Краснодарский край г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательная программа
по конкретному виду деятельности
Наименование: кружок «Волшебная мастерская»
Срок реализации: 4 года.
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет.
Составитель:
Носонова Нелли Владимировна
2016г
1. Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Волшебная мастерская» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная мастерская »
разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является общекультурной программой научно-технической направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.
Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
Значение данной работы для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационные принципы
Программа «Волшебная мастерская» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. В результате освоения содержания курса « Волшебная мастерская » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю.
Общее количество часов – 1 класс 66 часов в год, 2 – 4 классы – 68 часов в год.
Наполняемость группы – не менее15 человек.
Цели:
1.Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру.
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
4. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
5.Творческая самореализация обучающихся.
Задачи:
Развивающие:
Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд
Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .
Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
• практический.
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2. Учебно-тематический план:
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Деятельность учащихся | ||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
1 год обучения | ||||||
1. | Аппликация из геометрических фигур. | 11 | 9 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | |
2. | Работа с бумагой и картоном. | 11 | 9 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | |
3. | Аппликация из салфеток. | 11 | 9 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
4. | Выпуклая аппликация. | 11 | 9 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
5. | Работа в технике оригами. | 11 | 10 | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
6. | Аппликация и моделирование. | 11 | 9 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
| Всего | 66 | 55 | 11 |
| |
2 год обучения | ||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность. | |
2. | Беседа по охране труда. | 1 | 1 | - | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | |
3. | Аппликация и моделирование. | 13 | 11 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
4. | Работа с бумагой и картоном. | 13 | 11 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. | |
5. | Секреты бумажного творчества. | 14 | 12 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
6. | Выпуклая аппликация. | 13 | 11 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
7. | Работа в технике оригами. | 13 | 11 | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
| Всего | 68 | 58 | 10 |
| |
3 год бучения | ||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность. | |
2. | Беседа по охране труда. | 1 | 1 | - | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | |
3. | Аппликация из ладошек. | 8 | 7 | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
4. | Объемная аппликация. | 10 | 8 | 2 | ||
5. | Вытынанка (вырезание из бумаги). | 14 | 12 | 2 | ||
6. | Модульное оригами. | 17 | 15 | 2 | ||
7. | Квиллинг. | 17 | 15 | 2 | ||
| Всего | 68 | 59 | 9 |
| |
4 год бучения | ||||||
1. | Моделирование из бумаги и картона. | 8 | 7 | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, сопоставлять эти виды планов. Выполнять аппликацию по заданному образцу. | |
2. | Объемная аппликация. | 10 | 8 | 2 | ||
3. | Вытынанка (вырезание из бумаги). | 16 | 14 | 2 | ||
4. | Модульное оригами. | 17 | 15 | 2 | ||
5. | Квиллинг. | 17 | 15 | 2 | ||
| Всего | 68 | 59 | 9 |
| |
| ИТОГО
| 270 | 231 | 39 |
|
2.Содержание программы
Содержание программы кружка «Волшебная мастерская» направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития, развития стремления учащихся к познанию истоков художественного творчества.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Первый год обучения
1. Аппликация из геометрических фигур.
Аудиторные занятия (9ч.):
Аппликация «Чебурашка».
Аппликация «Цветочная поляна».
Аппликация «Игрушки»
Аппликация «На пруду».
Аппликация «По грибы, по ягоды».
Аппликация «Веселые человечки».
Аппликация ««Зоопарк».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
2. Работа с бумагой и картоном.
Аудиторные занятия (9ч.):
Аппликация «Бабочки».
Аппликация «Цветы».
Аппликация «Забавные фигурки».
Аппликация «Солнышко».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
3. Аппликация из салфеток.
Аудиторные занятия (9ч.):
Аппликация «Букет цветов».
Аппликация «Зайчик».
Аппликация «Птенцы».
Аппликация «Яблоки».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
4. Выпуклая аппликация.
Аудиторные занятия (9ч.):
Выпуклая аппликация «Цветы».
Выпуклая аппликация «Веселые зверята».
Выпуклая аппликация «Открытка».
Выпуклая аппликация «Снежинка».
Выпуклая аппликация «Космос».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
5. Работа в технике оригами.
Аудиторные занятия (9ч.):
Оригами «На лесной поляне».
Оригами «Фигурки птиц».
Оригами «Животные».
Оригами «Человечки».
Оригами «Сказка».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
6. Аппликация и моделирование.
Аудиторные занятия (9ч.):
Моделирование и аппликация самолета.
Моделирование и аппликация машины.
Моделирование и аппликация мебели.
Моделирование и аппликация домика.
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
Второй год обучения
1. Вводное занятие.
Аудиторные занятия (1ч.):
Входная диагностика
История различных техник работы с бумагой
Базовые формы – основа любого изделия.
2.Беседа по охране труда.
Аудиторные занятия (1ч.):
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
3. Аппликация и моделирование.
Аудиторные занятия (11ч.):
Моделирование и аппликация самолета.
Моделирование и аппликация машины.
Моделирование и аппликация мебели.
Моделирование и аппликация домика.
Моделирование и аппликация корабля.
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
4. Работа с бумагой и картоном.
Аудиторные занятия (11ч.):
Аппликация «Божья коровка».
Аппликация «Цветочная поляна».
Аппликация «Животные»
Аппликация «На море».
Аппликация «Ягоды».
Аппликация «Веселые человечки».
Аппликация ««Лесные животные».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
5. Секреты бумажного творчества.
Аудиторные занятия (12ч.):
Обрывная аппликация «Мимоза».
Обрывная аппликация «Собачка».
Моделирование из полос. «Коврик».
Моделирование из полос. «Закладка».
Мозаика «Узоры».
Мозаика «Звезды».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
6. Выпуклая аппликация.
Аудиторные занятия (11ч.):
Выпуклая аппликация «Цветочки».
Выпуклая аппликация «Добрые зверята».
Выпуклая аппликация «Открытка».
Выпуклая аппликация «Сказка».
Выпуклая аппликация «Лес».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
7. Работа в технике оригами.
Аудиторные занятия (11ч.):
Оригами «Звезды».
Оригами «Яблоки».
Оригами «Спирали».
Оригами «Ракушка».
Оригами «Радужные шары».
Оригами «Собачка».
Оригами «Шляпка».
Оригами «Цветы».
Оригами «Подставка».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
Третий год обучения
1. Вводное занятие.
Аудиторные занятия (1ч.):
Входная диагностика
История различных техник работы с бумагой
Базовые формы – основа любого изделия.
2.Беседа по охране труда.
Аудиторные занятия (1ч.):
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
3. Аппликация из ладошек.
Аудиторные занятия (7ч.):
Аппликация «Веселые зверята»
Аппликация «Фантазеры».
Аппликация «Птица Счастья».
Аппликация «Лебедь».
Внеаудиторные занятия (1ч.):
Исследование окрестностей села.
4. Объемная аппликация.
Аудиторные занятия (8ч.):
Аппликация «Голуби».
Аппликация «Открытка».
Аппликация «Сиреневый букет».
Аппликация «Краски осени».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
5. Вытынанка.
Аудиторные занятия (14ч.):
Аппликация «Кошка на окошке».
Аппликация «Снежинка».
Аппликация «Зимнее настроение».
Аппликация «Поздравляю».
Аппликация «Сердечки».
Аппликация «Зимние узоры».
Аппликация «Бабочка на цветке».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
6. Модульное оригами.
Аудиторные занятия (15ч.)
Оригами «Совенок».
Оригами «Павлин».
Оригами «Нарциссы».
Оригами «Веселый мухомор».
Оригами «Старик-лесовик».
Оригами «Цветочный шар».
Оригами «Водяная лилия».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
7. Квиллинг.
Аудиторные занятия (15ч.)
Изделие «Виноград».
Изделие «Яблоко».
Изделие «Божья коровка».
Изделие «Золотая рыбка».
Изделие «Аист».
Изделие «Кисть рябины».
Изделие «Маргаритки».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
Четвертый год обучения
. Моделирование из бумаги и картона.
Аудиторные занятия (7ч.):
Рамка для фотографии.
Моделирование из гофрированной бумаги. Жар-птица.
Шляпки из гофрированной бумаги.
Моделирование из фольги и бумаги. Осень.
Внеаудиторные занятия (1ч.):
Исследование окрестностей села.
2. Объемная аппликация.
Аудиторные занятия (8ч.):
Аппликация «Весёлые гусеницы».
Аппликация «Осень».
Аппликация «Нежность».
Аппликация «Дружная семейка».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
3. Вытынанка.
Аудиторные занятия (12ч.):
Птицы.
Растения.
Насекомые.
Цветочная поляна.
Колокольчики.
Золотая рыбка.
Новогодний декор.
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
4. Модульное оригами.
Аудиторные занятия (15ч.)
Оригами «Маки».
Оригами «Северное сияние».
Оригами «Сердце для мамы».
Оригами «Ветка сакуры».
Оригами «Царевна-лягушка».
Оригами «Яблоня в цвету».
Оригами «Цапля».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
5. Квиллинг.
Аудиторные занятия (15ч.)
Изделие «Котик».
Изделие «Колосья пшеницы».
Изделие «Медвежонок».
Изделие «Веер».
Изделие «Ожерелье».
Изделие «Дельфин».
Изделие «Радужное настроение».
Внеаудиторные занятия (2ч.):
Исследование окрестностей села.
4. Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и научными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
5. Предполагаемые результаты реализации программы
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона) | Экономно размечать материал с помощью шаблонов. |
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и т.д.) | Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы. |
Названия и технику складывания простейших базовых форм оригами. | Уметь выполнять следующие операции:
|
Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах | Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий |
Знать виды папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»), технологию изготовления изделии. | Уметь изготавливать изделия в технике папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»). |
К концу второго года обучения дети должны | |
Знать | Уметь |
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой. | Правильно пользоваться ручными инструментами. |
Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику. | Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы. |
Способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных программой. | Бережно относиться к инструментам и материалам. |
| Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейке и угольника. |
| Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу. |
К концу третьего и четвертого года обучения дети должны | |
Знать | Уметь |
Названия изученных инструментов, их назначение. | Правильно использовать их в работе. |
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда. | Строго их соблюдать |
Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
| Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу). |
| Экономно использовать материалы. |
| Контролировать правильность выполнения работы. |
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции из бумаги;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с разными видами работы с бумагой;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания реальности в повседневной жизни
Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к реальности в целом
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного действия
Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам.
Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.
6. Формы и виды контроля
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Проведение аттестации учащихся в середине и конце года.
Составление диагностической карты.
«Оценка результатов освоения программы».
Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы.
Предусматривается организация творческих отчетов коллектива.
Программа создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности школы.
7. Методические рекомендации
Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы
Принципы обучения:
«От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
“Знай, где узнать”.
Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
“От повтора через вариации к импровизации”.
Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
“ Творим вместе”.
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
“Творим рядом”.
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
“Проверь себя”.
Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям.
8. Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2007г. | 1 |
2. | Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 2007г. | 1 |
3. | Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2011г. | 1 |
4. | Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 2009г. | 1 |
5. | «Украшения своими руками» - Донателла Чиотти, Москва, «Мир книги», 2004 | |
6.
| Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. М.: ОООТД «Издательство Мир книги» , 2008 | 1 |
7. | Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги М.: «Просвещение» , 1983 | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1. | Альбомы демонстрационного и раздаточного материала. Коллекция « Бумага и картон» (демонстрационная). | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
| Видеофильмы. «Оригами», « Волшебные шары» и т.д. «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками». Презентации по основным темам курса. | Комплект |
6. Оборудование класса | ||
1. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев. | 10 |
2. | Выставочные стенды. | 1 |
3. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. | 1 |
4. | Журналы и книги по различным техникам работы с бумагой. | 8 |
5. | Альбом для лучших работ. | 1 |
6. | Конверты для незаконченных работ. | 20 |
7. | Белая бумага. | 20 |
8. | Цветная бумага тонкая. | 20 |
