1. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЯ ЗАПИСКА
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре», традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Программа «История и культура кубанского казачества» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ, так и в учебных группах для учащихся 6-7 лет первого года обучения соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования детей. Программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей у детей;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет учащиеся поступательно будут изучать темы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объём учебного времени, отводимого на изучение в 1-4 классе – 1 час в неделю, 33- в 1-м классе, 34 часа во 2-4-м классе, в году, всего 135часа.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, урок-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, практический урок, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений,практические работы, организация внеклассных мероприятий), а занятия третьего года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Отчёт о работе проходит в форме встреч, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, внеклассных мероприятий, выставок, тестировании, создании проектных работ и т.п.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты первого уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к истории кубанского казачества и творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачества, особенностям проведения обрядовых праздников кубанских казаков.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
рассказывать о выдающихся кубанских атаманах ;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
реконструировать основные праздничные обряды.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Результаты третьего уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнять исследовательский проект на тему «История кубанского казачества».
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- развивать художественный вкус и критическое мышление.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- формировать собственное мнение и позицию
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯУЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
Знать/понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии
с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»;
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.
5.ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
| Наименование разделов | Всего часов | Класс | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
| Теоретические Теоретические | Практические | Теоретические | Практические | Теоретические | Практические | Теоретические | Практические | | |
1 | Вводное занятие | 4 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний. Обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Знать различные фольклорныеформы кубанского казачества. Иметь представление об особенностях проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. Уметь реконструировать основные праздничные обряды Знакомиться с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (напримере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен). Заниматься поиском обрядового фольклора, уметь оформить и представить найденную информацию Оказывать помощь своим товарищам Проводить взаимоконтроль | |
3 | История моей казачьей семьи | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Знать историю своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников. Иметь представление об укладе жизни, особенностях численного состава и распределения обязанностей в традиционной казачьей семье. Изучать декоративно-прикладное искусство Кубани и собирать информацию о лучших работах мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. рассказать о своём казачьем роде Уметь работать в группах, проявлять взаимопомощь и взаимоподдержку Оценивать свои умения и проводить самоанализ
| |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Прослеживать связь поведения , моральных норм и этических требований в казачьей семье и обществе Знатьраспределение домашних обязанностей в казачьей семье Понимать содержание казачьих заповедей. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Иметь представление о строительстве, строительных материалах и устройстве жилища. Уметь работать в группах, проявлять взаимоподдержку Оценивать свои умения и проводить самоанализ
| |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Изучать декоративно-прикладное искусство Кубани и собирать информацию о лучших работах мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. Знать основные виды ремёсел, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологических особенностей изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ремесел | |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Знать основные памятныесооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Выполнять исследовательские работы казачества. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
| |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 16 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | Знать памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Знать историю создания кубанского казачьего войска, основные даты и события
| |
8 | Православие и казачество | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить сведения о православных праздниках России, познакомить с православным праздником — Рождеством. Подготавливать небольшие сообщения о православных традициях казачества. Ориентироваться в средствах поиска информации
| |
9 | Казак-патриот | 15 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества. Знать историю формирования кубанского казачества Воспитывать патриотизм и гордость за свою малую Родину и свой народ | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 6 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | Находить необходимую информацию для проведения практического занятия и мероприятий Уметь работать в группах, проводить взаимоконтроль и взаимооценку. | |
| Всего | 135 | 18 | 15 | 18 | 16 | 16 | 18 | 16 | 18 |
|
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православная вера основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак - патриот
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Памятники казакам - защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак - патриот
Нравственные качества основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки будущие защитники родной земли. Казачья честь.
3-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие», послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Кожи и православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот
Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар - казачья станица.
4-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
- С учётом усложнения задания по сравнению с 3-м классом.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе». Православные праздники.
Раздел 8. Казак - патриот
Доблесть казаком. Кубанские» казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список учебно-методической литературы
История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, – 28 с.: карт. 2014
Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 192 с.
Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.
Родная Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008 – 216 с.: ил.
Терская И.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. 3-е изд., 2008 – 148 с.: ил., карт.
Трёхбратов Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в.: Учебник для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений, 2008 – 108 с.: ил.
Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. Конец XVIII – ХIХ в. 8 кл., 2007 – 144 с.: ил.
Занимательное краеведение :В.И. Борисов Кубанское книжное издание, Краснодарское региональное отделение русского географического общества, Краснодар 2005
Музыка кубани: Е.В. Покладова; Традиции, Краснодар 2011
Морозкина Г.А. «История земли Белореченской». ГУРИПП «Адыгея», 2004.
В.Н. Ратушняк : История Кубани в датах , событиях, фактах, 2010
Н.И. Бондарь, С.А. Жиганова : Фольклор и этнография Кубани; « Традиция», 2009г.
Н.В. Ситдикова: Моя Кубань; изд. «Баро-пресс», 2006
Е.Г. Вакуленко: Народные мастера Кубани ; « Традиции», 2009
В.Н. Ратушняк: История кубанского казачества; Краснодар « Традиция», 2013
Е.Г.Вакуленко: Народная культура кубанских казаков; Краснодар « Традиция», 2012
Н.И. Бондарь: Календарные праздники и обряды кубанского казачества; Краснодар « Традиция», 2012
Кубанские казаки. Фотоальбом: Краснодар Кубан.кн.из. 2009
Н.А. Гангур: Материальная культура кубанского казачества: ; Краснодар « Традиция», 2009
Ю.Бузун: Кубанское казачества в годы первой мировой войны; Краснодар « Традиция», 2014
Н.А.Корсакова, Б.Е.Фролов: Регалии и реликвии кубанского казачьего войска; Краснодар « Традиция», 2012
Таблицы.
Карта Краснодарского края и РА, физ. (120х120, М 1:400 000), 2008
Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4 л., А-3), 2008.
Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон).
Экранно-звуковые пособия.
Видеофильм «История Кубани».
Технические средства обучения.
Телевизор
DVD и CD- проигрыватель
Автоматизированное рабочее место учителя.
Колонки к ПК.
ПК
Цифровые и электронно- образовательные ресурсы.
Фильм «История Кубани с древнейших времен и до наших дней»
СД диск « Песни народов Кубани»
СД диски « 5 мультимедийных уроков по курсу Кубановедение»
ИУП « Кубановедение»
Сборник презентационных работ
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла от 31 августа 2018 г. №__ ______________________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ 68 ________ Антипова К.Р. 31 августа 2018 г. |