«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ» для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.) (надомное обучение)

Рабочая програма по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" для 2 класса сОВЗ НОДА (вариант 6.2)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)

(надомное обучение)
















2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г, с изменениями)

  • Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»

  • Учебного плана МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края» на 2020-2021 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;

  • Примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке ». Программу составила Л. В. Поворознюк, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на  0,25 часа в неделю, что составляет 9 часов в год.

Предметная область «Литературное чтение на русском родном языке» реализуется через региональный компонент.

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является

  • формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

  • Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

  • Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

  • Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

  • Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

  • Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Общая характеристика учебного курса

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей




















Планируемые образовательные результаты


Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литеатуроведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающиеся научатся:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающиеся научатся:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
























Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение на русском родном языке»


Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).


























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Круг чтения.

Во 2 классе дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.


Список рекомендуемых произведений для учащихся 2 класса


Атаманов Иван Алексеевич

Заяц-путешественник

Лягушка и Барбос

Ленивый воробей

Бианки Виталий Валентинович

Хитрый лис и умная уточка и другие

Власов Алексей Валентинович

Мама

Доброта

Я – солдат!

Дождик в лесу и другие

Кан Ольга Викторовна

Трудное слово СОБАКА

Покупайте облака

Мокшин Михаил Михайлович

Мы живём на Алтае

Лето

Бывшему воину и другие

Нечунаев Василий Маркович

Грамотей среди детей

Маленькие радости

Зимняя байка и другие

Новичихина Валентина Александровна

Страна Играния

Откуда берутся дети и другие

Свинцов Владимир Борисович

Сказка про яблоньку

Первый снег

Нахальный лягушонок

Такмакова Ольга Владимировна

Стихи для мамочки

Летняя метель и другие

Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна

Новогодняя сказка

История знаменитого мышонка

Гордая слива

Чебаевский Николай Николаевич

Мальчишки

Юдалевич Марк Иосифович

Алтай

Кто же съел конфеты?

Костик-хвостик и другие



Календарно-тематический поурочный план


п/п

Тема урока

Задания для самостоятельного изучения


Дата

1.

М.М. Мокшин «Мой Алтай»;

М.И. Юдалевич «Алтай»

А.И. Атаманов «Заяц-путешественник»


2.

А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей»

А.В. Власов «Доброта»;

В.М. Нечунаев «Маленькие радости»


3.

В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку»

В.Б. Свинцов «Первый снег»


4.

В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»

А.В.Власов «Мама»;

О.В. Такмакова «Стихи для мамочки»


5.

И.В. Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива»

И.В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка»


6.

В.М. Нечунаев «Грамотей среди детей»;

О.В. Кан «Трудное слово СОБАКА»

В.М. Нечунаев «Зимняя байка»;

О.В. Кан «Покупайте облака»


7.

А.В. Власов «Дождик в лесу»;

О.В. Такмакова «Летняя метель»;

М.М. Мокшин «Лето»

А.В. Власов «Я - солдат»;

М.М. Мокшин «Бывшему воину»


8.

М.И. Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик»

В.А. Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния»


9.

Н.Н. Чебаевский «Мальчишки»











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее