Рабочая программа WEDO
Пояснительная записка
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO (LEGO WEDO), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO (LEGO WEDOтщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении
модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна из задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «наты», познакомить с профессией инженера.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Поэтому вторая задача курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Внедрение разнообразных Лего-конструкторов для детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка.
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральногозаконаот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Цели и задачи курса
LegoWeDo предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
- Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
- Установление причинно-следственных связей.
- Анализ результатов и поиск новых решений.
- Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
- Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
- Проведение систематических наблюдений и измерений.
- Использование таблиц для отображения и анализа данных.
- Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
- Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Главной целью использования ЛЕГОWeDoв системе образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.
Основные задачи Лего - моделирование:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще - учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Настоящая программа предназначена для учащихся 5-10 лет.Кружок дает возможность учащимся получения дополнительного образования. Он рассчитан на 33учебных часа (1 час в неделю).
Планируемые личностные и мета - предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничатьсо взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность.
Давать определения тем или иным понятиям.
Осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.
Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
Содержание изучаемого курса
Знакомство с LEGO WeDo, его составляющими частями. Элементы конструктора LEGO WeD (LEGO EducationWeDoSoftware): Коммутатор LEGO® USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения.
Первые шаги
1.Майло, научный вездеход
2. Датчик перемещения Майло
3. Датчик наклона Майло
4. Совместная работа
Проекты с пошаговыми инструкциями
1. Тяга
2. Скорость
3. Прочные конструкции
4. Метаморфоз лягушки
5. Растения и опылители
6. Предотвращение наводнения
7. Десантирование и спасение
8. Сортировка для переработки
Проекты с открытым решением
1. Хищник и жертва
2. Язык животных
3. Экстремальная среда обитания
4. Исследование космоса
5. Предупреждение об опасности
6. Очистка океана
7. Мост для животных
8. Перемещение материалов
1. Тяга. Найдем ответ, что заставляет предметы двигаться?
В этом проекте учащиеся изучат:
• что такое сила, и как она заставляет предметы перемещаться;
• создадим и запрограммируем робота для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов;
2. Скорость. Как заставить машину двигаться быстрее?
В этом проекте учащиеся изучат:
• особенности гоночного автомобиля;
• создадим и запрограммируем гоночный автомобиль для изучения факторов, влияющих на его скорость;
3. Прочные конструкции. Какие еще факторы делают конструкции сейсмоустойчивыми?
В этом проекте учащиеся изучат:
• происхождение и природу землетрясений;
• создадим и запрограммируем устройство, которое позволит испытывать проекты зданий;
4. Метаморфоз лягушки. Как лягушки изменяются в течение своей жизни?
В этом проекте учащиеся изучат:
• изучение стадии жизненного цикла лягушки — от рождения до взрослой особи;
• создание и программирование модели лягушонка, а затем и взрослой лягушки;
5. Растения и опылители. Какой вклад вносят некоторые живые существа в жизненные циклы растений?
В этом проекте учащиеся изучат:
• каким образом разные живые существа могут играть активную роль в размножении растений;
• создадим и запрограммируем модель пчелы и цветка для имитации взаимосвязи между опылителем и растением;
6. Предотвращение наводнения. Как можно уменьшить воздействие водной эрозии?
В этом проекте учащиеся изучат:
• как характер осадков может меняться в зависимости от времени года и каким образом вода может причинять ущерб, если ее не контролировать;
• создадим и запрограммируем паводковый шлюз для контроля уровня воды в реке;
7. Десантирование и спасение. Как организовать спасательную операцию после стихийного бедствия?
В этом проекте учащиеся изучат:
• изучат различные стихийные бедствия, которые могут повлиять на жизнь населения в вашем районе;
• создадим и запрограммируем устройство для перемещения людей и животных безопасным, удобным и аккуратным способом или для эффективного сброса материалов в этот район;
8. Сортировка для переработки. Как можно улучшить методы переработки, чтобы уменьшить количество отходов?
В этом проекте учащиеся изучат:
• как усовершенствованные методы сортировки для переработки могут помочь в сокращении количества выбрасываемых отходов;
• создадим и запрограммируем устройство, которое будет сортировать годные для переработки материалы в соответствии с их размером и формой;
9. Хищник и жертва
В этом проекте учащиеся изучат:
• различные стратегии, которые используют животные, чтобы поймать добычу или убежать от хищников;
• создадим и запрограммируем хищника или жертву для изучения взаимоотношений между ними;
10. Язык животных
В этом проекте учащиеся изучат:
• различные способы общения между животными, в том числе уникальные способы, используемые животными и насекомыми, которые светятся в темноте;
• создадим и запрограммируем животное или насекомое, чтобы проиллюстрировать социальное взаимодействие особей одного вида;
11. Экстремальная среда обитания
В этом проекте учащиеся изучат:
• различные типы среды обитания по всему миру и в разное время.Что бы они могли бы, рассказать нам об образе жизни и успешном выживании видов;
• создадим и запрограммируем животное или рептилию, которое могло бы жить в конкретной среде обитания;
12. Исследование космоса
В этом проекте учащиеся изучат:
• реальные миссии космических везде ходов и попытаются представить их в будущем;
• создадим и запрограммируем космический вездеход для выполнения конкретной задачи, например: экспедиция в кратер и из него, сбор образцов породы, бурение скважины и т. д.;
13. Предупреждение об опасности
В этом проекте учащиеся изучат:
• опасные погодные явления, о которых должен знать каждый, например, цунами, смерчи и ураганы, и узнают о внедренных системах предупреждения, предназначенных для защиты населения;
• создадим и запрограммируем устройство, которое может предупреждать людей о приближении опасного природного явления;
14. Очистка океана
В этом проекте учащиеся изучат:
• почему так важно заботиться о мировом океане и очищать его от пластикового мусора;
• создадим и запрограммируем устройство, которое может механическим способом собирать из океана предметы из пластика определенных типов и размеров;
15. Мост для животных
В этом проекте учащиеся изучат:
• влияние строительства дорог на жизнь животных, и растений. Ипредставят свои предложения для сокращения этого влияния;
• создадим и запрограммируем устройство, которое позволит животным пересекать опасные зоны;
16. Перемещение материалов
В этом проекте учащиеся изучат:
• изучение различных способов транспортировки и сборки материалов;
• создадим и запрограммируем устройство, которое поможет перемещать и собирать объекты разного размера с учетом требований безопасности, эффективности и хранения;
Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь |
Техника безопасности на уроках Лего. Вводное занятие. Тяга. Скорость. | 4 |
Октябрь | Прочные конструкции. Метаморфоз лягушки
| 4 |
Ноябрь | Растения и опылители. Предотвращение наводнения
| 4 |
Декабрь | Десантирование и спасение. Сортировка для переработки
| 4 |
Январь | Хищник и жертва. Язык животных
| 4 |
Февраль | Экстремальная среда обитания. Исследование космоса
| 4 |
Март | Предупреждение об опасности. Очистка океана
| 4 |
Апрель | Мост для животных. Перемещение материалов | 4 |
Май | Свободная тема. | 1 |
| Итого | 33 часа. |