Пояснительная записка
Рабочая программа по футболу является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачи
Игра в мини-футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол).
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1
часу в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативы
по физической и технической подготовке
Упражнения | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет |
Бег 30м (сек) | 5,3 | 5,1 | 4,9 | 4,7 | 46 | 4,4 |
Бег 400м (сек) | | | | 67,0 | 65,0 | 64,0 |
6-минутный бег (м) | | | 1400 | 1500 | | |
Прыжок в длину с/м (см) | 160 | 170 | 180 | 200 | 220 | 225 |
Бег 30м с ведением мяча (сек) | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,4 | 5,2 |
Бег 5х30м с ведением мяча (сек) | | | | 30,0 | 28,0 | 27,0 |
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | | | 45 | 55 | 65 | 75 |
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) | | | | 10,0 | 9,5 | 9,0 |
Жонглирование мячом (кол-во раз) | 8 | 10 | 12 | 20 | 25 | |
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) | | | | 30 | 34 | 38 |
Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) | | | | 45 | 50 | 55 |
Бросок мяча на дальность (м) | | | | 20 | 24 | 26 |
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
№ | Содержание материала | Дата | |
по плану | фактич | ||
1 | Т/Б на спортивных играх. Организационный момент. |
|
|
2 | Основные правила игры в футбол |
|
|
3 | Техника передвижения игрока. Удар внутренней стороной стопы. |
|
|
4 | Остановка катящегося мяча подошвой, остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы |
|
|
5 | Ведение мяча |
|
|
6 | Удар по катящемуся мячу внешней частью подъема |
|
|
7 | Удар носком |
|
|
8 | Удар серединой лба на месте |
|
|
9 | Вбрасывание мяча из-за боковой линии |
|
|
10 | Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью с пассивным сопротивлением защитника |
|
|
11 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
|
12 | Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы |
|
|
13 | Удар по летящему мячу средней частью подъема |
|
|
14 | Вбрасывание мяча из-за боковой линии |
|
|
15 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитника |
|
|
16 | Обманные движения (финты) |
|
|
17 | Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы |
|
|
18 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
|
19 | Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча. Удар по летящему мячу средней частью подъема |
|
|
20 | Резаные удары |
|
|
21 | Удар по мячу серединой лба |
|
|
22 | Удар боковой частью лба |
|
|
23 | Остановка катящегося мяча подошвой |
|
|
24 | Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы |
|
|
25 | Остановка мяча грудью |
|
|
26 | Совершенствование техники ведения мяча |
|
|
27 | Совершенствование техники защитных действий. Отбор мяча толчком плечо в плечо |
|
|
28 | Отбор мяча подкатом |
|
|
29 | Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Финт уходом |
|
|
30 | Финт ударом |
|
|
31 | Финт остановкой |
|
|
32 | Совершенствование тактики игры, тактические действия в защите |
|
|
33 | Тактические действия в нападении |
|
|
34 | Двухстороння игра (Соревнование) |
|
|
35 | Двухстороння игра |
|
|