Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности «Город мастеров» для учащихся 1-4 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта , утверждённого 06.10.2009, №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ и авторской программы «Город мастеров» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2011 г.
Содержательной основой программы являются пособия (тетради для внеурочной деятельности) для 1–4 классов, выпущенные в издательстве «Академкнига/Учебник»: Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 1–4 классы.
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное направление.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».
Цель программы — развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности.
Роль педагога в совместной деятельности предусматривает:
— организацию обсуждения условий предстоящей деятельности и ее результатов, творческий обмен идеями и способами работы;
— оказание помощи детям в распределении работы и подборе материалов;
— демонстрацию и оказание помощи при выполнении сложных технологических операций;
— наблюдение за детьми в ходе работы с опасными инструментами.
Общая характеристика курса
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе выполнения заданий, представленных в тетрадях для внеурочной деятельности; изготовление поделок.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество 135 часов из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Задания составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты предусматривают:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических);
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания образования
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
Формирование информационной грамотности современного школьника;
Развитие коммуникативной компетентности;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием оборудования, технологических операций, форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч)
Дары осени (4ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, надрезание ножницами, сгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии овощей, фруктов и корзин для них. Распределите работу так, чтобы сделать обе поделки.
Животные — часть природы (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, складывание, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию фигурок домашних животных. Они сделаны из сложенной вдвое бумаги. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок.
Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии фигурок диких животных. Они сделаны из двух одинаковых деталей.
Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок.
Растения — часть природы (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию из листьев. Придумайте и сделайте свою аппликацию. Распределите работу между собой.
Снежные загадки (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, складывание, разметка по шаблону, разметка на глаз, надрезание ножницами, сборка деталей, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии снежинок-балерин. Распределите работу между собой и сделайте разноцветные снежинки. С помощью нитки соберите из них новогоднюю гирлянду.
5. Зимующие птицы (3ч)
Оборудование: картон, ножницы, клей-карандаш, подкладной
лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, вырывание, сборка деталей, склеивание.
Задание для обучающихся. Рассмотрите зимующих птиц, сделанных из бумаги. Это галка и сорока. Распределите между собой работу и сделайте поделки.
6. Природа и ее сезонные изменения (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, наклеивание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликации времен года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Выберите одну аппликацию и сделайте ее. Распределите работу между собой.
7. Какие растения весной цвести торопятся (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, разметка по шаблонам, надрезание ножницами, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию цветущих травянистых растений. Это прострел и ветреница. Распределите между собой работу и сделайте аппликации весенних цветов.
8. В лес по ягоды пойдем (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, скатывание, раскрашивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в середине тетради и рассмотри аппликации ягод из мятой бумаги. Это малина, черника и брусника. Выбери одну из композиций и сделай ее.
9. С лукошком за грибами (3ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию съедобных грибов. Распределите работу, сделайте все грибы и составьте композицию.
2 класс
Аист (2 ч)
Оборудование: нитки швейные, ножницы, карандаши цветные, шило, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, раскрашивание, прокалывание шилом, надрезание ножницами, складывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию белого аиста, выполненного из бумаги. Сделай такого аиста для оформления класса ко Дню защиты природы.
Волчок (2 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, шило, зубочистка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию волчка. Сделай такой волчок для классного соревнования «Самый юркий волчок».
Земная группа планет Солнечной системы (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, швейные нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, завязывание узелка, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели земной группы планет Солнечной системы. Рассмотрите рисунок модели, выполненной из цветной бумаги и ниток для школьной выставки.
Сконструируйте модель из бумаги и ниток, распределив работу между собой.
Цепь питания животных (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, раскрашивание, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) аппликацию «Цепь питания животных». Рассмотри ее и выполни. Она пригодится тебе на уроках по окружающему миру.
Правила поведения на природе (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри знаки охраны природы. Они будут необходимы для уроков по окружающему миру. Изготовь их.
Садовые цветы (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, сборка по схеме, складывание, склеивание, составление композиции, наклеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Садовые цветы». Распределите работу по изготовлению цветов для аппликации между собой. Выполните работу.
Комнатные растения (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скатывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией комнатных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
Культурные растения (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией зерновых и овощных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
Новый год (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клейкарандаш, дырокол, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, надрезание, складывание, скатывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри новогодние игрушки (елка, снежинка). Выбери одну из игрушек и подготовь ее для подарка своим родным.
Земноводные и пресмыкающиеся (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, надрезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, надрезание, склеивание, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите рисунки поделок: черепахи, змеи, лягушки.
Распределите поделки между собой и выполните их.
Схема развития цыпленка (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Схема развития цыпленка». Она состоит из четырех фрагментов: «Курица», «Курица, сидящая на яйцах», «Вылупившийся цыпленок», «Подросший цыпленок». Распределите работу между собой и выполните аппликацию. Она потребуется вам на уроках по окружающему миру.
3 класс
Модель глобуса (2 ч)
Оборудование: лист бумаги зеленого цвета, брусок пенопласта, ножницы, макетный нож, карандаши цветные, шило, тонкая спица, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: раскрашивание, вырезание ножницами, прокалывание шилом, вырезание макетным ножом, скручивание, склеивание, сборка модели.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели глобуса, выполненной из бумаги. Распределите работу между собой. Сделайте такую модель для уроков окружающего мира.
Многослойная аппликация «Холмы» (4ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, цветные карандаши, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Холмы». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию.
Модель компаса (2 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, шило, зубочистка, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, скручивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели компаса. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена модель. Сделайте модель для уроков окружающего мира.
Модель термометра (2 ч)
Оборудование: цветной картон, нитки вязальные белого и красного цвета, ножницы, макетный нож, шило, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, рицовка, сгибание, прокалывание шилом, склеивание, связывание узелком.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели термометра из цветного картона. Сделай эту модель для уроков окружающего мира.
Аппликация «облака» (3 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Облака». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
Модель состава воздуха (3 ч)
Оборудование: цветная и чертежная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, фломастер черного цвета, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, продавливание по линии сгиба, сгибание, оклеивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели состава воздуха, выполненную из чертежной и цветной бумаги. Модель состоит из трех частей: «Азот», «Кислород» и «Углекислый газ». Распределите работу между собой и сделайте модель состава воздуха для уроков по окружающему миру.
Аппликация «Этажи леса» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, лист картона форматом А3, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, линейка, клей карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Этажи леса». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
Фигурки животных (3 ч)
Оборудование: бархатная цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографии силуэтов фигурок животных, которые обитают на поле. Сделайте силуэты животных из бархатной бумаги.
Многослойная аппликация «Луг и его обитатели» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Луг и его обитатели». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов.
Сделайте аппликацию.
Многослойная аппликация «Обитатели водоема» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию многослойной аппликации «Обитатели водоема» из бумаги и картона. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
Схема «Лента времени» (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию схемы «Лента времени».
Схема состоит из четырех частей: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены части, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте схему для уроков окружающего мира.
4 класс
Макет древнейшего славянского поселения (4 ч)
Оборудование: бумага серого цвета, тонкий коробочный картон, ножницы, макетный нож, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скручивание, складывание, отгибание, склеивание, надрезание макетным ножом, сборка, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию макета древнейшего славянского поселения, сделанного из бумаги и коробочного картона. Распределите работу между собой, сделайте свой макет для уроков окружающего мира.
Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Животные ледяной зоны». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
Композиция «Жители и обитатели тундры» (4 ч)
Оборудование: картон серого цвета, ножницы, резак, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, рицовка, прорезание резаком, разметка по шаблону, сгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) композицию «Жители и обитатели тундры». Распределите работу между собой. Сделайте свою композицию из картона для уроков окружающего мира.
Фигурки лесных животных (5 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, продавливание по линии сгиба, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок лесных животных. Обратите внимание на цветную бумагу, из которой выполнены фигурки. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их для уроков окружающего мира.
Модульные аппликации из цветов (5 ч)
Оборудование: чертежная и цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модульных аппликаций из цветов. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены аппликации, и на расположение объектов. Выберите понравившуюся вам аппликацию и сделайте ее для украшения класса к родительскому собранию.
Фигурки животных пустыни (4 ч)
Оборудование: серый картон, ножницы, карандаш ТМ, клейкарандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, рицовка, надрезание ножницами, сгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок животных пустыни, выполненных из серого картона. Сделайте фигурки для уроков окружающего мира.
Аппликация «Морские обитатели» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Морские обитатели». Обратите внимание на цвет бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
Матрешки (4 ч)
Оборудование: лоскутки хлопчатобумажной ткани (красной, зеленой, желтой, с цветочным рисунком, белой, светло-коричневой с рисунком и без рисунка), узкая тесьма, ножницы, карандаш 2М, нитки швейные, игла швейная, фломастеры, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор ткани, вырезание ножницами, раскройка по выкройке, складывание, склеивание, сметывание деталей швом «вперед иголка», сшивание деталей швами «строчка» и «через край», потайным швом, набивка деталей, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию матрешек. Обратите внимание на цвет ткани, из которой выполнены матрешки. Сшейте одну из матрешек в подарок.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Город мастеров», 1 кл.,
1 ч в неделю
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1,2,3,4 |
|
| Дары осени | Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, надрезание ножницами, сгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии овощей, фруктов и корзин для них. Распределите работу так, чтобы сделать обе поделки. |
5,6,7,8 |
|
| Животные — часть природы | Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, складывание, отгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию фигурок домашних животных. Они сделаны из сложенной вдвое бумаги. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии фигурок диких животных. Они сделаны из двух одинаковых деталей. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок. |
9,10, 11, 12 |
|
| Растения — часть природы | Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию из листьев. Придумайте и сделайте свою аппликацию. Распределите работу между собой. |
13,14, 15,16 |
|
| Снежные загадки | Оборудование: цветная бумага, нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, складывание, разметка по шаблону, разметка на глаз, надрезание ножницами, сборка деталей, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии снежинок-балерин. Распределите работу между собой и сделайте разноцветные снежинки. С помощью нитки соберите из них новогоднюю гирлянду. |
17,18, 19
|
|
| Зимующие птицы
| Оборудование: картон, ножницы, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, вырывание, сборка деталей, склеивание. Задание для обучающихся. Рассмотрите зимующих птиц, сделанных из бумаги. Это галка и сорока. Распределите между собой работу и сделайте поделки. |
20,21, 22, 23 |
|
| Природа и ее сезонные изменения | Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, наклеивание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликации времен года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Выберите одну аппликацию и сделайте ее. Распределите работу между собой. |
24,25, 26,27 |
|
| Какие растения весной цвести торопятся | Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, разметка по шаблонам, надрезание ножницами, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию цветущих травянистых растений. Это прострел и ветреница. Распределите между собой работу и сделайте аппликации весенних цветов |
28,29, 30 |
|
| В лес по ягоды пойдем | Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей ПВА, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, скатывание, раскрашивание, склеивание. Задание для обучающихся. Найди в середине тетради и рассмотри аппликации ягод из мятой бумаги. Это малина, черника и брусника. Выбери одну из композиций и сделай ее.
|
31, 32, 33 |
|
| С лукошком за грибами | Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию съедобных грибов. Распределите работу, сделайте все грибы и составьте композицию.
|
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Город мастеров», 2 кл.,
1 ч в неделю
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1, 2 |
|
| Аист | Технологические операции: вырезание ножницами, раскрашивание, прокалывание шилом, надрезание ножницами, складывание, склеивание. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию белого аиста, выполненного из бумаги. Сделай такого аиста для оформления класса ко Дню защиты природы. |
3,4 |
|
| Волчок | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, отгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию волчка. Сделай такой волчок для классного соревнования «Самый юркий волчок». |
5,6,7 |
|
| Земная группа планет Солнечной системы | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, завязывание узелка, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели земной группы планет Солнечной системы. Рассмотрите рисунок модели, выполненной из цветной бумаги и ниток для школьной выставки. Сконструируйте модель из бумаги и ниток, распределив работу между собой. |
8,9, 10 |
|
| Цепь питания животных | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, раскрашивание, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) аппликацию «Цепь питания животных». Рассмотри ее и выполни. Она пригодится тебе на уроках по окружающему миру |
11,12, 13,14 |
|
| Правила поведения на природе | Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри знаки охраны природы. Они будут необходимы для уроков по окружающему миру. Изготовь их |
15,16, 17 |
|
| Садовые цветы | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, сборка по схеме, складывание, склеивание, составление композиции, наклеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Садовые цветы». Распределите работу по изготовлению цветов для аппликации между собой. Выполните работу. |
18,19, 20 |
|
| Комнатные растения | Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скатывание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией комнатных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие. |
21,22, 23 |
|
| Культурные растения | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией зерновых и овощных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие. |
24,25, 26,27 |
|
| Новый год | Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, надрезание, складывание, скатывание, склеивание. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри новогодние игрушки (елка, снежинка). Выбери одну из игрушек и подготовь ее для подарка своим родным |
28,29, 30 |
|
| Земноводные и пресмыкающиеся | Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, надрезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, надрезание, склеивание, сборка. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите рисунки поделок: черепахи, змеи, лягушки. Распределите поделки между собой и выполните их. |
31,32, 33,34 |
|
| Схема развития цыпленка | Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Схема развития цыпленка». Она состоит из четырех фрагментов: «Курица», «Курица, сидящая на яйцах», «Вылупившийся цыпленок», «Подросший цыпленок». Распределите работу между собой и выполните аппликацию. Она потребуется вам на уроках по окружающему миру. |
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Город мастеров», 3 кл.,
1 ч в неделю
№ урока п/п | Дата проведения | № урока в теме/Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1,2 |
|
| Модель глобуса
| Технологические операции: раскрашивание, вырезание ножницами, прокалывание шилом, вырезание макетным ножом, скручивание, склеивание, сборка модели. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели глобуса, выполненной из бумаги. Распределите работу между собой. Сделайте такую модель для уроков окружающего мира. |
3,4,5,6 |
|
| Многослойная аппликация «Холмы»
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Холмы». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию. |
7,8 |
|
| Модель компаса
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, скручивание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели компаса. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена модель. Сделайте модель для уроков окружающего мира. |
9,10 |
|
| Модель термометра . | Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, рицовка, сгибание, прокалывание шилом, склеивание, связывание узелком. Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели термометра из цветного картона. Сделай эту модель для уроков окружающего мира. |
11,12,13 |
|
| Аппликация «Облака»
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Облака». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира. |
14,15,16 |
|
| Модель состава воздуха
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, продавливание по линии сгиба, сгибание, оклеивание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели состава воздуха, выполненную из чертежной и цветной бумаги. Модель состоит из трех частей: «Азот», «Кислород» и «Углекислый газ». Распределите работу между собой и сделайте модель состава воздуха для уроков по окружающему миру. |
17,18,19,20 |
|
| Аппликация «Этажи леса»
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Этажи леса». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию. |
21,22,23 |
|
| Фигурки животных
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографии силуэтов фигурок животных, которые обитают на поле. Сделайте силуэты животных из бархатной бумаги. |
24,25,26,27 |
|
| Многослойная аппликация «Луг и его обитатели»
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Луг и его обитатели». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию. |
28,29,30,31 |
|
| Многослойная аппликация «Обитатели водоема»
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию многослойной аппликации «Обитатели водоема» из бумаги и картона. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию. |
32,33,34 |
|
| Схема «Лента времени»
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции, сборка. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию схемы «Лента времени». Схема состоит из четырех частей: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены части, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте схему для уроков окружающего мира. |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Город мастеров», 4 кл.,
1 ч в неделю
№ урока п/п | Дата | № урока в теме/Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1,2,3,4 |
|
| Макет древнейшего славянского поселения
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скручивание, складывание, отгибание, склеивание, надрезание макетным ножом, сборка, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию макета древнейшего славянского поселения, сделанного из бумаги и коробочного картона. Распределите работу между собой, сделайте свой макет для уроков окружающего мира |
5,6,7,8 |
|
| Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны»
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Животные ледяной зоны». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
|
9,10,1112 |
|
| Композиция «Жители и обитатели тундры»
| Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, рицовка, прорезание резаком, разметка по шаблону, сгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) композицию «Жители и обитатели тундры». Распределите работу между собой. Сделайте свою композицию из картона для уроков окружающего мира |
13,14, 15,16, 17 |
|
| Фигурки лесных животных
| Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, продавливание по линии сгиба, отгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок лесных животных. Обратите внимание на цветную бумагу, из которой выполнены фигурки. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их для уроков окружающего мира.
|
18,19, 20,21, 22 |
|
| Модульные аппликации из цветов
| Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модульных аппликаций из цветов. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены аппликации, и на расположение объектов. Выберите понравившуюся вам аппликацию и сделайте ее для украшения класса к родительскому собранию.
|
23,24, 25,26 |
|
| Фигурки животных пустыни мира.
| Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, рицовка, надрезание ножницами, сгибание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок животных пустыни, выполненных из серого картона. Сделайте фигурки для уроков окружающего |
27,28, 29,30 |
|
| Аппликация «Морские обитатели» .
| Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Морские обитатели». Обратите внимание на цвет бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира |
31,32, 33,34 |
|
| Матрешки
| Технологические операции: подбор ткани, вырезание ножницами, раскройка по выкройке, складывание, склеивание, сметывание деталей швом «вперед иголка», сшивание деталей швами «строчка» и «через край», потайным швом, набивка деталей, приклеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию матрешек. Обратите внимание на цвет ткани, из которой выполнены матрешки. Сшейте одну из матрешек в подарок. |
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 3 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 4 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебное оборудование
Компьютер, проектор, экран.
Учебные пособия на печатной основе.