Рабочая программа по литературе, 5 класс, УМК Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе УМК Г.С. Меркина, 5 класс. Программа опробирована.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по литературе по очно –заочному обучению разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /

Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012, допущенной Министерством образования РФ. Рабочая программа для 5 класса ориентирована на использование следующих учебников: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Автор-составитель Г.С. Меркин. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.

При составлении программы руководствовались следующими документами:


Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.082013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года №1897 п 18.2.2

Уставом школы,

Приказом №48 от 1.06.2016, протокол педсовета №6 от 1.06.2016 года

«Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности»

В соответствии с письмом Минобразования Ростовской области от 18.05.2017 24/4.1-3996



Согласно календарному учебному графику на 2017-2018 учебный год (приказ №45 от 25.08.2017 и расписанию уроков 2017-2018 учебный год (приказ №45 от 25.08.2017) рабочая программа по литературе рассчитана на102часа будет выполнена и освоена в полном объеме за счет уплотнения учебных тем* (см раздел « Примечание»)









Цели обучения:

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


































Содержание учебного предмета, курса

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Русский фольклор

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Древнерусская литература

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира и русские басни

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».

Русская литература XIX века (первая половина)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

Русская литература XIX века (вторая половина)

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Русская литература XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Литература народов России

Г. ТУКАЙ

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

Зарубежная литература

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

ГОМЕР

Поэма «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).





п/п

Раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика




Учебные действия

Универсальные учебные действия


Универсальные учебные действия

1.

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).

Умение создавать устные мо-нологические высказывания разного типа, вести диалог

Личностные результаты

Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания про-шлого, осмысления настоящего и будущего

Метапредметные результаты

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни



2.

Из мифологии

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непре-ходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Владение лит

Личностные результаты

Формирование представлений о

совершенстве как гуманистической цености, понятиях: нравственные принципы и авторитеты. Формирование целостного мировоззрения, соответствии с термином предание. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту

Метапредметные результаты

Формирование и развитие компетенности в области ис-пользования информационно-ком- муникационных технологий.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Развитие способности понимать литературные художественные понятия, (лекция, беседа)



3.

Из устного народного творчества

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка» Сказки народов России. «Падчерица».

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Владение литературоведческим термином загадка. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литера-туры, их оценка Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Владение литературоведческими терминами: пословицы и поговорки, антитеза, антонимы, иносказание. Восприятие на слух фольклорных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Приобщение к ду-ховно-нравст венным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов

Личностные результаты Формирование представлений о высших ценностях. Осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадок.

Метапредметные результаты Совершенствование духовно-нрав-ственных качеств личности

Умение организовывать учебное со-трудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления



4.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы. Понимание связи литературных произведений с эпохой их напи-сания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания Умение вести диалог.

Понимание об-разной природы литературы как явления словесного искусства Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы. Владение литературоведчеким термином летопись. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы

Личностные результаты Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства. Осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов.

Противопоставление волхва как представителя местного общества

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической цености в процессе осмысления идеи объединения славянских племен Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные результаты

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де-ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формирование и развитие компе-тентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культур-



5.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».

Владение литературоведческими терминами: басня, притча, эзопов язык.

Приобщение к духовно - нравст - венным ценностям русской ли-тературы и культуры, со-поставление их с духовно- нравственными ценностями других народов. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

Личностные результаты Формирование представления об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий: мудрость истинная и ложная

Метапредметные результаты Умение организовывать учебное со-трудничество и сов-местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно - эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры



6.

Русская басня

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вме-сте два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Владение литературоведческим термином аллегория. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Личностные результаты Формирование представлений об ан-тиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности

бахвальству и самоуверенности Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми ре-зультатами Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения



7.

Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Стихотворение «Няне». «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог. Эстетическое восприятие произведений литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Владение литературоведческим термином риторическое об-ращение. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.

Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведений лите-ратуры; формирование эстети-ческого вкуса

Личностные результаты Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Воспитание любви к рус-ской природе, к родному быту, слову Формирование представлений о совершенстве как нравственной цен-ности гуманизма. Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации



8.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворение «Бородино». Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Ночь перед Рождеством». И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети», Стихотворение «Тройка». Л.Н. ТОЛСТОЙ

Рассказ «Кавказский пленник». А.П. ЧЕХОВ

Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»:

Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века. Владение лите-ратуроведческим термином пейзажная лирика.

Определение в произведении элементов ком-позиции, изоб-разительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-ху- дожественного содержания произведения (элементы фи- дологического анализа). Эстетическое восприятие про-изведений литературы; форми-рование эстетического вкуса

Личностные результаты Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям. Осознание бесконечности жизни, ощущение не-разрывной связи человека с окружающим миром Формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств

Метапредметные результаты

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с зада-чей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочи-танное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литера-турном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познава-тельную деятельность и умение ана-лизировать прочитанное



9.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: Рассказы «В деревне», «Подснежник» Л.Н. АНДРЕЕВ. Рассказ «Петька на даче» А.И. КУПРИН

Рассказ «Золотой петух». А.А. БЛОК Стихотворение «Летний вечер»,«Полный месяц встал над лугом...» С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». А.П. ПЛАТОНОВ

Рассказы «Никита», «Цветок на земле». П.П. БАЖОВ

Сказ «Каменный цветок». Н.Н. НОСОВ

Рассказ «Три охотника»,В.П. АСТАФЬЕВ

Рассказ «Васюткино озеро». Е.И. НОСОВ

Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

Понимание ключевых проб-лем изученных произведений русских писателей XIX века. Приобщение к духовно -нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитан-ному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа Умение анали-зировать литературное произ-ведение: определять его принадлежность к одному из ли-тературных родов и жанров. Владение литературоведческим термином стихотворение- размышление

Личностные результаты Формирование представлений о творчестве как экзистенци-альнойценности гуманизма. «Живой и об-разный ум», порывистость, непрактичность, вспыльчивость, ры-царская гордость, прямота и правдивость, впечатлительность, вдумчивое отношение к окружающему миру как свойства творческой личности. Осознание не-разрывной связи со Все- бытием.

Мотив прапамяти в творчестве

Метапредметные результаты Понимание литера-туры как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого спосо-ба познания жизни. Умение самостоя-тельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности



10.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Определение в произведении элементов, ком-позиции, изоб-разительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-ху- дожественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Понимание ключевых проблем изученных произведений

Умение анализировать лите-ратурное произведение: определять его принадлежность к одному из ли-тературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литера-турного произведения, харак-теризовать его героев.

Владение литературоведческим термином лирическая проза. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитан-ному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа

Личностные результаты Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. «Чистота души», чувство любви к Родине, родной природе, ощущение глубинной связи с ней. Родина — духовная опора человека, то, что вдохновляет его на труд и подвиг

Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

Утверждение бесконечности бытия природы и жизни человека

Метапредметные результаты

Формирование и развитие экологи-ческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном про-изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления



11.

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Х.К. АНДЕРСЕН

Сказка «Соловей» М. ТВЕН Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок); Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Повесть «Борьба за огонь» ДЖ. ЛОНДОН «Сказание о Кише» А. ЛИНДГРЕН

Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Сопоставление духовно-нравст- венных ценностей русской лите-ратуры и культуры с духовно-нрав-ственными ценностями других народов. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Владение литературоведческими

терминами: приключенческий роман, путешествие.

Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные мо-нологические высказывания разного типа

Личностные результаты Формирование представлений о труде как гуманистической ценности. Творческий труд и созидание Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Творчество как урок чело-вечности, доброты, любви к людям

Метапредметные результаты

Формирование потребности в система-тическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности





п/п


Дата

Наименование раздела, темы урока, контрольных работ

Час

Примечание

план

факт

Введение


1


1.



Книга – твой друг.

1

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г. С. 3


Из мифологии


3


2.



Миф «Олимп».

1

Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mifolog.ru


3.



«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

4.



Гомер «Одиссея».

Песнь девятая (фрагмент)

1

Из устного народного творчества


8


5.



Загадки.

1

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

6.



Пословицы и поговорки.

1

7.



Литературная игра: «Пословицы и поговорки»

1

8.



Р.р. Сочинение по пословице

1


9



Сказка. «Царевна-лягушка».

1

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

10.



Сказка «Падчерица»

1

11.



Особенности

волшебной сказки.

Подготовка к сочинению

1

12



Р.р. Сочинение «Моя сказка»

1


Из древнерусской литературы


3


13.



Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

1

Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rubricon.com

14.



«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

15.



«Дань хазарам»

1

Басни народов мира


1


16.



Эзоп «Ворон и Ли-сица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»

1

Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

Русская басня


4


17.



Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

1

Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

18.



Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лисица» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

1

19.