9. | Цветная бумага плотная. | 20 |
10. | Двухсторонняя цветная бумага. | 20 |
11 | Цветной картон. | 20 |
12. | Линейки. | 20 |
13. | Треугольники. | 20 |
14. | Карандаши: цветные, простые. | 20 |
15. | Фломастеры. | 20 |
16. | Трафареты с кругами. | 20 |
17. | Клеенки. | 20 |
18. | Ножницы | 20 |
19 | Клей ПВА. | 20 |
20 | Кисточки для клея. | 20 |
21. | Бумажные салфетки. | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Дата | Оборудование, наглядность | |
план | факт | ||||
1. Аппликация из геометрических фигур – 11ч. | |||||
1. | Аппликация «Чебурашка». | 1 | | | Рисунки |
2. | Аппликация «Чебурашка». Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
3. | Аппликация «Цветочная поляна». | 1 | | | Инд.карточки |
4. | Аппликация «Цветочная поляна». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
5. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Рисунки |
6. | Аппликация «Игрушки» | 1 | | | Презентация |
7. | Аппликация «На пруду». | 1 | | | Инд.карточки |
8. | Аппликация «По грибы, по ягоды». | 1 | | | Инд.карточки |
9. | Аппликация «Веселые человечки». | 1 | | | Рисунки |
10. | Аппликация ««Зоопарк». | 1 | | | Презентация |
11. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Инд.карточки |
2. Работа с бумагой и картоном – 11ч. | |||||
12. | Аппликация «Бабочки». | 1 | | | Инд.карточки |
13. | Аппликация «Бабочки». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
14. | Аппликация «Цветы». | 1 | | | Презентация |
15. | Аппликация «Цветы». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
16. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Инд.карточки |
17. | Аппликация «Забавные фигурки». | 1 | | | Рисунки |
18. | Аппликация «Забавные фигурки». Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
19. | Аппликация «Забавные фигурки». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
20. | Аппликация «Солнышко». | 1 | | | Инд.карточки |
21. | Аппликация «Солнышко». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
22. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Презентация |
3. Аппликация из салфеток – 11ч. | |||||
23. | Аппликация «Букет цветов». | 1 | | | Инд.карточки |
24. | Аппликация «Букет цветов». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
25. | Аппликация «Зайчик». | 1 | | | Рисунки |
26. | Аппликация «Зайчик». Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
27. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Инд.карточки |
28 | Аппликация «Птенцы». | 1 | | | Инд.карточки |
29. | Аппликация «Птенцы». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
30 | Аппликация «Птенцы». Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
31. | Аппликация «Яблоки». | 1 | | | Инд.карточки |
32. | Аппликация «Яблоки». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
33. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Рисунки |
4. Выпуклая аппликация – 11ч. | |||||
34. | Выпуклая аппликация «Цветы». | 1 | | | Рисунки |
35. | Выпуклая аппликация «Цветы». Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
36. | Выпуклая аппликация «Веселые зверята». | 1 | | | Инд.карточки |
37. | Выпуклая аппликация «Веселые зверята». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
38. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Презентация |
39. | Выпуклая аппликация «Открытка». | 1 | | | Инд.карточки |
40. | Выпуклая аппликация «Открытка». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
41. | Выпуклая аппликация «Снежинка». | 1 | | | Презентация |
42. | Выпуклая аппликация «Космос». | 1 | | | Инд.карточки |
43. | Выпуклая аппликация «Космос». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
44. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Презентация |
5. Работа в технике оригами – 11ч. | |||||
45. | Оригами «На лесной поляне». | 1 | | | Инд.карточки |
46. | Оригами «На лесной поляне». Завершение работы. | 1 | | | Рисунки |
47. | Оригами «Фигурки птиц». | 1 | | | Презентация |
48. | Оригами «Фигурки птиц». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
49. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Рисунки |
50. | Оригами «Животные». | 1 | | | Презентация |
51. | Оригами «Животные». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
52. | Оригами «Человечки». | 1 | | | Рисунки |
53. | Оригами «Сказка». | 1 | | | Презентация |
54. | Оригами «Сказка». Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
55. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Инд.карточки |
6. Аппликация и моделирование – 11ч. | |||||
56. | Моделирование и аппликация самолета. | 1 | | | Рисунки |
57. | Моделирование и аппликация самолета. Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
58. | Моделирование и аппликация машины. | 1 | | | Инд.карточки |
59. | Моделирование и аппликация машины. Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
60. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Рисунки |
61. | Моделирование и аппликация мебели. | 1 | | | Презентация |
62. | Моделирование и аппликация мебели. Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
63. | Моделирование и аппликация мебели. Завершение работы. | 1 | | | Инд.карточки |
64. | Моделирование и аппликация домика. | 1 | | | Рисунки |
65. | Моделирование и аппликация домика. Завершение работы. | 1 | | | Презентация |
66. | Исследование окрестностей села. | 1 | | | Инд.карточки |
| ИТОГО | 66 | Аудиторные занятия – 55ч. Внеаудиторные занятия – .11ч. |