Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование внеурочной деятельности: Культура здоровья Класс: Уровень общего образования:начальное Учитель Срок реализации программы :1 год 201 -201 учебный год Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час. Название программы: Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова – Ульяновск: УлГУ2011 Направление развития личности: спортивно-оздоровительное Вид внеурочной деятельности: кружок Возраст школьников: 8-9 лет Разработчик программы, должность: учитель_начальных классов подпись расшифровка подписи
|
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на внеурочной деятельности
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в дополнительной литературе, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлении.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности. Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области и рекомендована Министерством образования Ульяновской области в 2011 году.
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Программа состоит из семи разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ-зависимостей; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья. Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
При реализации программы, используются следующие принципы: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель.
Содержание внеурочной деятельности направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | факти- чески | |||
|
| 8 |
|
|
1. | Здоровье. Здоровый образ жизни. | 1 |
|
|
2. | Непереносимость отдельных продуктов и блюд. | 1 |
|
|
3. | Традиции приема пищи в разных странах. | 1 |
|
|
4. | Традиции приема пищи в разных странах. | 1 |
|
|
5-6. | Личное отношение к хорошей физической форме. | 2 |
|
|
7. | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 |
|
|
8. | Представление об иммунитете. | 1 |
|
|
|
| 6 |
|
|
9. | Здоровье и болезнь. | 1 |
|
|
10. | Гуманное отношение к физическим недостаткам. | 1 |
|
|
11-12. | Мои сильные стороны. | 2 |
|
|
13-14. | Как эмоции других влияют на нас. | 2 |
|
|
|
| 6 |
|
|
15-17. | Поведение на улице и в общественных местах. | 3 |
|
|
18-20. | Правила поведения с незнакомыми людьми. | 3 |
|
|
|
| 8 |
|
|
21-23. | Безопасное поведение в экстремальных ситуациях. | 3 |
|
|
24-25. | Поведение в городе, деревне. | 2 |
|
|
26-27. | Общение с незнакомыми людьми. | 2 |
|
|
28. | Экскурсия на тему" Безопасное поведение на улице". | 1 |
|
|
|
| 7 |
|
|
29-30. | Информация о структуре семьи. Потребности и обязанности членов семьи. | 2 |
|
|
31-32. | Обязанности членов семьи. | 2 |
|
|
33. | Отличия семьи от других социальных институтов. | 1 |
|
|
34 | Обобщение материала. Защита проекта «Моя семья» | 1 |
|
|
35 | Резервное занятие | 1 |
|
|