«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "По дорогам сказок"

Сказка - многообразный источник личностного развития младшего школьника. Посредством работы со сказкой происходит развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических сторон личности ребёнка. Занятия программы выстроены на использовании народных и авторских, русских и зарубежных сказок (о животных, социально-бытовых, волшебных), старинных и современных. Отбор литературного материала строится с учётом их нравственного содержания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Управление образования администрации города Благовещенска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля







«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №5

_________Е.Н. Зубрицкая

«_______»_______2011г.


Согласовано

Заместитель

директора по УВР

____________Е.П.Уткина

«_______»_______2011г.

Рассмотрено

на заседании предметно-тематической кафедры

Руководитель кафедры

_________________________

Протокол №_________

«_______»________2011г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность)


КРУЖОК « По дорогам сказок»


(для учащихся 7-8 лет)









Составитель: Шевченко Е.В.,

учитель начальных классов








Пояснительная записка.


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развитие личности обучающегося.

В современной педагогике и психологии многообразным источником личностного развития рассматривается сказка.

Сказка - удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром младшего школьника, мощный инструмент развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им. Поэтому сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Сказка для первоклассника - это не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок. Она помогает формировать основы поведения и общения.

Детские сказки расширяют словарный запас младшего школьника, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.


Цель кружковой работы: развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических сторон личности ребёнка посредством работы со сказкой.


Задачи:


Обучающие задачи:


  • знакомить детей с особенностью сказки как литературного жанра, её структурой и основными видами;

  • формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.


Развивающие задачи:


  • содействовать развитию познавательной сферы детей, а также развитию речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

  • развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

  • содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

  • создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

  • развивать творческих способностей учащихся.


Воспитательные задачи:


  • воспитывать терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

  • способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений; воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

  • воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

  • воспитывать трудолюбие, привычку работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.


Особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами литературного жанра - сказки, где школьник выступает в роли автора, художника, конструктора, исполнителя сказки.


Программа рассчитана на 33 часа в год. Из них – одно занятие вводное, последние два – итоговые.


В основу деятельности кружка положены следующие принципы:


- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (главным образом, уроки литературного чтения и риторики, изобразительного искусства и технологии);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.


Направления работы:


  • познавательное развитие;

  • социальное развитие;

  • духовно-нравственное развитие;

  • развитие творческих способностей.


Формы организации:


  • игровые занятия;

  • комплексные занятия;

  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;

  • представление продуктов деятельности (постановка сказок, выставка рисунков и поделок, создание презентаций и сборников сказок собственного сочинения).





Методы и приемы:


  • элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

  • моделирование сказочных сюжетов;

  • творческие задания;

  • пластические игры и упражнения;

  • элементы драматизации.


Материально-техническое обеспечение:


  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция);

  • компьютерные средства;

  • технические средства: мультимедийный проектор, экран (на штативе или навесной);

  • листы бумаги А 4, , цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, ножницы, цветная бумага, кисточки и пр.


Отбор литературного материала.


Занятия программы выстроены на использовании народных и авторских, русских и зарубежных сказок (о животных, социально-бытовых, волшебных), старинных и современных. Отбор литературного материала строится с учётом их нравственного содержания.


Нравственное качество

Литературный материал

благодарность

«Кто вырастил яблочко?» (современная сказка – Е.Фролова),

«Благодарность лягушки» (японская народная сказка)

бережливость

(по отношению к вещам)

«Васин ранец» (современная сказка – А.Лопатина),

«Бережливость» (афганская народная сказка)

бережливость

(по отношению к природе)

«Майский жук» (современная сказка – А.Неелова),

«Мальчик и колокольчики ландышей» (сказка В.Сухомлинского)

вежливость

«Вежливый кролик» (мексиканская сказка),

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф.Левствик – современная сказка)

верность

«Пуговица и рукавичка» (современная сказка – Т.Вершинина),

«Плотник и кошка (японская сказка)

доброта

«Даром ни одно доброе дело не пропадает» (современная сказка – А. Неелова)

дружелюбие

«Лиса и журавль» (русская народная сказка)

