Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе""

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки








Рабочая программа внеурочной деятельности


Название внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Название программы: Программа « Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе 2-4 классы». Авторы: Н.П. Кузнецова, Е.М. Петрова,Л.Н. Новикова, Н.А. Костенко, Е.Н. Бурылова. Программа общеобразовательных учреждений : Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе.- М.: Астрель, 2012

Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности : кружок

Возраст школьников: 8-9 лет

Рабочую программу составила:_____________________________.

подпись расшифровка подписи

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

коммуникативные:

—понимать высказывания других,

—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,

—приводить аргументы

исследовательские:

—формулировать исследовательские вопросы,

—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод

ством учителя)

навыки самоорганизации:

—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия

социальные:

—принимать на себя ответственность за выполнения дела,

—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,

—выстраивать позитивную работу в группе.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.

Цель программы:

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;

— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;

— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;

—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.

Задачи программы:

—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Виды работ:

—экскурсии;

—поисковая и аналитическая работа с информацией;

—дебаты, дискуссии;

—ролевые игры;

—музыкальные концерты;

—театральные постановки;

—наблюдения;

—интервьюирование;

—подготовка и представление презентаций.

Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей».

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на III ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Проектно-исследовательская работа.

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,

формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,

определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение

информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word

(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint

(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.

Темы проектно-исследовательской деятельности:

- Великие имена в названиях улиц

  • История названий улиц Москвы

  • Писатели

  • Учёные

  • Полководцы и солдаты, лётчики и космонавты

  • Меценаты

  • Спортсмены


Распределение количества часов по разделам


№ п/п


Раздел учебного курса


Количество часов

По авторской программе

По рабочей программе

1.

Введение.

1ч.

1ч.

2.

Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности

12 ч.

12ч.

3.

Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп.

21 ч.

21 ч.

4.

Раздел 3. Творческая работа

20 ч.

20 ч.

5.

Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы

14 ч.

14 ч.

6.

Резерв

0ч.

2ч.


Итого:

68 часов

70 часов






  1. Тематическое планирование


№ п/п


Тема урока.

Количество

часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности.

12 ч.






1.

Введение. Знакомство с темой.

1.



2

Мы юные исследователи. Научные исследования и наша жизнь.

1



3

Что можно исследовать?

1



4

Как можно исследовать?

1



5

Сбор информации о том, что уже известно по данной теме.

1



6-7

Формулирование темы.

2



8

Постановка исследовательского опроса.

1



9

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1



10-11

Определение предмета и объекта исследования.

2



12

Какими могут быть проекты?

1



13

Составление плана работы.

1




Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп.

21 ч.



14-15

Поисково-собирательная работа в районной библиотеке. Работа с каталогами.

2



16-17

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Анализ прочитанной литературы.

2



18-19

Поисково - собирательная работа в музеях (школьном, районном)

2



20-21

Исследование объектов.

2



22-23

Основные логические операции

2



24-25

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2



26-29

Подготовка и проведение анкетирования или интервьюирования.

4



30-33

Обработка собранного материала, обсуждение итогов работы, планирование работы по оформлению результатов для публичного представления. Оформление работы.

4



34

Итоговое занятие по теме: «Поисково-исследовательская работа».

1




Раздел 3. Творческая работа

20 ч.



35-40

Работа в компьютерном классе. Учимся готовить презентацию.

6



41-46

Реализация творческой работы.

6



47-48

Мини конференция по итогам собственных исследований

2



49-53

Проведение творческих дел.

5



54

Анализ исследовательской деятельности.

1




Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы

14 ч.



55-63

Подготовка общего презентационного мероприятия.

9



64-67

Проведение презентационного мероприятия.

4



68

Подведение итогов проектно-исследовательской работы

1



69-70

Резерв:

2 ч.




Итого:

  1. часов









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее