Рабочая (авторская) программа внеурочной деятельности Название внеурочной деятельности «Всезнайка» Название программы:Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» Срок реализации программы, учебный год: 1 год,___201 -201 Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год; в неделю 3 час Направление развития личности: ___общекультурное Вид внеурочной деятельности:__кружок Возраст школьников: __9-10 лет Разработчик программы, должность:__________ .– учитель_начальных классов подпись расшифровка подписи |
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка действий.
Познавательные: большой выбор источников информации; анализ, синтез, сравнение, группировка, доказательства, практические действия.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Реализация данного курса обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
Обучающиеся научатся:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать.
Содержание программы:
Содержание 1 раздела программы:
1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами»,, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Содержание 2 раздела программы
1.Числа и выражения
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач
Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Содержание 3 раздела:
1.Малая родина
С чего начинается родина. Страницы истории поселка Вешкайма. Поселок в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Краеведческий музей. Мой родной поселок. История и современность.
3. Природа моего края.
Вешкаймский район в Ульяновской области. Растения моего края. Животные моего края. Мой любимый уголок природы в поселке.
4.Я и моя семья
Моя семья. Моя родословная. Семейные реликвии. Памятные вещи.
5. Наша школа
История моей школы. Школьный музей. Школьные традиции.
6.Подведение итогов
Личистные, метапредметные, предметные результаты освоения программы
1 раздел
Обучающиеся научатся :
- в области личностных результатов
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- в области метапредметных результатов
регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
- в области предметных результатов
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
2 раздел
Обучающиеся научатся:
- в области личностных результатов
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
- в области метапредметных результатов
регулятивные УУД
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
познавательные УУД
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
строить рассуждения.
коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- в области предметных результатов
различать имена и высказывания великих математиков;
работать с числами – великанами;
пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
находить периметр и площадь окружающих предметов;
разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток
3 раздел:
Обучающиеся научатся:
- в области личностных результатов
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего и других народов.
развитие самостоятельности в информационной деятельности.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение спорных вопросов.
- в области метапредметных результатов
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления.
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений.
- в области предметных результатов
понимание особой роли Вешкаймского района в истории России,. воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
уважительное отношение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе района, ее современной жизни.
освоение доступных способов изучения общества и природы (наблюдение, сравнение, опыт и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых
Учебно – тематический план
Раздел, тема | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
1 раздел "Гуманитарный" | 33 | 7 | 26 |
Фонетика | 3 | 1 | 2 |
Словообразование | 5 | 2 | 3 |
Лексика | 9 | 2 | 7 |
Морфология | 6 | 2 | 4 |
Пословицы и поговорки | 2 |
| 2 |
Игротека | 7 |
| 7 |
Конкурс "Русский медвежонок" | 1 |
| 1 |
2 раздел "Математический" | 36 | 4 | 32 |
Исторические сведения о математике | 4 | 1 | 3 |
Числа и выражения | 6 |
| 6 |
Математические ребусы и головоломки | 11 | 1 | 8 |
Решение занимательных задач | 10 | 1 | 8 |
Геометрическая мозаика | 5 | 1 | 4 |
3 раздел "Биологический" | 36 | 7 | 29 |
Введение | 1 |
| 1 |
Малая родина | 11 | 3 | 8 |
Природа моего края | 14 | 3 | 11 |
Я и моя семья | 5 | 1 | 4 |
Наша школа | 3 |
| 3 |
Подведение итогов | 2 |
| 2 |
ИТОГО: | 105 | 18 | 97 |
| Календарно – тематический план
Итого: 105ч. | 105 | | |