Рабочая программа внеурочной деятельности Название внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» Название программы: Программа « Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе 2-4 классы». Авторы: Н.П. Кузнецова, Е.М. Петрова,Л.Н. Новикова, Н.А. Костенко, Е.Н. Бурылова. Программа общеобразовательных учреждений : Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе.- М.: Астрель, 2012 Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа. Направление развития личности: общеинтеллектуальное Вид внеурочной деятельности : кружок Возраст школьников: 8-9 лет Рабочую программу составила:_____________________________. подпись расшифровка подписи |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны научиться:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
коммуникативные:
—понимать высказывания других,
—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,
—приводить аргументы
исследовательские:
—формулировать исследовательские вопросы,
—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод
ством учителя)
навыки самоорганизации:
—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия
социальные:
—принимать на себя ответственность за выполнения дела,
—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,
—выстраивать позитивную работу в группе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
—экскурсии;
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—дебаты, дискуссии;
—ролевые игры;
—музыкальные концерты;
—театральные постановки;
—наблюдения;
—интервьюирование;
—подготовка и представление презентаций.
Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей».
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на III ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Проектно-исследовательская работа.
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,
формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение
информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word
(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Темы проектно-исследовательской деятельности:
- Великие имена в названиях улиц
История названий улиц Москвы
Писатели
Учёные
Полководцы и солдаты, лётчики и космонавты
Меценаты
Спортсмены
Распределение количества часов по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса
| Количество часов | |
По авторской программе | По рабочей программе | ||
1. | Введение. | 1ч. | 1ч. |
2. | Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности | 12 ч. | 12ч. |
3. | Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп. | 21 ч. | 21 ч. |
4. | Раздел 3. Творческая работа | 20 ч. | 20 ч. |
5. | Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы | 14 ч. | 14 ч. |
6. | Резерв | 0ч. | 2ч. |
| Итого: | 68 часов | 70 часов |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | |||
По плану | Фактически | |||||
Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности. | 12 ч. |
|
| |||
|
|
| ||||
1. | Введение. Знакомство с темой. | 1. |
|
| ||
2 | Мы юные исследователи. Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
|
| ||
3 | Что можно исследовать? | 1 |
|
| ||
4 | Как можно исследовать? | 1 |
|
| ||
5 | Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. | 1 |
|
| ||
6-7 | Формулирование темы. | 2 |
|
| ||
8 | Постановка исследовательского опроса. | 1 |
|
| ||
9 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 |
|
| ||
10-11 | Определение предмета и объекта исследования. | 2 |
|
| ||
12 | Какими могут быть проекты? | 1 |
|
| ||
13 | Составление плана работы. | 1 |
|
| ||
| Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп. | 21 ч. |
|
| ||
14-15 | Поисково-собирательная работа в районной библиотеке. Работа с каталогами. | 2 |
|
| ||
16-17 | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. | 2 |
|
| ||
18-19 | Поисково - собирательная работа в музеях (школьном, районном) | 2 |
|
| ||
20-21 | Исследование объектов. | 2 |
|
| ||
22-23 | Основные логические операции | 2 |
|
| ||
24-25 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
|
| ||
26-29 | Подготовка и проведение анкетирования или интервьюирования. | 4 |
|
| ||
30-33 | Обработка собранного материала, обсуждение итогов работы, планирование работы по оформлению результатов для публичного представления. Оформление работы. | 4 |
|
| ||
34 | Итоговое занятие по теме: «Поисково-исследовательская работа». | 1 |
|
| ||
| Раздел 3. Творческая работа | 20 ч. |
|
| ||
35-40 | Работа в компьютерном классе. Учимся готовить презентацию. | 6 |
|
| ||
41-46 | Реализация творческой работы. | 6 |
|
| ||
47-48 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 2 |
|
| ||
49-53 | Проведение творческих дел. | 5 |
|
| ||
54 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
|
| ||
| Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы | 14 ч. |
|
| ||
55-63 | Подготовка общего презентационного мероприятия. | 9 |
|
| ||
64-67 | Проведение презентационного мероприятия. | 4 |
|
| ||
68 | Подведение итогов проектно-исследовательской работы | 1 |
|
| ||
69-70 | Резерв: | 2 ч. |
|
| ||
| Итого: |
|
|
| ||
|
|
|
|
|