«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа предпрофильного курса «Введение в биофизику»

Программа предпрофильного курса «Введение в биофизику» предназначена для учащихся 9 класса, собирающихся продолжать обучение в старшей школе и определяющихся с выбором профиля обучения

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

  1. Содержание учебного предмета, курса

Программа предпрофильного курса «Введение в биофизику» предназначена для учащихся 9 класса, собирающихся продолжать обучение в старшей школе и определяющихся с выбором профиля обучения

Программа курса – органичное, содержательное и структурное единство физического, математического, биологического материала, которое может обеспечить более глубокое раскрытие основных понятий, законов и теорий за счет реализации межпредметных связей, способствовать формированию представления о современной картине мира, познании природы. Основной целью данного курса является создание условий для осознанного выбора естественнонаучного или информационно-технологического профиля обучения.

Дидактические цели курса:

Обеспечить возможные условия для:

  • формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;

  • развития критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;

  • воспитания убежденности в преимуществе здорового образа жизни;

  • формирования навыков работы в команде, небольшой группе и индивидуально.

Методические задачи.

  1. Помочь учащимся познать возможности своего организма.

  2. Научить ребят:

  • проводить измерения роста, массы тела, плотности костной ткани, времени реакции на звуковые и световые сигналы, остроты зрения;

  • правильно рассчитывать дневной рацион питания школьника с учетом энергетических затрат;

  • представлять информацию в разных знаковых системах.

  • использовать возможности компьютерных технологий и мультимедийных средств для представления результатов познавательной и исследовательской деятельности.

  1. Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни.

  2. Создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики на более высоком уровне.

Содержание данного курса способствует расширению информационного поля ребенка за счет привлечения материала из курса таких предметов как математики, биологии, медицины, информатики и информационных технологий. В программе используются знания учащихся таких тем, как механика, электродинамика, оптика.

Предусматривается групповая и индивидуальная работа учащихся. За основу взят принцип деятельностного подхода обучения школьников с учётом принципа вариативности. При использовании групповой работы делается акцент на принцип психологической комфортности. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагается использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).

Важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер содержания. Это с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.





Содержание программы.

В 9 классе на изучение курса: «Введение в биофизику» отводится 16 часов (из расчета 1 час в неделю).

1.Введение – 1 час

  • Значение для человека знаний по биологии, биофизике, физики, медицине.

2.Антропометрия и физика – 3 часа

  • Какие знания из курса физики помогут мне познать свой организм?

Практические работы

  • Определение параметров тела человека.

  • Нахождение роста человека с помощью колеблющегося маятника и часов.

  • Определение массы тела с помощью медицинских весов.

3.Биомеханика - 6 часов

  • Механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами. Эргометрия.

  • Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу

звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных.

Практические работы

  • Расчет дневного рациона питания.

  • Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.

  • Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания.

  • Определение экономичности работы и мощности сердца человека.

  • Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.

4.Физика человеческого глаза – 3 часа

  • Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии.

Практические работы

  • Определение разрешающей способности глаза.

  • Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза.

5.Электродинамика и медицина – 3 часа

  • Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение.

  • Электропроводимость биологических тканей

  • Представление физического паспорта


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 9 класс», М., «Дрофа», 2016г.

2. А.Н.Ремезов и др. «Медицинская и биологическая физика», М., «Дрофа», 2004г.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема

Кол-во часов

Лабораторных работ

Введение

1

0

Антропометрия и физика

3

3

Биомеханика

6

5

Физика человеческого глаза

3

2

Электродинамика и медицина

3

0

ИТОГО

16

10




  1. Планируемые результаты освоения учебного курса: «Введение в биофизику»

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, выпускник научится и получит возможность освоить следующие общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:


познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.





























IV. Календарно-тематическое планирование по предпрофилю в 9 классе

в объеме 1 часа в неделю /16ч – 1 полугодие

В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием 16 часов за 1 полугодие


Дата

Содержание урока

Примечание

п-п

По плану

По факту

Введение – 1 час

1

02.09



Значение для человека знаний по биологии, биофизике, физики, медицине.


Антропометрия и физика – 3 часа

2

09.09


Нахождение роста человека с помощью колеблющегося маятника и часов


3

16.09


Определение массы тела с помощью медицинских весов.

Расчет «индекса веса»


4

23.09


Механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами


Биомеханика - 6 часов

5

30.09


Эргометрия.

Определение экономичности работы и мощности сердца человека.


6

07.10


Расчет дневного рациона питания


7

14.10


Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке


8

21.10


Оценка плотности костной ткани методом гидростатического взвешивания


9

28.10


Физиологическая акустика, изучающая устройство и работу звуковоспринимающих и звукообразующих органов человека и животных


10

11.11


Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы


Физика человеческого глаза – 3 часа

11

18.11


Физика человеческого глаза: оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии


12

25.11


Определение разрешающей способности глаза


13

02.12


Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаза


Электродинамика и медицина – 3 часа

14

09.12


Электродинамика и медицина. Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение.

Электропроводимость биологических тканей


15

16.12


Электродинамика и медицина.


16

23.12


Заключительное занятие




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее