«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества" 1-4 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



1. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЯ ЗАПИСКА

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре», традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается фор­мирование любви к родной земле, гордости за принадлеж­ность к казачьему роду.

Программа «История и культура ку­банского казачества» предназначена как для детей, обу­чающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ, так и в учебных группах для учащихся 6-7 лет первого года обучения соответствующе­го профиля в учреждениях дополнительного образования детей. Программа по истории и культу­ре кубанского казачества является первой ступенью ком­плексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества.


Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-­патриотического воспитания.

Задачи, решаемые данной программой:

- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

- ознакомление с основными историческими вехами ку­банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

- развитие творческих способностей у детей;

- воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

- формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Особенностью построения данной программы являет­ся то, что в течение 4-х лет учащиеся поступательно будут изучать темы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубан­ского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включённости в жизнь страны форми­руется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объём учебного времени, отводимого на изучение в 1-4 классе – 1 час в неделю, 33- в 1-м классе, 34 часа во 2-4-м классе, в году, всего 135часа.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, урок-заочная экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, практический урок, занятие-праздник. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения на­целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений,практические работы, организация внеклассных мероприятий), а занятия третьего года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель­ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчёт о работе проходит в форме встреч, открытых заня­тий, конкурсов, фестивалей, внеклассных мероприятий, выставок, тестировании, создании проектных работ и т.п.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Результаты первого уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к истории кубанского казачества и творческой деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачест­ва, особенностям проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Результаты второго уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • рассказывать о выдающихся кубанских атаманах ;

  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • реконструировать основные праздничные обряды.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.


Результаты третьего уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнять исследовательский проект на тему «История кубанского казачества».

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- формировать собственное мнение и позицию



ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯУЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачест­ва;

  • особенности проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков;

  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

  • уклад жизни, особенности численного состава и распре­деления обязанностей традиционной казачьей семьи;

  • основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления от­дельных изделий;

  • основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;

  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

  • основы духовной жизни кубанских казаков;

  • структуру и направления деятельности Кубанского ка­зачьего войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии
    с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»;

  • реконструировать основные праздничные обряды;

  • рассказать о своём казачьем роде;

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.

5.ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ




Наименование разделов

Всего часов

Класс

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

2

3

4











Теоретические


Теоретические

Практические

Теоретические

Практические

Теоретические

Практические

Теоретические

Практические


1

Вводное занятие

4

1

-

1

-

1

-

1

-

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний.

Обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2

Традиционная культура кубанских казаков

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Знать различные фольклорныеформы кубанского казачества.

Иметь представление об особенностях проведения

обрядовых праздников кубанских

казаков.

Уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества.

Уметь реконструировать основные праздничные обряды

Знакомиться с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (напримере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).

Заниматься поиском обрядового фольклора, уметь оформить и представить найденную информацию

Оказывать помощь своим товарищам

Проводить взаимоконтроль

3

История моей казачьей семьи

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Знать историю своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников.

Иметь представление об укладе жизни, особенностях численного состава и распределения обязанностей в традиционной казачьей семье.

Изучать декоративно-прикладное искусство Кубани и собирать информацию о лучших работах мастеров декоративно-прикладного искусства.

Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

рассказать о своём казачьем роде

Уметь работать в группах, проявлять взаимопомощь и взаимоподдержку

Оценивать свои умения и проводить самоанализ


4

Труд и быт казаков на Кубани

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Прослеживать связь поведения , моральных норм и этических требований в казачьей семье и обществе

Знатьраспределение домашних обязанностей в казачьей семье

Понимать содержание казачьих заповедей.

Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению.

Иметь представление о строительстве, строительных материалах и устройстве жилища.

Уметь работать в группах, проявлять взаимоподдержку

Оценивать свои умения и проводить самоанализ


5

Декоративно-прикладное искусство

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Изучать декоративно-прикладное искусство Кубани и собирать информацию о лучших работах мастеров декоративно-прикладного искусства.

Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

Знать основные виды ремёсел, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологических особенностей изготовления отдельных изделий.

Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ремесел

6

Памятники истории кубанского казачества

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Знать основные памятныесооружения, связанные

с историей и культурой кубанского казачества.

Выполнять исследовательские работы

казачества.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.


7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

16

3

1

3

1

1

3

1

3

Знать памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества.

Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Знать историю создания кубанского казачьего войска, основные даты и события


8

Православие и казачество

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Понимать основы духовной жизни кубанских казаков.

