ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| ||||||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| |||||||
1 | Общие сведения о языке | 1 | | | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
2 | Фонетика и графика | 6 | | | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
3 | Лексика | 10 | | | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
4 | Состав слова | 14 | | | | ||||
5 | Морфология | 19 | | | | ||||
6 | Синтаксис | 8 | | | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
7 | Орфография и пунктуация | 50 | 8 | | | ||||
8 | Развитие речи | 30 | | | | ||||
Резервное время | 28 |
| | | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 166 | 8 | 0 | |
2 КЛАСС
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||||||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| ||||||||
1 | Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык | 1 | | | 02.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
2 | Диалогическая форма речи | 1 | | | 03.09.2024 | | ||||
3 | Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов | 1 | | | 04.09.2024 | | ||||
4 | Текст | 1 | | | 05.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
5 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли | 1 | | | 06.09.2024 | | ||||
6 | Тема текста | 1 | | | 09.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
7 | Основная мысль | 1 | | | 10.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
8 | Заглавие текста | 1 | | | 11.09.2024 | | ||||
9 | Подбор заголовков к предложенным текстам | 1 | | | 12.09.2024 | | ||||
10 | Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста | 1 | | | 13.09.2024 | | ||||
11 | Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка | 1 | | | 16.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
12 | Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг | 1 | | | 17.09.2024 | | ||||
13 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений | 1 | | | 18.09.2024 | | ||||
14 | Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | 19.09.2024 | | ||||
15 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | 20.09.2024 | | ||||
16 | Предложение как единица языка | 1 | | | 23.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
17 | Предложение и слово | 1 | | | 24.09.2024 | | ||||
18 | Связь слов в предложении | 1 | | | 25.09.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
19 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | 26.09.2024 | | ||||
20 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | | | 27.09.2024 | | ||||
21 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения | 1 | | | 30.09.2024 | | ||||
22 | Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 1 | | | 01.10.2024 | | ||||
23 | Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения | 1 | | | 02.10.2024 | | ||||
24 | Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении | 1 | | | 03.10.2024 | | ||||
25 | Предложение: систематизация знаний | 1 | | | 04.10.2024 | | ||||
26 | Слово и его значение | 1 | | | 07.10.2024 | | ||||
27 | Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря | 1 | | | 08.10.2024 | | ||||
28 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | 09.10.2024 | | ||||
29 | Значение слова в словаре и тексте | 1 | | | 10.10.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
30 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | | | 11.10.2024 | | ||||
31 | Синонимы | 1 | | | 14.10.2024 | | ||||
32 | Синонимы в тексте | 1 | | | 15.10.2024 | | ||||
33 | Антонимы | 1 | | | 16.10.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
34 | Наблюдение за использованием антонимов | 1 | | | 17.10.2024 | | ||||
35 | Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем | 1 | | | 18.10.2024 | | ||||
36 | Обобщение знаний по разделу «Лексика» | 1 | | | 21.10.2024 | | ||||
37 | Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа | 1 | 1 | | 22.10.2024 | | ||||
38 | Однокоренные (родственные) слова. Корень слова | 1 | | | 23.10.2024 | | ||||
39 | Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова | 1 | | | 24.10.2024 | | ||||
40 | Корень как часть слова | 1 | | | 25.10.2024 | | ||||
41 | Корень как общая часть родственных слов | 1 | | | 06.11.2024 | | ||||
42 | Корень слова: обобщение знаний | 1 | | | 07.11.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
43 | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | | 08.11.2024 | | ||||
44 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | | | 11.11.2024 | | ||||
45 | Различение изменяемых и неизменяемых слов | 1 | | | 12.11.2024 | | ||||
46 | Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) | 1 | | | 13.11.2024 | | ||||
47 | Суффикс как часть слова | 1 | | | 14.11.2024 | | ||||
48 | Приставка как часть слова (наблюдение) | 1 | | | 15.11.2024 | | ||||
49 | Роль суффиксов и приставок | 1 | | | 18.11.2024 | | ||||
50 | Состав слова: систематизация знаний | 1 | | | 19.11.2024 | | ||||
51 | Состав слова: обобщение | 1 | | | 20.11.2024 | | ||||
52 | Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня | 1 | | | 21.11.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
53 | Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) | 1 | | | 22.11.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
54 | Суффикс как часть слова: наблюдение за значением | 1 | | | 25.11.2024 | | ||||
55 | Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями | 1 | | | 26.11.2024 | | ||||
56 | Перенос слов по слогам | 1 | | | 27.11.2024 | | ||||
57 | Перенос слов по слогам: закрепление | 1 | | | 28.11.2024 | | ||||
58 | Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков | 1 | | | 29.11.2024 | | ||||
59 | Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" | 1 | | | 02.12.2024 | | ||||
60 | Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы | 1 | | | 03.12.2024 | | ||||
61 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | | | 04.12.2024 | | ||||
62 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | | 05.12.2024 | | ||||
63 | Единообразное написание гласных в корне | 1 | | | 06.12.2024 | | ||||
64 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | | | 09.12.2024 | | ||||
65 | Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 | | | 10.12.2024 | | ||||
66 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление | 1 | | | 11.12.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
67 | Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова | 1 | | | 12.12.2024 | | ||||
68 | Непроверяемые гласные в корне слова | 1 | | | 13.12.2024 | | ||||
69 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова | 1 | | | 16.12.2024 | | ||||
70 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | 17.12.2024 | | ||||
71 | Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | | | 18.12.2024 | | ||||
72 | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | | 19.12.2024 | | ||||
73 | Знакомство с жанром поздравления | 1 | | | 20.12.2024 | | ||||
74 | Функции мягкого знака | 1 | | | 23.12.2024 | https://m.edsoo.ru/f841ebc8 | ||||
75 | Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки | 1 | | | 24.12.2024 | | ||||
76 | Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) | 1 | | | 25.12.2024 | | ||||
77 | Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) | 1 | | | 26.12.2024 | | ||||
78 | Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова | 1 | 1 | | 27.12.2024 | | ||||
79 | ) Повторение алгоритма списывания текста | 1 | | | 28.12.2024 | | ||||
80 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | 09.01.2025 | | ||||
81 | Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | | | 10.01.2025 | | ||||
82 | Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | | | 13.01.2025 | | ||||
83 | Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова | 1 | | | 14.01.2025 | | ||||
84 | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 | | | 15.01.2025 | | ||||
85 | Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) | 1 | | | 16.01.2025 | | ||||
86 | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 | | | 17.01.2025 | | ||||
87 | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 | | | 20.01.2025 | | ||||
88 | Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) | 1 | 1 | | 21.01.2025 | | ||||
89 | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" | 1 | | | 22.01.2025 | | ||||
90 | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 | | | 23.01.2025 | | ||||
91 | Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова | 1 | | | 24.01.2025 | | ||||
92 | Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова | 1 | | | 27.01.2025 | | ||||
93 | Способы проверки согласных в корне слова | 1 | | | 28.01.2025 | | ||||
94 | Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова | 1 | | | 29.01.2025 | | ||||
95 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | | | 30.01.2025 | | ||||
96 | Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | | | 31.01.2025 | | ||||
97 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 | | | 03.02.2025 | | ||||
98 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | | | 04.02.2025 | | ||||
99 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | | | 05.02.2025 | | ||||
100 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | 06.02.2025 | | ||||
101 | Использование на письме разделительных ъ и ь | 1 | | | 07.02.2025 | | ||||
102 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | 10.02.2025 | | ||||
103 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | 11.02.2025 | | ||||
104 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 | | | 12.02.2025 | | ||||
105 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | | | 13.02.2025 | | ||||
106 | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | | | 14.02.2025 | | ||||
107 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | 17.02.2025 | | ||||
108 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | 18.02.2025 | | ||||
109 | Имя существительное: употребление в речи | 1 | | | 19.02.2025 | | ||||
110 | Имя существительное: значение | 1 | | | 20.02.2025 | | ||||
111 | Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») | 1 | | | 21.02.2025 | | ||||
112 | Употребление прописной и строчной буквы | 1 | | | 24.02.2025 | | ||||
113 | Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" | 1 | | | 25.02.2025 | | ||||
114 | Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных | 1 | | | 26.02.2025 | | ||||
115 | Прописная буква в именах собственных: географические названия | 1 | | | 27.02.2025 | | ||||
116 | Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам | 1 | | | 28.02.2025 | | ||||
117 | Имя существительное: изменение по числам | 1 | | | 03.03.2025 | | ||||
118 | Число имён существительных | 1 | | | 04.03.2025 | | ||||
119 | Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных | 1 | | | 05.03.2025 | | ||||
120 | Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) | 1 | | | 06.03.2025 | | ||||
121 | Глагол как часть речи | 1 | | | 07.03.2025 | | ||||
122 | Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? | 1 | | | 10.03.2025 | | ||||
123 | Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. | 1 | | | 11.03.2025 | | ||||
124 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | | 12.03.2025 | | ||||
125 | Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы | 1 | | | 13.03.2025 | | ||||
126 | Текст-повествование | 1 | | | 14.03.2025 | | ||||
127 | Особенности текстов-повествований | 1 | | | 17.03.2025 | | ||||
128 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат" | 1 | | | 18.03.2025 | | ||||
129 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | | | 19.03.2025 | | ||||
130 | Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол" | 1 | | | 20.03.2025 | | ||||
131 | Диктант на изученные правила (орфограммы корня) | 1 | 1 | | 21.03.2025 | | ||||
132 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | 02.04.2025 | | ||||
133 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | 03.04.2025 | | ||||
134 | Имя прилагательное: значение | 1 | | | 04.04.2025 | | ||||
135 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | | | 07.04.2025 | | ||||
136 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 | | | 08.04.2025 | | ||||
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | | | 09.04.2025 | | ||||
138 | Текст-описание | 1 | | | 10.04.2025 | | ||||
139 | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" | 1 | | | 11.04.2025 | | ||||
140 | Особенности текстов-описаний | 1 | | | 14.04.2025 | | ||||
141 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта | 1 | | | 15.04.2025 | | ||||
142 | Диктант на изученные орфограммы в корне слова | 1 | 1 | | 16.04.2025 | | ||||
143 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | 17.04.2025 | | ||||
144 | Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам | 1 | | | 18.04.2025 | | ||||
145 | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью | 1 | | | 21.04.2025 | | ||||
146 | Текст-рассуждение | 1 | | | 22.04.2025 | | ||||
147 | Особенности текстов-рассуждений | 1 | | | 23.04.2025 | | ||||
148 | Предлог. Отличие предлогов от приставок | 1 | | | 24.04.2025 | | ||||
149 | Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 1 | | | 25.04.2025 | | ||||
150 | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 | | | 28.04.2025 | | ||||
151 | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление | 1 | | | 29.04.2025 | | ||||
152 | Части речи: обобщение. Тренинг | 1 | | | 30.04.2025 | | ||||
153 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 1 | | | 05.05.2025 | | ||||
154 | Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг | 1 | | | 06.05.2025 | | ||||
155 | Различение текстов-описаний и текстов-повествований | 1 | | | 07.05.2025 | | ||||
156 | Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги" | 1 | | | 12.05.2025 | | ||||
157 | Части речи: систематизация знаний | 1 | | | 13.05.2025 | | ||||
158 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте | 1 | | | 14.05.2025 | | ||||
159 | Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте | 1 | | | 15.05.2025 | | ||||
160 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация | 1 | | | 16.05.2025 | | ||||
161 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение | 1 | | | 19.05.2025 | | ||||
162 | Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа | 1 | 1 | | 20.05.2025 | | ||||
163 | Контрольный диктант | 1 | | | 21.05.2025 | | ||||
164 | Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов) | 1 | | | 22.05.2025 | | ||||
165 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | | | 23.05.2025 | | ||||
166 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа | 1 | 1 | | 26.05.2025 | | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 166 |
| 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык 2 класс В.П.Канакина Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к учебнику «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина Просвещение, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/f841ebc8
учи.ру