РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)
(надомное обучение)
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказом Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 268. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № 15 города Новоалтайска Алтайского края»
Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № 15 города Новоалтайска Алтайского края»;
авторской программы А.А.Плешаков «Окружающий мир». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2011).
УМК «Школа России» по окружающему миру соответствует ФГОС НОО и рекомендован Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 0,5 часа в неделю. В авторскую программу могут быть внесены изменения в связи с введением карантина:
по общему количеству часов, отводимых на изучение программы
по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности обучающейся;
в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса.
Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа предусматривает следующие педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: игровые, частично-поисковые, проблемные, наглядные, метод проекта. Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест. Итоговый контроль: оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, в который включены вопросы (задания) по основным разделам курса.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения.
Обучающийся получит возможность сформировать:
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной форме;
- аргументировать свою позицию;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др..
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- составлять рассказ на заданную тему;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации - защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России - основные природные зоны;
- - приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | ||
|
| Проверим себя и оценим свои достижения | Проекты | Экскурсии |
«Где мы живём?» | 2 | 1 | 1 |
|
«Природа» | 10 | 1 | 1 |
|
«Жизнь города и села» | 4 | 1 | 1 |
|
«Здоровье и безопасность» | 5 | 1 |
|
|
«Общение» | 4 | 1 | 1 |
|
«Путешествия» | 10 | 1 | 1 |
|
Итого | 35 | 6 | 5 |
|
Календарно-тематический поурочный план
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (контрольные, лабораторные работы, развитие речи, экскурсии и т.д.) | Дата проведения |
Где мы живём? (1 ч) | ||
1 | Родная страна. Город и село. Проект «Родной город». |
|
Природа (10 ч) | ||
2 | Неживая и живая природа. Явления природы. |
|
3 | Что такое погода.В гости к осени (экскурсия).В гости к осени (урок). |
|
4 | Звёздное небо. |
|
5 | Заглянем в кладовые земли. |
|
6 | Про воздух и про воду. |
|
7 | Какие бывают растения. Какие бывают животные. |
|
8 | Невидимые нити. |
|
9 | Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. |
|
10 | Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Про кошек и собак. |
|
11 | Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
|
Жизнь города и села (4ч) | ||
12 | Что такое экономика. Из чего что сделано. |
|
13 | Как построить дом. Какой бывает транспорт. |
|
14 | Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». |
|
15 | В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
|
Здоровье и безопасность (5 ч) | ||
16 | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. |
|
17 | Берегись автомобиля! Школа пешехода |
|
18 | Домашние опасности. Пожар. |
|
19 | На воде и в лесу. |
|
20 | Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
|
Общение (4 ч) | ||
21 | Наша дружная семья. Проект «Родословная». |
|
22 | В школе. Правила вежливости. |
|
23 | Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. |
|
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
|
| Путешествия (10ч) |
|
25 | Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. |
|
26 | Формы земной поверхности. |
|
27 | Водные богатства. |
|
28 | В гости к весне (экскурсия). В гости к весне (урок). |
|
29 | Россия на карте. Проект «Города России». |
|
30 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. |
|
31 | Город на Неве. Путешествие по Оке |
|
32 | Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект Страны мира» |
|
33 | Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
|
34 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»(по выбору). |
|
35 | Резерв |
|
Литература для учащихся:
Основная:
А.А. Плешаков. «Школа России». ФГОС. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 частях. Рекомендовано МО и науки РФ. - М.: Просвещение, 2012
.Дополнительная:
А.А. Плешаков. «Школа России». ФГОС. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Пособия для учителя:
А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. ФГОС. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.
А.А.Плешаков, А.Е.Соловьева. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012. – (Школа России.ФГОС).
5