муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Апатиты
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты
________________И.Х.Бадамшин
«___»_____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Уроки нравственности»
2017-2018 учебный год
для обучающихся 7А класса
Составитель: Т.В. Самутина
Апатиты
2017
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в МБОУ СОШ №10 г. Апатиты Мурманской области разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и рассчитана на 31 час внеурочной деятельности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция).
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени основного общего образования.
2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.
3.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
4.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования».
Актуальность программы
Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.
Новизна программы профилактического воспитания «Ступени роста» состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:
когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;
эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;
поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).
Программа состоит из четырех ступеней, связанных между собой логикой формирования личности, способной жить в согласии с окружающим миром:
Познаем себя;
Моя семья;
Толерантность. Счастье общения;
Я – гражданин.
Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:
Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;
Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности;
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации;
Отечество – уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Значимость программы профилактического воспитания «Ступени роста» заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина; рекомендуется для учащихся 7 классов общеобразовательных школ, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы.
Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.
Задачи:формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа:
знание;
отношение;
деятельность.
У школьников необходимо создать опыт социального группового и индивидуального поведения - опыт совместного анализа, совместного решения проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих интересов. Моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.
Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том , что в процессе занятий у подростка формируются следующие способности:
способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
развитое умение общаться;
осознание ответственности за свои мысли и поступки; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию;
Обоснование отбора содержания
Основное содержание программы «Ступени роста» составлено с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 7классов и в соответствии с положением о конкурсе вариативных программ по профилактике наркомании и пропаганде семейного благополучия.
Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:
принцип персонификации высказываний (отказ от безличных речевых форм);
принцип акцентирования языка (акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния);
принцип активности;
принцип доверительного общения.
Основные формы проведения классных часов:
дебаты;
ролевые игры;
тренинги;
дискуссии;
индивидуальные и групповые проекты.
Необходимые условия для реализации данной программы:
личность учителя, осознающего важность духовного развития учащихся;
взаимопонимание учителя и родителей;
взаимоуважение учителя и ребенка;
совместный поиск учителя и учащихся;
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы
Пояснительная записка к программе
Методические разработки занятий.
Учебные презентации по некоторым темам.
Раздаточный материал:
задания для индивидуальной, парной и групповой работы.
Материально-техническое оснащение программы
Средства обучения:
1.Компьютер
2.Проектор
3. Интернет-ресурсы.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы учащийся должен знать:
особенности конфликта и пути выхода из него;
значение самовоспитания и самосовершенствования;
основные правила морали и этикета; основные правила диалога.
Должен уметь:
применять на практике правила поведения;
знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы занятий | Время на изучение | Формы и виды учебной деятельности |
1. | Познаем себя | 7 часов | Беседы Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
|
|
|
|
2. | Моя семья | 10 часов | Беседы Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
3. | Толерантность. Счастье общения | 7 часов | Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
4. | Я - гражданин | 7 часов | Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
| ИТОГО | 31 час |
|
Календарно-тематическое планирование
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
Наименование разделов, тем | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Практика | ||
| Раздел I. «Познаем себя» | 7 | 3
| 4 |
1 | Пять минут наедине с собой | 1 |
1 |
|
2 | Настоящий ли я друг? | 1 | 1
|
|
3 | Интервью с самим собой | 1 |
| 1 |
4 | Расскажи мне обо мне | 1 |
| 1 |
5 | Я в мире людей | 1 | 1 |
|
6 | Как отказать и не потерять друзей | 1 |
| 1 |
7 | Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других | 1 |
| 1 |
| Раздел П. «Моя семья. Без корня и полынь не растет» | 10 | 4 | 6 |
8 | Род, семья, я. | 1 | 1 |
|
9 | Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи | 1 |
| 1 |
10 | Моя родословная | 1 |
| 1 |
11 | Моя родословная | 1 | 1 |
|
12 | Династии | 1 |
| 1 |
13 | Семейные истории | 1 |
| 1 |
14 | Повесть семейного фотоальбома | 1 | 1 |
|
15 | Повесть семейного фотоальбома | 1 |
| 1 |
16 | Конфликт поколений | 1 | 1 |
|
17 | Конфликт поколений | 1 |
| 1 |
| Раздел Ш. «Толерантность. Счастье общения» | 8 | 4 | 4 |
18 | Исследование уровня толерантности | 1 | 1 |
|
19 | Исследование уровня толерантности |
|
| 1 |
20 | Путешествие на воздушном шаре | 1 |
| 1 |
21 | Способы общения | 1 | 1 |
|
22 | Ты, он, я – вместе дружная семья | 1 |
| 1 |
23 | Конфликт – неизбежность или… | 1 | 1 |
|
24 | Да, он виновен, но заслуживает снисхождения… | 1 |
| 1 |
25 | Национальное многоцветие – духовное богатство России | 1 | 1 |
|
| Раздел IV. «Я - гражданин» | 10 | 4 | 6 |
26 | Я и мой город | 1 |
| 1 |
27 | Я и мой город | 1 |
| 1 |
28 | Человек – это звучит гордо | 1 | 1 |
|
29 | Я и жизнь | 1 | 1 |
|
30 | Соблазнов в мире много – жизнь одна | 1 | 1 |
|
31 | Мораль и нравственность – знак равенства? | 1 |
| 1 |
32 | Ценности трех поколений | 1 | 1 |
|
33 | Ценности трех поколений |
|
| 1 |
34 | Итоговое занятие. Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг) | 1 |
| 1 |
| Итого | 34 | 14 | 17 |
Тематическое планирование программы.
Программа состоит из четырех разделов:
Познаем себя;
Моя семья;
Толерантность. Счастье общения;
Я – гражданин.
Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».
Первая ступень «Познаем себя»
Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Задачи:
формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;
развивать навыки здорового образа жизни;
воспитывать
Прогнозируемый результат:
стремление к самопознанию, самовоспитанию;
умение заботиться о своем здоровье;
высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
Содержание деятельности:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
| Теоретические занятия | Практические занятия | |||||
| Беседа | Показ видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час- практикум | Дискуссия | Всего |
7 класс | |||||||
Пять минут наедине с собой | + |
|
|
|
|
| 1 |
Настоящий ли я друг? |
|
|
|
|
| + | 1 |
Интервью с самим собой |
|
|
| + |
|
| 1 |
Расскажи мне обо мне |
|
| + |
|
|
| 1 |
Я в мире людей |
|
|
|
| + |
| 1 |
Как отказать и не потерять друзей |
|
|
|
|
| + | 1 |
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других |
|
|
|
| + |
| 1 |
Итого |
|
|
|
|
|
| 7 |
Аппарат контроля.
Анкета «Мои потребности»
Прочти утверждения и выбери те из них, которые выражают твои потребности.
Я ХОЧУ…
- чтобы меня уважали, ценили;
- построить хороший дом, купить машину;
- иметь свое дело, заняться бизнесом;
- стать руководителем;
- хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью;
- воспитать хороших детей;
- иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом;
- иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями;
- быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.
Запиши их в фигуре.
Расположи свои потребности согласно иерархии жизненных ценностей:
потребность в самовыражении (желание реализовать себя);
познавательные потребности;
духовные потребности;
социальные потребности (общение с людьми, создание семьи);
материальные потребности;
потребность в признании (занять достойное место в обществе).
Рефлексия
Какие потребности у тебя наиболее ярко выражены?
Если бы тебя ограничили в выборе только одной потребности, предпочтение какой из них ты бы отдал?
Вторая ступень «Моя семья»
Без корня и полынь не растет
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
развивать познавательную активность;
воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
Прогнозируемый результат:
убежденность в приоритетах семейных ценностей;
умение заботиться о близких и родных;
способность сопереживать, умение понять и простить.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | |||||||
| Теоретические занятия | Практические занятия | ||||||
| Беседа | Показ видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час- практикум | Дискуссия | Всего | |
7 класс | ||||||||
Род, семья, я. Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи | + |
|
|
| + |
| 1 1 | |
Моя родословная |
|
| + |
|
|
| 2 | |
Династии | + |
|
|
|
|
| 1 | |
Семейные истории |
|
| + |
|
|
| 1 | |
Повесть семейного фотоальбома |
|
| + |
|
|
| 2 | |
Конфликт поколений |
|
|
|
|
| + | 2 | |
Итого |
|
|
|
|
|
| 10 |
Аппарат контроля.
Молекула ролей.
Каждый человек выполняет в жизни разные социальные роли. Запиши в центральном круге свое имя, а в остальных – свои роли.
Самоанализ:
Какие из этих ролей удаются тебе особенно хорошо, и ты гордишься ими?
Над какими необходимо поработать?
Какую роль ты считаешь самой важной для себя?
Подумай и напиши, что тебе необходимо сделать, чтобы изменить себя, свое отношение к людям?
Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»
Испытание на мужество человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей
Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.
Задачи:
формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;
развивать культуру общения;
воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.
Прогнозируемый результат:
позитивное отношение к окружающим;
осознание роли личности в развитии общества;
осознание ответственности за свои мысли и поступки.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||||
Беседа | Показ видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час- практикум | Дискуссия | Всего | |
7 класс | |||||||
Исследование уровня толерантности | + | + |
| + |
|
| 1 |
Путешествие на воздушном шаре |
|
|
|
| + | + | 1 |
Способы общения | + |
|
|
|
|
| 1 |
Ты, он, я – вместе дружная семья |
|
|
|
| + |
| 1 |
Конфликт – неизбежность или… |
|
|
|
|
| + | 1 |
Да, он виновен, но заслуживает снисхождения… |
|
| + |
|
|
| 1 |
Национальное многоцветие – духовное богатство России | + |
| + |
|
|
| 1 |
ИТОГО |
|
|
|
|
|
| 7 |
Аппарат контроля.
1 Анкета «Являюсь ли я толерантной личностью»?
Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые у тебя наименее выражены.
В колонке «В» поставь знак «+» напротив тех трех черт, которые, на твой взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
№ п/п | Черты толерантной личности | Колонка «А» | Колонка «В» |
1 | Расположенность к другим |
|
|
2 | Снисходительность |
|
|
3 | Терпение |
|
|
4 | Чувство юмора |
|
|
5 | Чуткость |
|
|
6 | Доверие |
|
|
7 | Альтруизм |
|
|
8 | Терпимость к различиям |
|
|
9 | Умение владеть собой |
|
|
10 | Доброжелательность |
|
|
11 | Умение не осуждать других |
|
|
12 | Гуманизм |
|
|
13 | Умение слушать |
|
|
14 | Любознательность |
|
|
15 | Способность к сопереживанию |
|
|
Рефлексия
Сравни свои представления о себе с портретом толерантной личности.
Рефлексия
Проследи, всегда ли тебе удается проявлять толерантность в общении.
Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты толерантная личность.
Запиши те качества толерантной личности, которые ты хотел развивать в себе в первую очередь, и объясни, почему это необходимо.
Четвертая ступень «Я - гражданин»
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей: доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.
Задачи:
создать условия для формирования у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
развивать социальную активность учащихся;
воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.
Прогнозируемый результат:
развитое умение общаться;
способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||||
Беседа | Показ видеофильмов | Турнир ораторов | Тренинг | Классный час- практикум | Дискуссия | Всего | |
7 класс | |||||||
Я и мой город |
| + |
|
| + |
| 1 |
Человек – это звучит гордо | + |
| + |
|
|
| 1 |
Я и жизнь |
|
| + | + |
|
| 1 |
Соблазнов в мире много – жизнь одна |
|
|
|
| + |
| 1 |
Мораль и нравственность – знак равенства? | + | + |
|
| + | + | 1 |
Ценности трех поколений |
|
|
|
|
| + | 1 |
Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг) |
| + |
|
|
| + | 1 |
Итого |
|
|
|
|
|
| 7 |
Аппарат контроля.
Мои жизненные ценности
Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.
Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности.
Список литературы
Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.
Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
Справочник классного руководителя./ №4, 2008
Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-312с.
Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2002. -127с.
Классный руководитель ./ №3, 2007
Классный руководитель./ №8, 2008
Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 128с.
Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 1994. – 191с.