Находить сведения о православных праздниках России, познакомить с православным праздником — Рождеством.

Подготавливать небольшие сообщения о православных традициях казачества.

Ориентироваться в средствах поиска информации


9

Казак-патриот

15

2

1

2

2

2

2

2

2

Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.

Знать историю формирования кубанского казачества

Воспитывать патриотизм и гордость за свою малую Родину и свой народ

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

6

-

1

-

1

-

1

-

1

Находить необходимую информацию для проведения практического занятия и мероприятий

Уметь работать в группах, проводить взаимоконтроль и взаимооценку.


Всего

135

18

15

18

16

16

18

16

18




6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанно­сти и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образ­цы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодар­ском крае.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православная вера основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 8. Казак - патриот

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

2-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Рас­пределение обязанностей в семье.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Об­устройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Памятники казакам - защитникам Родины.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покро­ва Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 8. Казак - патриот

Нравственные качества основа патриотизма кубан­ского казака. Юные казаки будущие защитники родной земли. Казачья честь.

3-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Родословная семьи. Генеалогическое древо. История се­мьи в истории родной Кубани.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Основные достопримечательности, памятники каза­чьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие», послужившее основанием для па­мятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православный войсковой собор - храм Святого бла­говерного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Кожи и православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.

Раздел 8. Казак — патриот

Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар - казачья станица.

4-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание маль­чиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских каза­ков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного ис­кусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

- С учётом усложнения задания по сравнению с 3-м классом.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе». Православные праздники.

Раздел 8. Казак - патриот

Доблесть казаком. Кубанские» казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.




7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Список учебно-методической литературы

  1. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, – 28 с.: карт. 2014

  2. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 192 с.

  3. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

  4. Родная Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008 – 216 с.: ил.

  5. Терская И.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. 3-е изд., 2008 – 148 с.: ил., карт.

  6. Трёхбратов Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в.: Учебник для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений, 2008 – 108 с.: ил.

  7. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. Конец XVIII – ХIХ в. 8 кл., 2007 – 144 с.: ил.

  8. Занимательное краеведение :В.И. Борисов Кубанское книжное издание, Краснодарское региональное отделение русского географического общества, Краснодар 2005

  9. Музыка кубани: Е.В. Покладова; Традиции, Краснодар 2011

  10. Морозкина Г.А. «История земли Белореченской». ГУРИПП «Адыгея», 2004.

  11. В.Н. Ратушняк : История Кубани в датах , событиях, фактах, 2010

  12. Н.И. Бондарь, С.А. Жиганова : Фольклор и этнография Кубани; « Традиция», 2009г.

  13. Н.В. Ситдикова: Моя Кубань; изд. «Баро-пресс», 2006

  14. Е.Г. Вакуленко: Народные мастера Кубани ; « Традиции», 2009

  15. В.Н. Ратушняк: История кубанского казачества; Краснодар « Традиция», 2013

  16. Е.Г.Вакуленко: Народная культура кубанских казаков; Краснодар « Традиция», 2012

  17. Н.И. Бондарь: Календарные праздники и обряды кубанского казачества; Краснодар « Традиция», 2012

  18. Кубанские казаки. Фотоальбом: Краснодар Кубан.кн.из. 2009

  19. Н.А. Гангур: Материальная культура кубанского казачества: ; Краснодар « Традиция», 2009

  20. Ю.Бузун: Кубанское казачества в годы первой мировой войны; Краснодар « Традиция», 2014

  21. Н.А.Корсакова, Б.Е.Фролов: Регалии и реликвии кубанского казачьего войска; Краснодар « Традиция», 2012



Таблицы.

  1. Карта Краснодарского края и РА, физ. (120х120, М 1:400 000), 2008

  2. Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4 л., А-3), 2008.

  3. Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон).



Экранно-звуковые пособия.

  1. Видеофильм «История Кубани».

Технические средства обучения.

  1. Телевизор

  2. DVD и CD- проигрыватель

  3. Автоматизированное рабочее место учителя.

  4. Колонки к ПК.

  5. ПК

Цифровые и электронно- образовательные ресурсы.



  1. Фильм «История Кубани с древнейших времен и до наших дней»

  2. СД диск « Песни народов Кубани»

  3. СД диски « 5 мультимедийных уроков по курсу Кубановедение»

  4. ИУП « Кубановедение»

  5. Сборник презентационных работ


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественно-научного

цикла

от 31 августа 2018 г. №__

______________________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ 68

________ Антипова К.Р.

31 августа 2018 г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее