Содержание учебного предмета, курса
Программа предпрофильного курса «Введение в биофизику» предназначена для учащихся 9 класса, собирающихся продолжать обучение в старшей школе и определяющихся с выбором профиля обучения
Программа курса – органичное, содержательное и структурное единство физического, математического, биологического материала, которое может обеспечить более глубокое раскрытие основных понятий, законов и теорий за счет реализации межпредметных связей, способствовать формированию представления о современной картине мира, познании природы. Основной целью данного курса является создание условий для осознанного выбора естественнонаучного или информационно-технологического профиля обучения.
Дидактические цели курса:
Обеспечить возможные условия для:
формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;
развития критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;
воспитания убежденности в преимуществе здорового образа жизни;
формирования навыков работы в команде, небольшой группе и индивидуально.
Методические задачи.
Помочь учащимся познать возможности своего организма.
Научить ребят:
проводить измерения роста, массы тела, плотности костной ткани, времени реакции на звуковые и световые сигналы, остроты зрения;
правильно рассчитывать дневной рацион питания школьника с учетом энергетических затрат;
представлять информацию в разных знаковых системах.
использовать возможности компьютерных технологий и мультимедийных средств для представления результатов познавательной и исследовательской деятельности.
Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни.
Создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики на более высоком уровне.
Содержание данного курса способствует расширению информационного поля ребенка за счет привлечения материала из курса таких предметов как математики, биологии, медицины, информатики и информационных технологий. В программе используются знания учащихся таких тем, как механика, электродинамика, оптика.
Предусматривается групповая и индивидуальная работа учащихся. За основу взят принцип деятельностного подхода обучения школьников с учётом принципа вариативности. При использовании групповой работы делается акцент на принцип психологической комфортности. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагается использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).
Важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер содержания. Это с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Содержание программы.
В 9 классе на изучение курса: «Введение в биофизику» отводится 16 часов (из расчета 1 час в неделю).
1.Введение – 1 час
Значение для человека знаний по биологии, биофизике, физики, медицине.
2.Антропометрия и физика – 3 часа
Какие знания из курса физики помогут мне познать свой организм?
Практические работы
Определение параметров тела человека.
Нахождение роста человека с помощью колеблющегося маятника и часов.
Определение массы тела с помощью медицинских весов.
3.Биомеханика - 6 часов
Механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами. Эргометрия.
Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу
звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных.
Практические работы
Расчет дневного рациона питания.
Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.
Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания.
Определение экономичности работы и мощности сердца человека.
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
4.Физика человеческого глаза – 3 часа
Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии.
Практические работы
Определение разрешающей способности глаза.
Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза.
5.Электродинамика и медицина – 3 часа
Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение.
Электропроводимость биологических тканей
Представление физического паспорта
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 9 класс», М., «Дрофа», 2016г.
2. А.Н.Ремезов и др. «Медицинская и биологическая физика», М., «Дрофа», 2004г.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема | Кол-во часов | Лабораторных работ |
Введение | 1 | 0 |
Антропометрия и физика | 3 | 3 |
Биомеханика | 6 | 5 |
Физика человеческого глаза | 3 | 2 |
Электродинамика и медицина | 3 | 0 |
ИТОГО | 16 | 10 |
Планируемые результаты освоения учебного курса: «Введение в биофизику»
В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, выпускник научится и получит возможность освоить следующие общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:
познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
IV. Календарно-тематическое планирование по предпрофилю в 9 классе
в объеме 1 часа в неделю /16ч – 1 полугодие
В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием 16 часов за 1 полугодие
| Дата | Содержание урока | Примечание | |
№ п-п | По плану | По факту | ||
Введение – 1 час | ||||
1 | 02.09
|
| Значение для человека знаний по биологии, биофизике, физики, медицине. |
|
Антропометрия и физика – 3 часа | ||||
2 | 09.09 |
| Нахождение роста человека с помощью колеблющегося маятника и часов |
|
3 | 16.09 |
| Определение массы тела с помощью медицинских весов. Расчет «индекса веса» |
|
4 | 23.09 |
| Механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами |
|
Биомеханика - 6 часов | ||||
5 | 30.09 |
| Эргометрия. Определение экономичности работы и мощности сердца человека. |
|
6 | 07.10 |
| Расчет дневного рациона питания |
|
7 | 14.10 |
| Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке |
|
8 | 21.10 |
| Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания |
|
9 | 28.10 |
| Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных |
|
10 | 11.11 |
| Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы |
|
Физика человеческого глаза – 3 часа | ||||
11 | 18.11 |
| Физика человеческого глаза: оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии |
|
12 | 25.11 |
| Определение разрешающей способности глаза |
|
13 | 02.12 |
| Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза |
|
Электродинамика и медицина – 3 часа | ||||
14 | 09.12 |
| Электродинамика и медицина. Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение. Электропроводимость биологических тканей |
|
15 | 16.12 |
| Электродинамика и медицина. |
|
16 | 23.12 |
| Заключительное занятие |
|