заботливость

«История про ворчливого ёжика» (современная сказка – М Скребцова),

«Волчья ягода» (современная сказка – А.Неелова)

любовь к матери

«Новогодняя сказка» (современная сказка – А.Лопатина),

«Материнская любовь» (корейская народная сказка)

милосердие

«Топор» (А.Н.Толстой),

«Птичка» (современная сказка – А.Неелова)

послушание

«Три совета отца» (татарская народная сказка),

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка)

правдивость

«Что сильней всего на свете» (чувашская народная сказка),

«Честный мальчик» (корейская сказка)

скромность

«Житейская мудрость» (сказка народов Бирма),

«Пастух из Кальтанисетты» (итальянская сказка)

терпение

«Умей обождать» (К.Ушинский)

трудолюбие

«Колосок» (украинская народная сказка),

«Ласточка и воробей» (турецкая сказка)


Структура занятий.


На работу по формированию одного нравственного качества отводится два занятия. Каждое занятие (кроме вводного) состоит из двух частей: теоретической и практической.

Примерное содержание этапов занятия с учётом смены видов деятельности:


Первое занятие

Второе занятие

Слушание, просмотр или чтение сказки. Цель - создать комфорт и заинтересованность, познакомить с содержанием сказки.

Пересказ сказки по кругу, моделирование сказки, викторина, загадки и ребусы на узнавание героев сказки.

Цель - создать заинтересованность, вспомнить содержание сказки.

Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи (чему учит сказка).

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт, сверить свои впечатления с определённым эталоном, переосмыслить отношение к различным сторонам действительности.

Определение структуры и вида данной сказки, поиск и узнавание сказок аналогичного вида или с таким же сюжетом.

Цель - использовать полученные знания об особенностях каждого вида сказки, её структуре, ориентироваться в многообразии сказок.

Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.


Выполнение индивидуальных или коллективных творческих заданий (придумать продолжение, поставить героев сказки в новые условия, ввести непредвиденные ситуации, смешать несколько сюжетов и др.)

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

Придумывание своей сказки (с теми же героями, но другим сюжетом; с похожим сюжетом, но другими героями; с другими героями и другим сюжетом).

Цель - развивать творческую активность, креативность мышления.


Теоретическая часть занятий направлена на усвоение литературных понятий, совершенствование навыков устной и письменной речи. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию ребёнка т.к. сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Работа со сказкой организуется таким образом, чтобы она способствовала формированию у первоклассников положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов деятельности: художественно-продуктивной, речевой, игровой, музыкально-двигательной. Это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование, игра, драматизация, исполнение песен литературных героев и др. Продуктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики рук и речи, формированию эстетического вкуса, расширению представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей: желания и потребности ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).


Содержание программы.


Тема № 1. Что за прелесть эти сказки. Вводное занятие.

Цель: выявление читательских предпочтений, знакомство с понятием «сказка» и видами сказок.

Содержание: слушание и рассказывание сказок, присмотр диафильма Д.Биссет «Сказка про слона, про костёр и про белую уточку», работа над эмоциональным восприятием сказки. Игра «Загадки-цепочки». Слушание песни "В мире много сказок" (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).


Тема № 2-3. Без дела жить - только небо коптить.

Цель: формирование и закрепление у детей этических представлений о понятиях “трудолюбие” и “лень”, воспитание у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Содержание: «Колосок» (украинская народная сказка). «Ласточка и воробей» (турецкая сказка). Лепка «Мышата и петушок». Исполнение диалогов. Игра «Король и работники». Творческое задание «Маленькое дело». Дидактическая игра “Назови пословицу”. Рисование сюжета сказки. Творческое задание: «Как выглядит лень?».


Тема № 4-5. Труд обогащает, а бережливость сохраняет.

Цель: воспитание бережливости по отношению к окружающим вещам, игрушкам.

Содержание: «Васин ранец» (современная сказка – А.Лопатина). «Бережливость» (афганская народная сказка). Игра «Фея бережливости». Анализ педагогических ситуаций. Рисунок «Любимая вещь». Творческое задание «Наука бережливости». Составление диалогов от имени испорченной вещи или игрушки.


Тема № 6-7. Без друга в жизни туго.

Цель: формирование представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга; умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Содержание: «Лиса и журавль» (русская народная сказка). Игра-драматизация. Игра «Подскажи словечко» (пословицы о дружбе). Рисование на сюжет сказки. Разучивание песни «Настоящий друг» (автор текста Пляцковский М., композитор Савельев Б.). Викторина по сказкам «О дружбе и друзьях». Творческое задание «Сказочные друзья». Игра «Колечко дружелюбия».


Тема № 8-9. Верный друг лучше сотни слуг.

Цель: формирование представления детей о верности и её проявлениях.

Содержание: «Пуговица и рукавичка» (современная сказка – Т.Вершинина), Плотник и кошка (японская сказка). Игра «Наши верные друзья». Рисунок «Верные рукавички». Творческое задание «Верные друзья». Рисунок «Для верного друга».



Тема № 10-11. Жизнь дана на добрые дела.

Цель: формирование у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, воспитывать потребность в совершении добрых дел.

Содержание: «Даром ни одно доброе дело не пропадает» (современная сказка – А. Неелова). Аппликация «Добрая капелька». Игра «добрый или злой». Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”. Рисование на тему «Если добрый ты». Разучивание песни «Если добрый ты» (автор слов - Хайт А., композитор - Савельев Б.). Раскрашивание «Раскрась Леопольда».


Тема № 12-13. Черствое сердце не знает благодарности.

Цель: формирование представления детей о благодарности, умения благодарить за добрые дела.

Содержание: «Кто вырастил яблочко?» (современная сказка – Е.Фролова). «Благодарность лягушки» (японская народная сказка). Игра «Птица Благодарности». Творческое задание «Спасибо природе». Аппликация «Яблоня». Рисунок «Благодарное сердце». Творческое задание – составление благодарности от лица сказочного героя.


Тема № 14-15. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Цель: формирование представления детей о вежливости, о взаимосвязи понятий «вежливость» и «доброта».

Содержание: «Вежливый кролик» (мексиканская сказка). «Кто сшил Видеку рубашку» (Ф.Левствик – современная сказка). Игра «Школа вежливости». Творческое задание «Приветливые люди». Изготовление кукол на пальцы. Игра «Пожалуйста». Инсценирование и анализ педагогических ситуаций. Составление «вредных советов».


Тема № 16-17. Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Содержание: «Топор» (А.Н.Толстой), «Птичка» (современная сказка – А.Неелова). Игра "Солнышко милосердия». Творческое задание «Законы милосердия». Рисунок «День милосердия». Оригами «птичка». Игра-драматизация (по сказке Л.Толстого «Топор»). Игра «Мудрый совет». Творческое задание «Поможем людям». Игра «Круг нежности».


Тема № 18-19.Будь природе другом.

Цель: формирование экологической культуры, бережного отношения к природе.

Содержание: «Майский жук» (современная сказка – А.Неелова), «Мальчик и колокольчики ландышей» (сказка В.Сухомлинского). Творческое задание «Разговор цветов». Игра «Мир природы». Рисунок «В гостях у жука». Творческое задание «Любимый хозяин». Сочинение сказки «В гости к дедушке Лесовику». Аппликация «Цветочная поляна».


Тема № 20-21.Скромность всякому к лицу.

Цель: формирование представления детей о скромности.

Содержание: «Житейская мудрость» (сказка народов Бирма). «Пастух из Кальтанисетты» (итальянская сказка). Игра «Скромные звери». Сочиняем сказку «Скромный Мартин». Лепка «Золотая статуя». Творческое задание «Самый скромный». Сценка «В городе и деревне». Рисование на тему «Скромность в природе».


Тема № 22-23. Нет милее дружка, чем родная матушка.

Цель: воспитание доброго, внимательного, уважительного отношения к маме, любви и понимания к самому близкому человеку – матери.

Содержание: «Новогодняя сказка» (современная сказка – А.Лопатина). «Материнская любовь» (корейская народная сказка). Игра «Подарки для мамы». Разучивание и исполнение песни о маме (автор - Якова О.В.). Рисунок «Дерево любви». Творческое задание «Сочиняем песенку». Аппликация для мамы. Мамина сказка (сочинение сказок). Просмотр и обсуждение видеоклипа.


Тема № 24-25. Все, что правдиво, красиво на диво.

Цель: развитие стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения; воспитание правдивости, честности.

Содержание: «Что сильней всего на свете» (чувашская народная сказка). «Честный мальчик» (корейская сказка). Игра «Сердечко честности». Рисунок «Солнышко правдивости». Творческое задание «Честные люди». Игры-драматизации.



Тема № 26-27. Сказано, сделано.

Цель: формирование базовых семейных ценностей – уважение старших и послушание.

Содержание: «Три совета отца» (татарская народная сказка). «Гуси-лебеди» (русская народная сказка). Рисование иллюстраций к сюжету. Составление диафильма. Игра «Красивые поступки». Драматизация (фрагмент из сказки). Творческое задание – сочинение сказки о непослушном мышонке.


Тема № 28-29. На хотенье есть терпенье.

Цель: формирование представления о терпении и его значении в жизни человека.

Содержание: «Умей обождать» (К.Ушинский). Творческое задание – сочинение сказки «Нетерпеливый карандаш». Инсценировка сказки. Лепка «петушок» и «курочка». Игра «терпеливый дождик». Рисование на тему сюжета сказки.


Тема № 30-31. Земля заботу любит.

Цель: закрепить представление о ценностях семьи, учить детей ценить заботу взрослых и заботиться друг о друге.

Содержание: «История про ворчливого ёжика» (современная сказка – М Скребцова), «Волчья ягода» (современная сказка – А.Неелова). Игра «Заботимся о родителях». Рисунок: «Цветок помощи». Творческое задание «Заботливый мир». Анализ педагогических ситуаций. Лепка «ёжик».


Тема № 32-33. Праздник сказок. Итоговые занятия.

Цель: закрепление изученных понятий (литературных и нравственных), оформление творческих работ.

Содержание: Подготовка и проведение спектакля (по выбору детей). Викторина по сказкам. Презентация детских работ.





К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:


  1. Иметь представление о структуре сказки, основных видах сказок.

  2. Уметь отличать авторскую сказку от народной, волшебную сказку от социально-бытовой и сказки о животных.

  3. Сознательно, вдумчиво относиться к прочитанным произведениям.

  4. Уметь воспринять и воспроизвести сюжеты сказок.

  5. Иллюстрировать услышанное или прочитанное.

  6. Передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

  7. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, толерантными.

  8. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

  9. Оформлять творческие работы и достижения.



Литература


Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009.

Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21.

Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48.

Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009.

Вачков, И. Сочиняем сказки. //Школьный психолог. – 2003. №19. – С.16.

Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 1982.

Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий "правда" и "ложь". //Начальная школа. – 2000. №10. – С.55.

А.Лопатина. М.Скребцова. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах. Амрита-Русь, 2007.

Народные русские сказки. — М., 1982.

Померанцева Э. Русские сказочники. М.: Просвещение, 1976.

«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

Русские народные сказки. — М., 1958

Сказки русских писателей. — М., 1977

Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989.
















Календарно-тематическое планирование


Тематика занятий

Кол-во часов

Дата

1

Что за прелесть эти сказки. Вводное занятие.

1


2-3

Без дела жить - только небо коптить.

2


4-5

Труд обогащает, а бережливость сохраняет.

2


6-7

Без друга в жизни туго.

2


8-9

Верный друг лучше сотни слуг.

2


10-11

Жизнь дана на добрые дела.

2


12-13

Черствое сердце не знает благодарности.

2


14-15

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

2


16-17

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

2


18-19

Будь природе другом.

2


20-21

Скромность всякому к лицу.

2


22-23

Нет милее дружка, чем родная матушка.

2


24-25

Все, что правдиво, красиво на диво.

2


26-27

Сказано, сделано.

2


28-29

На хотенье есть терпенье.

2


30-31

Земля заботу любит.

2


32-33

Праздник сказок. Итоговые занятия.

2



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее