| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид деятельности: кружок
Название кружка: «Юный инспектор»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 11 - 12 лет
Выполнила
студентка Ш-32 группы
Шахова Александра
Ейск,2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный Инспектор» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год для учащихся 4 класса.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Программа рассчитана на 36 часов, по 1 часу в неделю.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
-
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения, осознанное к ним отношения;
-
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
-
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
-
Повысить интерес школьников к велоспорту;
-
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
-
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Основные направления работы
-
Воспитание у учащихся преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях полиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
-
Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
-
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
Ожидаемый результат:
-
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
-
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
-
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
-
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
-
Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
-
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
-
Конституция РФ.
-
Конвенция «О правах ребенка».
-
Правила дорожного движения.
-
Устав образовательного учреждения.
-
Учебный план.
-
Учебные программы.
-
План воспитательной работы ОУ
-
План воспитательной работы класса
-
Положение об отряде юных инспекторов движения.
Материально-техническое обеспечение:
-
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
-
учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
Информационное обеспечение:
-
обзор аналитической информации;
-
оформление информационных стендов;
-
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
-
контрольные срезы, тесты
Научно – методическое обеспечение:
-
Государственный образовательный стандарт
-
Учебный план и учебные программы школы.
-
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
-
Учебники по ОБЖ, ПДД.
-
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
-
Газета «Добрая Дорога Детства»
-
Журнал «Путешествие на зеленый свет»
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
-
общие положения;
-
обязанности пешеходов;
-
сигналы светофора;
-
правила для водителей;
-
дорожные знаки;
-
практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
-
общие принципы оказания доврачебной помощи;
-
техника наложения повязок;
-
первая помощь при общих ранениях;
-
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
-
первая помощь при несчастных случаях;
-
первая помощь при ожогах и отморожениях;
-
транспортировка при различных видах травм.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
выставки
-
праздники
-
театрализованные представления
-
соревнования
-
конкурсы
-
агитбригад
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «Юный инспектор» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
-Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 час в неделю (36 часов в год).
Учащиеся должны знать:
-
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-
серии дорожных знаков и их представителей;
-
способы оказания первой медицинской помощи;
-
техническое устройство велосипеда.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
-
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-
пользоваться общественным транспортом;
Учащиеся должны иметь навыки:
-
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-
участия в конкурсах, соревнованиях.
-
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
-
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
-
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-
умение ставить и формулировать проблемы;
-
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
-
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Всего часов | Теор | Прак |
| |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
| |||||
1 | Безопасность пешеходов. | | 1 | |
| |
2 | Виды транспортных средств | | 1 | |
| |
3 | Проезд специальных транспортных средств. | | 1 | |
| |
4 | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | | | 1 |
| |
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения | | 1 | |
| |
6 | Нерегулируемые перекрестки | | 1 | |
| |
7 | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах | | 1 | |
| |
8 | Разбор дорожной ситуации на макете | | | 1 |
| |
9 | Основные понятия и термины ПДД | | 1 | |
| |
10 | «Дисциплинированный пешеход» | | | 1 |
| |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |
| ||||
11 | Предупредительные сигналы | | 1 | |
| |
12 | Дорожные знаки и их группы. | | 1 | |
| |
13 | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | | 1 | |
| |
14 | «Путешествие в Страну дорожных знаков» | | | 1 |
| |
15 | Светофорное регулирование | | | |
| |
16 | Регулировщик и его сигналы | | | 1 |
| |
17 | Встреча с инспектором дорожной полиции | | 1 | |
| |
18 | Знатоки правил дорожного движения. | | 1 | |
| |
19 | Выступление перед детьми детского сада. | | 1 | |
| |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
| |||||
20 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | | 1 | |
| |
21 | Движение учащихся группами и в колонне. | | | 1 |
| |
22 | «Я – пешеход» | | | 1 |
| |
23-24 | Перевозка людей. | | 1 | 1 |
| |
25 | Труд водителя. | | 1 | |
| |
26-27 | Когда ты становишься водителем. | | 1 | 1 |
| |
28 | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | | 1 | |
| |
29 | Где можно и где нельзя играть. | | 1 | |
| |
30 | Причины возникновения ДТП. | | 1 | |
| |
31 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | | | 1 |
| |
32 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | | | 1 |
| |
33 | Мы соблюдаем ПДД | | 1 | |
| |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» | | | 1 |
| |
| Итого: | | 24ч | 10ч | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
-
Беседа «Безопасность пешеходов»
-
Исторический материал «Виды транспортных средств»
-
Презентация «Проезд специальных транспортных средств»
-
Практическое занятие «Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион»
-
Игра-викторина «Знаем ли мы правила дорожного движения»
-
Беседа «Нерегулируемые перекрестки»
-
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах
-
Практическое занятие «Разбор дорожной ситуации на макете»
-
Беседа «Основные понятия и термины ПДД»
-
Конкурс-игра «Дисциплинированный пешеход»
РАЗДЕЛ 2. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
-
Блиц-опрос «Предупредительные сигналы»
-
Исторические факты «Дорожные знаки и их группы»
-
Беседа «Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам»
-
Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»
-
Беседа «Светофорное регулирование»
-
Ролевая игра «Регулировщик и его сигналы»
-
Беседа «Встреча с инспектором дорожной полиции»
-
Викторина «Знатоки правил дорожного движения»
-
Выступление перед детьми детского сада.
РАЗДЕЛ 3. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
-
Просмотр видеороликов «Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах»
-
Практическое занятие «Движение учащихся группами и в колонне»
-
Экскурсия «Я – пешеход»
-
Практическое занятие «Перевозка людей»
-
Беседа с приглашенным человеком «Труд водителя»
-
Эстафета «Когда ты становишься водителем»
-
Просмотр видеоролика «Правила безопасного перехода железнодорожного переезда»
-
Беседа «Где можно и где нельзя играть»
-
Беседа «Причины возникновения ДТП.»
-
Создание буклета «Помни, пешеход!».
-
Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге»
-
Игра «Мы соблюдаем ПДД»
-
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.