«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по "Духовно-нравственному воспитанию" учащихся 7 класса. 1 час в неделю, использовать на классном часе.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Апатиты

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты

________________И.Х.Бадамшин

«___»_____________2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ



«Уроки нравственности»



2017-2018 учебный год


для обучающихся 7А класса











Составитель: Т.В. Самутина



Апатиты

2017


Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания в МБОУ СОШ №10 г. Апатиты Мурманской области разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и рассчитана на 31 час внеурочной деятельности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция).

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:

1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени основного общего образования.

2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.

3.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования

4.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования».













Актуальность программы

   Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.

   Новизна программы профилактического воспитания «Ступени роста» состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:

  • когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;

  • эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;

  • поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).

Программа состоит из четырех ступеней, связанных между собой логикой формирования личности, способной жить в согласии с окружающим миром:

  • Познаем себя;

  • Моя семья;

  • Толерантность. Счастье общения;

  • Я – гражданин.

Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:

  • Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;

  • Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности;

  • Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации;

  • Отечество – уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

Значимость программы профилактического воспитания «Ступени роста» заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина; рекомендуется для учащихся 7 классов общеобразовательных школ, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы.

Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.

Задачи:формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа: 

  •  знание;

  •  отношение;

  •  деятельность.

У школьников необходимо создать опыт социального группового и индивидуального поведения  - опыт совместного анализа,  совместного решения проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих интересов. Моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.

Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том ,  что в процессе занятий   у подростка формируются следующие способности:

  • способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;

  • способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

  • развитое умение общаться;

  • осознание ответственности за свои мысли и поступки; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию;

Обоснование отбора содержания

    Основное содержание программы «Ступени роста» составлено с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 7классов и в соответствии с положением о конкурсе вариативных программ по профилактике наркомании и пропаганде семейного благополучия.

   Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:

  • принцип персонификации высказываний (отказ от безличных речевых форм);

  • принцип акцентирования  языка (акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния);

  • принцип активности;

  • принцип доверительного общения.

Основные формы проведения классных часов:

  • дебаты;

  • ролевые игры;

  • тренинги;

  • дискуссии;

  • индивидуальные и групповые проекты.

Необходимые условия для реализации данной программы:

  • личность учителя, осознающего важность духовного развития учащихся;

  • взаимопонимание учителя и родителей;

  •  взаимоуважение учителя и ребенка;

  • совместный поиск учителя и учащихся;

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического  оснащения программы

  1. Пояснительная записка к программе

  2. Методические разработки  занятий.

  3. Учебные презентации по некоторым темам.

  4. Раздаточный материал:

  • задания для индивидуальной, парной и групповой работы.

Материально-техническое оснащение программы

Средства обучения:

1.Компьютер

2.Проектор

 3. Интернет-ресурсы.

Прогнозируемый результат

После прохождения данной программы  учащийся должен знать:

  • особенности конфликта и пути выхода из него;

  • значение самовоспитания и самосовершенствования;

  • основные правила морали и этикета; основные правила диалога.

Должен уметь:

  • применять на практике правила поведения;

  • знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы занятий

Время

на изучение

Формы и виды

учебной деятельности





1.

Познаем себя

7 часов

Беседы

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии









2.

Моя семья

10 часов

Беседы

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии







3.

Толерантность. Счастье общения

7 часов

Беседы

Просмотр видеофильма

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии







4.

Я - гражданин

7 часов

Беседы

Просмотр видеофильма

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии


ИТОГО

31 час



































Календарно-тематическое планирование

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»


Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практика


Раздел I. «Познаем себя»

7

3


4

1

Пять минут наедине с собой

1


1


2

Настоящий ли я друг?

1

1



3

Интервью с самим собой

1


1

4

Расскажи мне обо мне        

1


1

5

Я в мире людей

1

1


6

Как отказать и не потерять друзей

1


1

7

Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

1


1


Раздел П. «Моя семья. Без корня и полынь не растет»

10

4

6

8

Род, семья, я.

1

1


9

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи

1


1

10

Моя родословная

1


1

11

Моя родословная

1

1


12

Династии

1


1

13

Семейные истории

1


1

14

Повесть семейного фотоальбома

1

1


15

Повесть семейного фотоальбома

1


1

16

Конфликт поколений

1

1


17

Конфликт поколений

1


1


Раздел Ш. «Толерантность. Счастье общения»

8

4

4

18

Исследование уровня толерантности

1

1


19

Исследование уровня толерантности



1

20

Путешествие на воздушном шаре

1


1

21

Способы общения

1

1


22

Ты, он, я – вместе дружная семья

1


1

23

Конфликт – неизбежность или…

1

1


24

Да, он виновен, но заслуживает снисхождения…

1


1

25

Национальное многоцветие – духовное богатство России

1

1



Раздел IV. «Я - гражданин»

10

4

6

26

Я и мой город

1


1

27

Я и мой город

1


1

28

Человек – это звучит гордо

1

1


29

Я и жизнь

1

1


30

Соблазнов в мире много – жизнь одна

1

1


31

Мораль и нравственность – знак равенства?

1


1

32

Ценности трех поколений

1

1


33

Ценности трех поколений



1

34

Итоговое занятие. Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг)

1


1


Итого

34

14

17







































Тематическое планирование программы.

    Программа  состоит из четырех разделов:

  • Познаем себя;

  • Моя семья;

  • Толерантность. Счастье общения;

  • Я – гражданин.

   Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся  как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях,  создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».

Первая ступень «Познаем себя»

Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой.

