«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна вежливых"

"Страна вежливых" реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









Рабочая программа


по внеурочной деятельности

«Страна вежливых»


для обучающихся 1 класса


























Пояснительная записка


Курс «Страна вежливых» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.


На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.



Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).

Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.



Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основные разделы программы:

  • я среди людей;

  • речевой этикет;

  • культура поведения;

  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!


Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.


Методическое обеспечение. Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.













Тематическое планирование


Раздел програм

мы

п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я среди людей

(14 час)

1-3

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

3


4,5

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

2


6,7

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

2


8-10

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

3


11, 12

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

2


13

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1


14

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1


Речевой этикет

(15 час)

15,16

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2


17, 18

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

2


19, 20

О вежливых словах и их применении.


Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.



2


21 -23

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3


24, 25

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

2


26, 27

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2


28, 29

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

2


Культура поведения

(27 час)

30, 31

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

2


32, 33

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2


34, 35

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

2


36, 37

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

2


38, 39

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

2


40, 41

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

2


42, 43

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

2


44, 45

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

2


46,47

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

2


48, 49






Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

2


50,51

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

2


52, 53

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

2


54

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.

1


55, 56

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

2


В мире сказок

(8 час)

57,58

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2


59- 61

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

3


62- 64

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

3


Итоговые занятия

(2 час)

65, 66

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1


1



6



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее