РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)
(надомное обучение)
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказом Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 268. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;
Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;
авторской рабочей программы Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка. В авторскую программу внесены изменения:
по общему количеству часов, отводимых на изучение программы
по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности обучающейся;
в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса.
Цели программы:
Продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Задачи программы:
Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Работать с различными типами текстов.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
У обучающейся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (доброте, зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступках, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этническими требованиями;
ориентация на здоровый образ жизни;
понимание чувств других людей и способность сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; - познавательная мотивация учения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающаяся научится:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия, необходимые для решения учебных задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и с помощью способов контроля результатов;
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
Познавательные УУД :
Обучающаяся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе, схемы для решения учебных задач; - дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тесты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать понятия; осуществлять синтез как составление целого из частей;
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
троить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные УУД
Обучающаяся научится:
вступать в общение с учителем, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.
Обучающаяся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения | Проекты |
Самое великое чудо на свете | 1 |
| 1 |
Устное народное творчество | 5 | 1 |
|
Люблю природу русскую. Осень | 2 | 1 |
|
Русские писатели | 4 | 1 |
|
О братьях наших меньших | 4 | 1 |
|
Из детских журналов | 2 | 1 | 1 |
Люблю природу русскую. Зима | 3 | 1 |
|
Писатели – детям | 4 | 1 |
|
Я и мои друзья | 3 | 1 |
|
Люблю природу русскую. Весна | 2 | 1 | 1 |
И в шутку и всерьез | 3 | 1 |
|
Литература зарубежных стран | 3 | 1 | 1 |
Итого | 35 |
|
|
Календарно-тематический поурочный план
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (контрольные, лабораторные работы, развитие речи, экскурсии и т.д. | Дата проведения |
Самое великое чудо на свете (1ч) | ||
1 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» |
|
Устное народное творчество (5ч) | ||
2 | Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки, считалки и небылицы малые жанры устного народного творчества |
|
3 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
|
4 | Русская народная сказка «Каша из топора» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Проверим себя и оценим достижения по разделу «Устное народное творчество» |
|
Люблю природу русскую. Осень. (2 ч) | ||
5 | Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…». |
|
6 | А.Фет «Ласточки пропали…», «Осенние листья» - тема для поэтов. В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» М.Пришвин «Осеннее утро» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую» |
|
Русские писатели (4 ч) | ||
7 | А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Лирическое стихотворение А.С. Пушкина |
|
8 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
9 | И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» |
|
10 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок». Л.Н.Толстой «Филиппок». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели» |
|
О братьях наших меньших (4 ч) | ||
11 | Научно-популярный текст Н.Сладкова. А.Шибаев «Кто кем становится» |
|
12 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок». |
|
13 | М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
|
14 | В. Бианки «Музыкант», «Сова». Б. Житков «Храбрый утёнок» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших» |
|
Из детских журналов (2 ч) | ||
15 | Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог», С.Маршак «Весёлые чижи». Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
|
16 | Проект «Мой любимый детский журнал». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов» |
|
Люблю природу русскую. Зима. (3 ч) | ||
17 | Зимние загадки. И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Я.Л.Аким «Утром кот принёс на лапах…», Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…». С.А.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза». |
|
18 | Русская народная сказка«Два Мороза». |
|
19 | С.В.Михалков «Новогодняя быль», А.Л.Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
Писатели детям (4 ч) | ||
20 | К. И. Чуковский. Сказки. «Федорино горе». |
|
21 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок». |
|
22 | А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу, «Вовка – добрая душа» |
|
23 | Н.Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели детям» |
|
Я и мои друзья (3ч) | ||
24 | В. Берестов. «За игрой». В. Лунин «Я и Вовка». |
|
25 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
|
26 | В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья » |
|
| Люблю природу русскую. Весна. (2ч) |
|
27 | Весенние загадки. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А.А.Блок «На лугу». С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…». А.Н.Плещеев «В бурю». Е.А.Благинина «Посидим в тишине» Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» |
|
28 | Проект 9 мая. Оценка планируемых достижений. |
|
| И в шутку и всерьез (3ч) |
|
29 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни-Пуха». Э.Н.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». |
|
30 | В.Д.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» И.П.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г.Б.Остёр «Будем знакомы» |
|
31 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Оценка планируемых достижений |
|
| Литература зарубежных стран (3ч) |
|
32 | Американские народные песенки. Английские народные песенки Французские народные песенки. Немецкие народные песенки |
|
33 | Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Э.Хогарт «Мафин и паук» |
|
34 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник» Оценка планируемых достижений |
|
35 | Резерв |
|