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Задачи:

  • формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;

  • развивать навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать

Прогнозируемый результат:

  • стремление к самопознанию, самовоспитанию;

  • умение заботиться о своем здоровье;

  • высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Содержание деятельности:



Наименование разделов, тем

Количество часов


Теоретические занятия

Практические занятия


Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Пять минут наедине с собой

+






1

Настоящий ли я друг?






+

1

Интервью с самим собой




+



1

Расскажи мне обо мне        



+




1

Я в мире людей





+


1

Как отказать и не потерять друзей






+

1

Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других





+


1

Итого







7



Аппарат контроля.

Анкета «Мои потребности»

  1. Прочти утверждения и выбери те из них, которые выражают твои потребности.

Я ХОЧУ…

- чтобы меня уважали, ценили;

- построить хороший дом, купить машину;

- иметь свое дело, заняться бизнесом;

- стать руководителем;

- хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью;

- воспитать хороших детей;

- иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом;

- иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями;

- быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.

  1. Запиши их в фигуре.

  1. Расположи свои потребности согласно иерархии жизненных ценностей:

  1. потребность в самовыражении (желание реализовать себя);

  2. познавательные потребности;

  3. духовные потребности;

  4. социальные потребности (общение с людьми, создание семьи);

  5. материальные потребности;

  6. потребность в признании (занять достойное место в обществе).

Рефлексия

  1. Какие потребности у тебя наиболее ярко выражены?

  2. Если бы тебя ограничили в выборе только одной потребности, предпочтение какой из них ты бы отдал?

Вторая ступень «Моя семья»

Без корня и полынь не растет

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;

  • развивать познавательную активность;

  • воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;

Прогнозируемый результат:

  • убежденность в приоритетах семейных ценностей;

  • умение заботиться о близких и родных;

  •  способность сопереживать, умение понять и простить.

Содержание деятельности и механизм реализации:



Наименование разделов, тем

Количество часов


Теоретические занятия

Практические занятия


Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс



Род, семья, я.

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи

+




+


1

1

Моя родословная



+




2

Династии

+






1

Семейные истории



+




1

Повесть семейного фотоальбома



+




2

Конфликт поколений






+

2

Итого







10



Аппарат контроля.

  1. Молекула ролей.

Каждый человек выполняет в жизни разные социальные роли. Запиши в центральном круге свое имя, а в остальных – свои роли.

  1. Самоанализ:

  1. Какие из этих ролей удаются тебе особенно хорошо,  и ты гордишься ими?

  2. Над какими необходимо поработать?

  3. Какую роль ты считаешь самой важной для себя?

  1. Подумай и напиши, что тебе необходимо сделать, чтобы изменить себя, свое отношение к людям?

Третья  ступень «Толерантность. Счастье общения»

 Испытание на мужество   человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей

    Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.

Задачи:

  • формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;

  • развивать культуру общения;

  • воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.

Прогнозируемый результат:

  • позитивное отношение к окружающим;

  • осознание роли личности в развитии общества;

  • осознание ответственности за свои мысли и поступки.

Содержание деятельности и механизм реализации:



Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Исследование уровня толерантности

+

+


+



1

Путешествие на воздушном шаре





+

+

1

Способы общения

+






1

Ты, он, я – вместе дружная семья





+


1

Конфликт – неизбежность или…






+

1

Да, он виновен, но заслуживает снисхождения…



+




1

Национальное многоцветие – духовное богатство России

+


+




1

ИТОГО







7



Аппарат контроля.

 1 Анкета «Являюсь ли я толерантной личностью»?

  1. Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые у тебя наименее выражены.

  2. В колонке «В» поставь знак  «+» напротив тех трех черт, которые, на твой взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

№ п/п

Черты толерантной личности

Колонка «А»

Колонка «В»

1

Расположенность к другим



2

Снисходительность



3

Терпение



4

Чувство юмора



5

Чуткость



6

Доверие



7

Альтруизм



8

Терпимость к различиям



9

Умение владеть собой



10

Доброжелательность



11

Умение не осуждать других



12

Гуманизм



13

Умение слушать



14

Любознательность



15

Способность к сопереживанию



Рефлексия

Сравни свои представления о себе с портретом толерантной личности.

Рефлексия

  1. Проследи, всегда ли тебе удается проявлять толерантность в общении.

  2. Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты толерантная личность.

  3. Запиши те качества толерантной личности, которые ты хотел развивать в себе в первую очередь, и объясни, почему это необходимо.

Четвертая  ступень «Я - гражданин»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей: доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Задачи:

  • создать условия для формирования  у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;

  • развивать социальную активность учащихся;

  • воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.

Прогнозируемый результат:

  • развитое умение общаться;

  • способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

  • способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.

Содержание деятельности и механизм реализации:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Я и мой город


+



+


1

Человек – это звучит гордо

+


+




1

Я и жизнь



+

+



1

Соблазнов в мире много – жизнь одна





+


1

Мораль и нравственность – знак равенства?

+

+



+

+

1

Ценности трех поколений






+

1

Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг)


+




+

1

Итого







7



Аппарат контроля.

  1. Мои жизненные ценности

Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.

  1. Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности.



Список литературы

  1. Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.

  2. Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.

  3. Справочник классного руководителя./  №4, 2008

  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-312с.

  5. Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология  подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2002. -127с.

  6. Классный руководитель ./ №3, 2007

  7. Классный руководитель./ №8, 2008

  8. Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.

  9. Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 128с.

  10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 1994. – 191с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее