодирование (1 час) | | | | ||||
15 | Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. | 1 | 18.12 |
| 19.05 |
|
| |
5. | Дискретизация (3 часа) | | | | ||||
16 | Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. | 1 | 08.01 |
| 09.01 |
|
| |
17 18 | Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. | 2 | 15.01 22.01 |
| 16.01 23.01 |
|
| |
6. | Подготовка текстов и демонстрационных материалов (17 часов) | | | | ||||
6.1 | Текстовая информация и компьютер (6 часов) | | | | ||||
19 | Текстовые документы и их структурные элементы Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Практическая работа №6 «Работа с нумерованными и маркированными списками, шаблонами и стилями» | 1 | 29.01 |
| 30.01 |
|
| |
20 | Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Практическая работа №7 «Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков» | 1 | 05.02 |
| 06.02 |
|
| |
21 | Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Практическая работа №8 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста, поиск и замена, печать документа» | 1 | 12.02 |
| 13.02 |
|
| |
22 | Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Практическая работа №9 «Вставка гиперссылок в текстовый документ» | 1 | 19.02 |
| 20.02 |
|
| |
23 | Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер». | 1 | 26.02 |
| 27.02 |
|
| |
24 | Анализ контрольной работы. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Практическая работа №10 «Сканирование, перевод и распознавание текста». | 1 | 05.03 |
| 06.03 |
|
| |
6.2 | Графическая информация и компьютер (6 часов) | | | | ||||
25 | Знакомство с графическими редакторами. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Форматы графических файлов. | 1 | 12.03 |
| 13.03 |
|
| |
26 | Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями Практическая работа №11«Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint.Net с использованием цветовой гаммы и наложением слоев». | 1 | 19.03 |
| 20.03 |
|
| |
27 | Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Практическая работа №12«Создание и редактирование 3d изображений в растровом редакторе Paint.Net. Смайлик». | 1 | 09.04 |
| 10.04 |
|
| |
28 | Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Практическая работа №13 «Создание простейшего чертежа в векторном редакторе Компас». | 1 | 16.04 |
| 17.04 |
|
| |
29 | Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств. Практическая работа №14 «Создание простейшей 3d модели в векторном редакторе Компас» | 1 | 23.04 |
| 24.04 |
|
| |
30 | Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер». | 1 | 30.04 |
| 01.05 |
|
| |
6.3 | Мультимедиа и компьютерные презентации (5 часов) | | | | ||||
31 | Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа. Практическая работа №15 «Запись и редактирование звукового клипа». | 1 | 07.05 |
| 08.05 |
|
| |
32 | Подготовка компьютерных презентаций. Практическая работа №16 «Создание интерактивной презентации «История развития ВТ». | 1 | 14.05 |
| 15.05 |
|
| |
33 | Выравнивание: игра «Предмет информатики в жизни людей». Годовая итоговая контрольная работа. | 1 | 21.05 |
| 22.05 |
|
| |
34 | Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации». Защита творческих работ. | 1 | 25.05 |
| 26.05 |
|
| |
35 | Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Практическая работа №17 «Создание простейшего видеоклипа». | 1 |
|
|
|
|
|
9