| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид деятельности: кружок
Название кружка: «Юный инспектор»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 11 - 12 лет
Выполнила
студентка Ш-32 группы
Шахова Александра
Ейск,2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный Инспектор» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год для учащихся 4 класса.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Программа рассчитана на 36 часов, по 1 часу в неделю.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения, осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Основные направления работы
Воспитание у учащихся преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях полиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Устав образовательного учреждения.
Учебный план.
Учебные программы.
План воспитательной работы ОУ
План воспитательной работы класса
Положение об отряде юных инспекторов движения.
Материально-техническое обеспечение:
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
Информационное обеспечение:
обзор аналитической информации;
оформление информационных стендов;
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
контрольные срезы, тесты
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Газета «Добрая Дорога Детства»
Журнал «Путешествие на зеленый свет»
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
общие положения;
обязанности пешеходов;
сигналы светофора;
правила для водителей;
дорожные знаки;
практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
общие принципы оказания доврачебной помощи;
техника наложения повязок;
первая помощь при общих ранениях;
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
первая помощь при несчастных случаях;
первая помощь при ожогах и отморожениях;
транспортировка при различных видах травм.
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки
праздники
театрализованные представления
соревнования
конкурсы
агитбригад
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «Юный инспектор» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
-Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 час в неделю (36 часов в год).
Учащиеся должны знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
Учащиеся должны уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
Учащиеся должны иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Всего часов | Теор | Прак |
| |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
| |||||
1 | Безопасность пешеходов. | | 1 | |
| |
2 | Виды транспортных средств | | 1 | |
| |
3 | Проезд специальных транспортных средств. | | 1 | |
| |
4 | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | | | 1 |
| |
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения | | 1 | |
| |
6 | Нерегулируемые перекрестки | | 1 | |
| |
7 | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах | | 1 | |
| |
8 | Разбор дорожной ситуации на макете | | | 1 |
| |
9 | Основные понятия и термины ПДД | | 1 | |
| |
10 | «Дисциплинированный пешеход» | | | 1 |
| |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |
| ||||
11 | Предупредительные сигналы | | 1 | |
| |
12 | Дорожные знаки и их группы. | | 1 | |
| |
13 | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | | 1 | |
| |
14 | «Путешествие в Страну дорожных знаков» | | | 1 |
| |
15 | Светофорное регулирование | | | |
| |
16 | Регулировщик и его сигналы | | | 1 |
| |
17 | Встреча с инспектором дорожной полиции | | 1 | |
| |
18 | Знатоки правил дорожного движения. | | 1 | |
| |
19 | Выступление перед детьми детского сада. | | 1 | |
| |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
| |||||
20 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | | 1 | |
| |
21 | Движение учащихся группами и в колонне. | | | 1 |
| |
22 | «Я – пешеход» | | | 1 |
| |
23-24 | Перевозка людей. | | 1 | 1 |
| |
25 | Труд водителя. | | 1 | |
| |
26-27 | Когда ты становишься водителем. | | 1 | 1 |
| |
28 | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | | 1 | |
| |
29 | Где можно и где нельзя играть. | | 1 | |
| |
30 | Причины возникновения ДТП. | | 1 | |
| |
31 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | | | 1 |
| |
32 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | | | 1 |
| |
33 | Мы соблюдаем ПДД | | 1 | |
| |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» | | | 1 |
| |
| Итого: | | 24ч | 10ч | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Беседа «Безопасность пешеходов»
Исторический материал «Виды транспортных средств»
Презентация «Проезд специальных транспортных средств»
Практическое занятие «Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион»
Игра-викторина «Знаем ли мы правила дорожного движения»
Беседа «Нерегулируемые перекрестки»
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах
Практическое занятие «Разбор дорожной ситуации на макете»
Беседа «Основные понятия и термины ПДД»
Конкурс-игра «Дисциплинированный пешеход»
РАЗДЕЛ 2. НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Блиц-опрос «Предупредительные сигналы»
Исторические факты «Дорожные знаки и их группы»
Беседа «Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам»
Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»
Беседа «Светофорное регулирование»
Ролевая игра «Регулировщик и его сигналы»
Беседа «Встреча с инспектором дорожной полиции»
Викторина «Знатоки правил дорожного движения»
Выступление перед детьми детского сада.
РАЗДЕЛ 3. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Просмотр видеороликов «Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах»
Практическое занятие «Движение учащихся группами и в колонне»
Экскурсия «Я – пешеход»
Практическое занятие «Перевозка людей»
Беседа с приглашенным человеком «Труд водителя»
Эстафета «Когда ты становишься водителем»
Просмотр видеоролика «Правила безопасного перехода железнодорожного переезда»
Беседа «Где можно и где нельзя играть»
Беседа «Причины возникновения ДТП.»
Создание буклета «Помни, пешеход!».
Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге»
Игра «Мы соблюдаем ПДД»
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.