И.А. Крылов «Волк на псарне»,

«Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок»

1

20.



Р.р.Русская басня в XX веке. Подготовка к сочинению «Моя басня»

1


21.



Р.р. Сочинение «Моя басня»



Из литературы XIX века


38


22.



Краткие сведения о детстве А.С. Пушкина

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

23.



А. С. Пушкин «Няне»

1

24.



А.С.Пушкин «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях»

1

25.



Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1


26.



А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

27.



А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

28.



Поэзия XIX века о родной природе.

1


29.



Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

30.



Стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Бородино».


1

31.



Средства художественной выразительности. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1


32.



Р.р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы».

1

Повествование о событиях от лица их участника

33.



Р.р. Сочинение «Путешествие на поле славы»

1

Повествование о событиях от лица их участника

34.



Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе.


1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

35.



Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

1

36.



Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

1

37.



И.С. Тургенев. Детские годы.

1

38.



И.С. Тургенев

«Муму»

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

39.



Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

40.



Герасим и Муму.

1

41.



Р.р.Подготовка к сочинению на тему «Герасим и Муму»

1


42.



Р.р. Сочинение «Герасим и Муму»

1


43.



И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

44.



Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Два богача».

1

45.



Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

46.



Н.А.Некрасов. Композиция стихотворения «Крестьянские дети».

1


47.



Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» .Тема

1


48.



Н.А.Некрасов. «Тройка».

1


49.



Строфа

1


50.



Л.Н.Толстой. Сведения о писателе.

1


51.



Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

52.



Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник».

1


53



Р.р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

1


54.



Р.Р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

1


55.



Детские и юношеские годы А.П.Чехова.

1

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

56.



Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

57.



Рассказ А.П.Чехова «Пересолил».

1

58.



Р.р. Подготовка к сочинению.

«Юмористический рассказ о случае из жизни».

1


59.



Р.р. Сочинение

«Юмористический рассказ о случае из жизни».

1


Из литературы XX века


27


60.



И.А. Бунин. Детские и юношеские годы.

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

61.



И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».

1

62.



И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

1

63.



И.А.Бунин. «Подснежник».

1

64.



Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

1

65.



Л.Н. Андреев «Петька на даче».

1

66.



Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи.

1


67.



А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе

1


68.



А.И.Куприн «Золотой Петух».

1


69.



Р.р. Отзыв-впечатление об услышанном или увиденном в мире природы

1


70.



Детские впечатления А.А.Блока.

1


71.



А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

http://5litra.ru

/composition.html

72.



С.А.Есенин. Детские годы

1

http://5litra.ru

/composition.html

73.



С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

1


74



С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

75.



А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

1

76.



А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

http://5litra.ru

/composition.html

77.



А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

78.



П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

1

79.



П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

80.



П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

1

http://5litra.ru

/composition.html

81.



Н.Н. Носов.

Краткие сведения о писателе

1

http://5litra.ru

/composition.html

82.



Н.Н.Носов. «Три охотника». Тема, система образов.

1

http://5litra.ru

/composition.html

83.



В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

1

http://5litra.ru

/composition.html

84.



В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

1

http://5litra.ru

/composition.html

85.



Е..Н. Носов.

Краткие сведения о писателе

1

http://5litra.ru

/composition.html

86.



Е .И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас».

1

http://5litra.ru

/composition.html

Родная природа в произведениях писателей XX века.


4


87.



В.Ф. Боков

«Поклон»; Н.М. Рубцов

«В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

88.



В. И. Белов. «Весенняя ночь».

1

89.



В. Г. Распутин. «Век живи – век люби».

1

90.



В. Г. Распутин. «Век живи – век люби».

1

Из зарубежной литературы


15


91.



Краткие сведения о Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

92.



Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

93.



Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе.

1

94.



Сказка Х. К. Андерсена «Соловей».

1

95.



Краткие сведения о М. Твене.

1

96.



М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок):

1

97.



Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

98.



Ж. Рони- Старший. Краткие сведения о писателе

1

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

99.



Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь».

1

100.



Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

101



Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

102.



Астрид Линдгрен Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1


Уплотнение тем*




Астрид Линдгрен Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».



Астрид Линдгрен Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Рекомендации для летнего чтения





































Планируемые результаты

за курс литературы 5 класса.

Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

























Требования к уровню подготовки выпускников

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.



















Система оценки планируемых результатов

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

«5»Содержание работы полностьюсоответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

«4»Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

«3»В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

«2»Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее